Княжна Ирина в мемуарах своей учительницы: "Она держалась со мной волчонком,
irinatrubacheva — 24.10.2021Ирина Александровна Романова - дочь князя Александра Михайловича (Сандро) и княгини Ксении Александровны, родной сестры Николая II. Повзрослев, Ирина вышла замуж за князя Феликса Юсупова, красавца из богатейшей семьи, который считался личностью эксцентричной и даже скандальной. Какой девочкой она росла?
В своей семье Ирина была старшей дочерью. После нее у Ксении Александровны родилось еще шестеро детей, и все мальчики. Строчки Пушкина: "Она в семье своей родной казалась девочкой чужой" ей вполне подходят.
С 1910-го года воспитанием и образованием племянницы Николая II занималась Екатерина Леонидовна Камаровская - не просто гувернантка и скромная учительница, которой повезло прикоснуться к царской семье, а знающая себе цену личность. Камаровская была образованной женщиной, дочерью профессора Московского университета, и ранее успешно руководила детским приютом.
Работу ей предложила подруга, вынужденная уйти с должности домашней учительницы в связи с замужеством. Камаровская же замуж не собиралась. Ей вообще казалось, что семейная жизнь не для нее. Она понимала, что не отличается красотой, но никогда, как говорится, не комплексовала. Мужчины несколько раз делали ей предложения, но она их спокойно отвергала. Поступив на работу учительницей к племяннице Николая II, она, прежде всего, хотела материально помочь своей семье, особенно, больному отцу. Переезд в дом Романовых означал добровольную несвободу и отрыв от родных на долгие месяцы и даже годы.
На момент встречи учительницы и воспитанницы первой было 32 года, второй - 15 лет.
Первое, что поразило графиню Камаровскую - невоспитанность детей Ксении Александровны и Александра Михайловича. Они творили что хотели и не слушались даже родителей. Ирина же была хоть и молчаливой, но какой-то дикой, странной.
"Это была высокая, очень худая девочка 15-ти лет. Обращали на себя внимание красивые глаза и правильные черты лица, но, в общем, во всей ней чувствовался какой-то излом, что-то нездоровое; она страшно конфузилась, стеснялась, краснела. ...абсолютно не владела плавной, связной речью, запиналась, точно искала слова".
В первый же день, когда учительница после занятий предложила ей прогуляться, Ирина выскочила в парк, подбежала к дереву, уперлась в него лбом, угрюмо сказала: «Я хочу так стоять и молчать», и стояла чуть ли не час, пока Екатерина Леонидовна не увела её.
В последующие недели девочка продолжала испытывать терпение учительницы. Намеренно злила, делала неприятное. Занималась с большой неохотой, ленилась. Могла вскочить посреди урока и убежать на родительскую сторону дома, туда, куда вход учителям был закрыт. Спустя пару часов ее обнаруживали в ванной комнате, читающей запрещенный ей английский роман. Графиня Камаровская также отмечала высокомерное отношение девочки и ее братьев ко всем окружающим.
"Она, так же как почти все они, была пропитана сознанием собственного превосходства над всеми, без всяких знаний, и чувствовалось, что никто никогда не говорил ей правды. Она держалась со мной волчонком, упрямым, злым".
И однажды терпение учительницы лопнуло. Серьезно подумав и поговорив со своим духовником, она решила больше не мучиться и отказаться от почётной должности. Но напоследок решила поговорить с воспитанницей.
Графиня сказала, что считает Ирину вполне способной девочкой, имеющей все возможности для обучения, но не пользующейся ими. Что у нее большие проблемы с поведением и послушанием. Что тратить время и силы она, учительница, больше не хочет. У нее интересная жизнь и вне царской семьи, а заниматься низкопоклонством и заискивать не в ее правилах. "Я дорожу больше всего искренним, сердечным отношением".
Наверное, это был единственный способ переломить ситуацию - показать нервной избалованной девочке, что терпеть до бесконечности ее капризы не будут, даже за большие деньги ее родителей. Услышав такую речь от спокойной терпеливой учительницы, Ирина тихо сказала:
"Прошу вас, не делайте этого. Я постараюсь измениться и буду вас слушаться".
Екатерина Леонидовна согласилась и дала ей срок - месяц.
С тех пор их отношения начали теплеть. Ирина перестала делать всё назло и вопреки. А учительница поняла, что ситуация хоть и запущенная, но попробовать исправить ее можно.
Екатерина Леонидовна заметила, что у ее воспитанницы почти нет связи с матерью, Ксенией Александровной. Девочка больше тянется к отцу, но и у него не хватает на дочь времени. С братьями она общается мало, а учителя ей надоели, отсюда непонимание - чего хотеть, к чему стремиться. Как у птички в золотой клетке. И озлобленность, как у волчонка.
У юной княжны не было понимания ценности денег и того, как они достаются другим людям:
"Мать безалаберно давала ей деньги: вдруг даст ей 200 руб. и даже больше".
Для сравнения - зарплата учителя начальной школы в царские времена составляла примерно 25 рублей в месяц. Получив любую сумму, девочка тут же ехала в кондитерскую и покупала земляничный торт, а дальше не знала, что и придумать. Графиня Камаровская, на правах учительницы и воспитательницы, ограничила суммы до 25 рублей в месяц.
Также графиня стала обращать внимание княжны на нужды других людей. Однажды они подслушали в магазине разговор: бабушка объясняла внучке, что не может купить ей куклу, так как у них осталось всего 3 рубля, а нужно еще купить подарок ее брату. Тогда Ирина сама, тайком, сунула девочке 10 рублей, чем была безмерно горда. Как и ее учительница, наблюдавшая эту сцену.
Екатерина Леонидовна, много знавшая о благотворительности (ранее она была попечительницей детского приюта), предложила Ирине Александровне участвовать в благотворительных базарах, собирая деньги на добрые дела. И та постепенно втянулась - рисовала и вышивала с энтузиазмом, а затем радовалась вырученным суммам.
Оказалось, что до появления новой учительницы Ирина не гуляла по Петербургу. Вместе они стали много ходить пешком по городским улицам, и графиня рассказывала воспитаннице об архитектуре и истории города.
Отмечая, что Ирина Александровна всё так же ленива в отношении учебы в целом, графиня Камаровская подметила ее склонности - интерес к музыке и рисованию. Однако нанятые матерью Ирины учителя отбивали у девочки желание совершенствоваться. Учительница музыки заставляла ее заучивать слишком сложные произведения, а учитель рисования не давал ничего рисовать с натуры, требуя копировать картинки. Екатерина Леонидовна настояла на смене учителей и дело пошло на лад: Ирина стала с удовольствием рисовать, а также заучивать на фортепьяно несложные песенки.
В конце лета Екатерина Леонидовна вместе с Ириной и ее братьями отправилась в Крым, в имение князя Александра Михайловича Ай-Тодор. Князь с женой в это время были за границей. В Крыму учительница много гуляла с детьми, ездила с ними в горы и к морю, а также играла в городки, лапту и крокет. Атмосфера была радостной и спокойной.
По вечерам Ирина рисовала или готовила что-то для благотворительного базара, а графиня Камаровская читала ей "Войну и мир", "Дворянское гнездо", "Записки охотника"...
Ездили они и в Ливадию, где жила семья Николая II. Ирина общалась с дочерьми императора. Об этом, а также о психологических травмах Ирины Александровны в связи с амурными делами ее родителей, совсем скоро. Продолжение следует.
Также рекомендую воспоминания отца Ирины - великого князя Александра Михайловича (Сандро) и мемуары великой княгини Ольги Александровны (родной сестры Николая II).
|
</> |