­
­

Код "Дьяболо":

топ 100 блогов avvakoum21.08.2014 Бенвенуто Челлини создал бронзовый барельеф 81х90 см для фронтальной стороны пьедестала статуи «Персея», ныне установленной на площади Сеньории во Флоренции, не ранее 1552, и не позднее 1554 года. Барельеф оказался последней, завершающей деталью, венчающей выдающийся своей красотой и гармонией скульптурный ансамбль.

 
Сохранилось письмо преподобного Антонио Минербетти, епископа Ареццо, адресованное в августе этого года Джорджо Вазари, в котором священник сообщает историку искусства о своём визите в мастерскую Бенвенуто Челлини, и о том, что он видел статую Персея в саду возле мастерской. По словам Минербетти, статуя почти готова, и только «bassi rilievi» для неё ещё не отлит, хотя его модель уже закончена. [К. Frey, Der literarische Nachlass Giorgio Vasari, vol. I (Munich,1923), pp 330-331) [Поуп-Хеннесси стр 174].

На прямоугольном барельефе, укреплённом на пьедестале прямо на уровне глаз возможного зрителя, изображён один из мифов о легендарном Персее, в версии изложения мифа, донесённой до нас древнеримским поэтом Овидием. [Овидий. Метаморфозы].

 Код Дьяболо:

Согласно преданию, полубог Персей, рождённый от Зевса и земной женщины Данаи, совершив свой главный подвиг: обезглавив Медузу-Горгону, на обратном пути спас красавицу Андромеду.

«После долгого пути Персей достиг царства Кефея, лежавшего в Эфиопии на берегу Океана. Там, на скале, у самого берега моря он увидал прикованную прекрасную Андромеду, дочь царя Кефея. Она должна была искупить вину своей матери, Кассиопеи. Кассиопея прогневала морских нимф. Гордясь своей красотой, она сказала, что всех прекрасней она, царица Кассиопея. Разгневались нимфы и умолили бога морей Посейдона наказать Кефея и Кассиопею. Посейдон послал, по просьбе нимф, чудовище, подобное исполинской рыбе. Оно всплывало из морской глубины и опустошало владения Кефея. Плачем и стонами наполнилось царство Кофея. Он обратился, наконец, к оракулу Зевса Аммону2 и спросил, как избавиться ему от этого несчастья. Оракул дал такой ответ:

- Отдай свою дочь Андромеду на растерзание чудовищу, и окончится тогда кара Посейдона.

Народ, узнав ответ оракула, заставил царя приковать Андромеду к скале у моря. Бледная от ужаса, стояла у подножия скалы в тяжелых оковах Андромеда; с невыразимым страхом смотрела она на море, ожидая, что вот-вот появится чудовище и растерзает ее. Слезы катились из ее глаз, ужас охватывал ее от одной мысли о том, что должна она погибнуть в цвете прекрасной юности, полная сил, не изведав радостей жизни. Ее-то и увидал Персей. Он принял бы ее за дивную статую из белого паросского мрамора, если бы морской ветер не развевал ее волос и не падали из ее прекрасных глаз крупные слезы. С восторгом смотрит на нее юный герой, и могучее чувство любви к Андромеде загорается в его сердце. Персей быстро спустился к ней и ласково спросил ее:

- О, скажи мне, прекрасная дева, чья это страна, назови мне твое имя! Скажи, за что прикована ты здесь к скале?

Андромеда рассказала, за чью вину приходится ей страдать. Не хочет прекрасная дева, чтобы герой подумал, что искупает она собственную вину. Еще не окончила свой рассказ Андромеда, как заклокотала морская пучина, и среди бушующих волн показалось чудовище. Оно высоко подняло свою голову с разверстой громадной пастью. Громко вскрикнула от ужаса Андромеда. Обезумев от горя, прибежали на берег Кефей и Кассиопея. Горько плачут они, обнимая дочь. Нет ей спасенья!


Тогда заговорил сын Зевса, Персей:

- Еще много будет у вас времени лить слезы, мало времени лишь для спасения вашей дочери. Я - сын Зевса, Персей, убивший обвитую змеями горгону Медузу. Отдайте мне в жены вашу дочь Андромеду, и я спасу ее.

С радостью согласились Кефей и Кассиопея. Они готовы были сделать все для спасения дочери. Кефей обещал ему даже все царство в приданое, лишь бы он спас Андромеду. Уже близко чудовище. Оно быстро приближается к скале, широкой грудью рассекая волны, подобно кораблю, который несется по волнам, как на крыльях, от взмахов весел могучих юных гребцов. Не далее полета стрелы было чудовище, когда Персей взлетел высоко в воздух. Тень его упала в море, и с яростью ринулось чудовище на тень героя. Персей смело бросился с высоты на чудовище и глубоко вонзил ему в спину изогнутый меч. Почувствовав тяжкую рану, высоко поднялось в волнах чудовище; оно бьется в море, словно кабан, которого с неистовым лаем окружила стая собак; то погружается оно глубоко в воду, то вновь всплывает. Бешено бьет по воде чудовище своим рыбьим хвостом, и тысячи брызг взлетают до самых вершин прибрежных скал. Пеной покрылось море. Раскрыв пасть, бросается чудовище на Персея, но с быстротой чайки взлетает он в своих крылатых сандалиях. Удар за ударом наносит он. Кровь и вода хлынули из пасти чудовища, пораженного насмерть. Крылья сандалий Персея намокли, они едва держат на воздухе героя. Быстро понесся могучий сын Данаи к скале, которая выдавалась из моря, обхватил ее левой рукой и трижды погрузил свой меч в широкую грудь чудовища. Окончен ужасный бой. Радостные крики несутся с берега. Все славят могучего героя. Сняты оковы с прекрасной Андромеды, и, торжествуя победу, ведет Персей свою невесту во дворец отца ее Кефея.» [http://ulenspiegel.od.ua/persej-spasaet-andromedu].


Профессор Поуп-Хеннесси, говоря об этой скульптурной работе Челлини замечает, что барельеф никогда не был объектом «серьёзного анализа», и что с «повествовательной точки зрения этот сюжет представляется загадочным». [Поуп Хеннесси стр 182].

Сэр Джон имеет ввиду, говоря о «загадках», что смысл изображённых Бенвенуто событий понятен непосвящённому зрителю не вполне.

Что именно представляется "загадочным" Ключнику? Что здесь не так?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
США много критикуют за огромный госдолг и двойной дефицит. Сразу скажу, что имхо критикуют зря. Американцы поступили вполне по-американски: обнаружив ручку, которая что-то регулирует, они ее поворачивали до тех пор, пока что-то не сломалось. "Чтобы узнать как далеко ты можешь зайти, ...
Вот она какая великая цивилизация, самая демократическая в мире... Настолько демократическая и цивилизованная, что малолетние бляди из "Плейбоя" позволяют себе фотографировать пожилых женщин в раздевалке фитнеса и выкладывать их в сеть. Здесь можете подписаться на мой блог ...
Графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель,урождённая графиня Келлер Графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель (урождённая графиня Келлер; 1846, Киев — 19 ноября 1931, Париж) — хозяйка великосветского салона в Петербурге, который посещали государственные деятели и крупные чиновники конца ...
Конец 1950-х - 1960-е годы - время массовой жилой застройки, когда люди переезжали из коммуналок в отдельные квартиры. Вот - ряд открыток, связанных с новосельем. По ним можно изучать стиль эпохи. ...
Что делать в Вильнюсе в дождь? Конечно, прятаться! Прятаться в музее, в кото-кафе, в кофейне, в уютной ближайшей едальне, прятаться на семинарах, греться вкусным чаем, а вечерами выползать дружной командой одногруппников, чтобы спрятаться в местах, где можно вкусно поужинать, душевн ...