Кое-что о церковной икономии
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Кое-что о церковной икономии [info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
http://rebrik.livejournal.com/325265.html?thread=6679953#t6679953
pretre_philippe
2009-12-27 10:58 am (UTC)
Приветствую, отче!
Я бы по большому счету добавил: отпевать всех, родственники которых желают молитв Церкви. И все - неважно, крещеный был или нет. Признак крещения по рождению в нашем случае слишком формальным выглядит, при условии, что фактически крещение по жизни у такого человека никак не проявлялось. Но при этом, безусловно, необходим специальный чин погребения таких людей.
Самоубийц тоже можно было бы отпевать, не всех подряд, но при выяснении обстоятельств. Одно дело - самоубийство Иуды, другое - Марины Цветаевой, например. О которой, кстати, в самой РПЦ служили уже панихиды.
В ответ на мою реплику в дискуссию вступил один участник
fronesis
2009-12-27 04:17 pm (UTC)
Reply Track This Link Parent Thread
Вы хотите сказать, что крещение ничего не меняет в человеке?! Апостола Павла в отставку с его " Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним"????
pretre_philippe
2009-12-27 04:37 pm (UTC)
Reply Delete Track This Link Parent Thread
А причем здесь "в отставку" ап. Павла?
Я писал про формально совершенное крещение, скорее по инерции традиции, которое никаким образом не сказалось на жизни человека. В древности Церковь такого крещения не допускала. Умирание в данном случае - действие осознанное и добровольное.
Признак "крещен-не крещен" поэтому недостаточен и выходит довольно внешним критерием, поверхностным. Читайте, кстати, Рим. 2, 17-29, только замените слово "иудей" на "православный, а "обрезание" на "крещение" - поймете тогда, что я имею в виду.
fronesis
2009-12-27 05:29 pm (UTC)
Reply Track This Link Parent Thread
С этим я согласен, но не понимаю, почему можно отпевать НЕКРЕЩЕНОГО. Если человек крещен, пусть он и не проявил в жизни плоды крещения, то он все же член Церкви, и она может помолится о нем. Некрещеный есть внешний для церкви. Разве она судит о них?
pretre_philippe
2009-12-27 05:35 pm (UTC)
Reply Delete Track This Link Parent Thread
Еще раз повторю: почему тот, кто был крещен по традиции (а не по вере), и в вере не жил, к Богу не обращался, должен считаться членом Церкви? Он такой же ВНЕШНИЙ человек по отношению к ней, как тот, кто не был крещен.
Зато бывают случаи, когда иные некрещеные по жизни не только поступают, как христиане, и в Бога веруют, но и ответственно готовятся к тому же крещению. Но... не успевают: несчастный случай, допустим, со смертельным исходом. Я такие случаи знаю.
venceslav
2009-12-27 05:56 pm (UTC)
Reply Track This Link Parent Thread
Протестантствуете, отче, маленький ребенок, младенец, что может знать о вере.
fronesis
2009-12-27 05:57 pm (UTC)
Reply Track This Link Parent Thread
И с этим соглашусь - случаи бывают всякие и только Бог может разобрать, кто веру имел, но получается, что вы сами решаете веровал ли тот или иной некрещеный в Бога или нет, а если веровал, то как. Вот это и смущает. Более того, вы писали, что отпевали бы некрещеного по просьбе родственников. Если родственники - люди церковные, то они должны понимать, что их просьба - неуместна, а если они чуждые Церкви, то понять их можно: люди стремятся заручиться поддержкой как можно большего количества авторитетных сил для облегчения участи своего сородича. Понять их можно, но следует ли исполнять?
pretre_philippe
2009-12-27 06:34 pm (UTC)
Reply Delete Track This Link Parent Thread
Церковь вообще-то молится за ВСЕХ: о мире всего мира, властях и воинстве (среди которых в наше время уж наверняка некрещеные встречаются) и т.д.
Отпевание - не таинство типа исповеди или Евхаристии, где участвуют, безусловно, не только крещеные, но ВЕРНЫЕ, а вид молитвы. Только, повторю, чин должен быть другой, его давно пора разработать - для тех, кто скончался вне церковного общения (крещеный, некрещеный - не так уж важно).
Насчет "Бог может разобрать" - как Вы сам это понимаете? Он ведь и поставил служителей Церкви научать вере, крестить и т.д. В случае отпевания как раз во избежание "определения" лучше объединить некрещеных и условно, формально крещеных, поскольку связь их с Церковью не была прослежена, а это определить достаточно легко, те же родственники подтверждают. У верного христианина ведь сама вера предполагает участие в церковной жизни.
fronesis
2009-12-27 06:52 pm (UTC)
Reply Track This Link Parent Thread
Согласен с другим последование отпевания для нецерковных, но крещеных людей. Не могу понять, что за отпевание может быть некрещненых. О чем просить Бога? Он Сам,будучи Творцом их, разберет, что с ними делать. Церковь не может быть праведней и милостивей своего Главы. Некрещеные - по природе чада гнева (Еф. 2, 3)
pretre_philippe
2009-12-27 07:10 pm (UTC)
Reply Delete Track This Link Parent Thread
чада гнева
Опять-таки, Вы и ап. Павел исходите из совершенно разных парадигм (контекстов). Павел, бесспорно, подразумевал под этим соумирание со Христом. Вы же фактически рассматриваете вслед за многими обращающимися ко крещению современниками просто ритуал, связанный с произнесением определенных молитв и омовением водой. Точнее, Вы, может быть, так и не рассматриваете, но если исходите только из одного голого факта крещения вне того контекста, в каком оно совершалось (а он в наших условиях чаще всего понятно, какой), то фактически ограничиваетесь внешне-магическим подходом.
"Вода тебя примет, а Дух не примет" - это слова Кирилла Иерусалимского, касающиеся подобных ситуаций. И я не вижу, чем формально крещеные здесь могут отличаться от некрещеных.
fronesis
2009-12-27 07:27 pm (UTC)
Reply Track This Link Parent Thread
Re: чада гнева
Магическим подходом ограничиваются как раз современники, желающие, чтобы батюшка что-то там побормотал, и поскорее за стол. Для меня же в крещении человек получает дар Духа Святого, этот дар реально преображает его природу, хотя сам человек этого может сразу и не заметить. Этот дар не уничтожим до конца ничем. Так вот его нет у некрещеных, какие бы они не были. Кстати, это у вас скорее магический подход к отпеванию всех подряд,лишь бы родственники попросили.
Фраза св. Кирилла означает пожелание крещенному помнить об этом и жить согласно с этим. Тот же Кирилл в поучении на Крещение вслед за апостолом Павлом пишет о реальном усыновлении Христу в Крещении. Нет этого усыновления у некрещеных по определению. Вот и разница
pretre_philippe
2009-12-27 07:48 pm (UTC)
Reply Delete Track This Link Parent Thread
Re: чада гнева
А как человек сохраняет этот дар Духа вне общины, вне дальнейшего приобщения к таинствам, вне молитвы и веры? Семя, попавшее в бесплодную почву, не прорастает, но пропадает, загнивает.
Соответственно и об усыновлении говорить не о чем. Иные некрещеные гораздо ближе бывают ко Христу в этом плане.
Короче: не все некрещеные непременно погибнут, как и не все крещеные непременно спасутся.
А в молитве Церковь, думаю, не может отказать никому, кто просит о ней. То есть и родственникам умершего некрещеного. Только вид молитвы должен быть иной, чем о чадах Церкви. И магия здесь не при чем, если подразумевается действительно живая молитва, а не набор каких-то заклинательных формул.
fronesis
2009-12-27 07:59 pm (UTC)
Reply Track This Link Parent Thread
Re: чада гнева
Господи, речь не о том, как живут крещеные и некрещеные - по-разному живут. А речь о том, что вас просят совершить от лица Церкви молитву за человека ей не принадлежащего и уже отошедшего на суд праведнейший. Вот это мне и непонятно. Молитва за живого некрещеного ясна - об обращении его ко Христу и Церкви, а за умершего я не понимаю. Кстати, а вам не приходила мысль, что вы можете нарушать духовную свободу умершего человека, который может совсем не хотел, чтобы за него молились. Мало чего там родственники хотят?
pretre_philippe
2009-12-27 08:26 pm (UTC)
Reply Delete Track This Link Parent Thread
Re: чада гнева
То же может касаться и многих крещеных, которых сейчас отпевают, из соображений икономии, ради их родственников. Если эта икономия еще распространится на некрещеных (не всяких, а веровавших и неуспевших покреститься, о чем могут засвидетельствовать их родственники), то не вижу в этом никакой проблемы. У нас же в церковном быту как раз господствует внешний и формальный подход.
Кстати, верующие родственники некрещеных, которые так или иначе будут помнить о них и про себя молиться за них, неужто непременно нарушат их духовную свободу? не думаю.
Вывод, который делаю я сам:
Тут, конечно, хорошо бы в перспективе определиться. Либо уж у нас икономия, но тогда последовательная и распространяющаяся не только на условно-крещеных. Либо акривия, но тогда многих из тех, которых сейчас отпевают, надо вовсе исключать из этого процесса. Единственное, что может смущать или просто повредить здесь - это возможная излишняя коммерциализация в данном случае, как это уже имеет место при совершении других треб.
И в ответ Венцеславу:
детское крещение фактически явилось с самого начала этой же икономией. И распространилось оно на Западе быстрее, чем на Востоке, вследствие господствовавших тогда представлений, особенно с Августина, что некрещеный младенец несет на себе печать первородного Адамова греха и потому спастись не может. ОДнако, Христос, говоря "пустите детей приходить ко Мне", возлагал руки на НЕКРЕЩЕНЫХ еврейских младенцев...