Книжные итоги прошлого года

Элизабет Хау "Первые английские актрисы: дамы и драма" (en) - это однозначно книга года. Друзья вскладчину заказали мне ее на день рождения, за что я им безмерно и бесконечно благодарна. Книга Хау - один из самых фундаментальных и обстоятельных трудов, посвященных безумному и прекрасному театру английской Реставрации. Мечтаю теперь о книге Джона Уилсона "Все королевские леди: актрисы эпохи Реставрации".
Кэролайн Грэм. "Убийства в Бэджерс-Дрифте" - мое первое и, возможно, последнее знакомство с Кэролайн Грэм. Нет, дело не в том, что она подражает Кристи. Если ты женщина и пишешь детективы об английской глубинке, естественно, что все приписывают тебе подражательность. Беда в том, что в этом психологически внятном, атмосферно убедительном детективе попросту не очень хорошо выписана интрига, да еще и там-сям проглядывают сюжетные дыры.
Во-первых, совершенно непонятно, когда это убийцы в финале успели нагнать пузырек цикуты, учитывая, что стол в доме был засыпан листьями болиголова. Романтично аж жуть, но для такого надо быть химиком-суперменом, умеющим, кроме прочего, замедлять время.
Откуда убийцы освоили навык гнать цикуту, кстати, тоже не раскрыто. Я надеялась, что будет упомянут хоть какой-то кружок юного химика, но нет. Умеют - и всё. Всегда умели.
А сцена после убийства мамаши Рэйнберд мало того, что патологична, как кадр из боевика, на который ушло полторы цистерны кетчупа, – так еще и превращает убийцу в идиота (ну рили, кто оставляет второго свидетеля, убрав первого? конечно же, любой убийца знает, что свидетель просто свихнется и только потому ничего не скажет).
Ф.Бакман. "Вторая жизнь Уве". Первая половина книги меня очень радовала. Но навязчивое желание Бакмана подвязать все сюжетные ниточки и потыкать моралью в лицо читателю с какого-то момента начали вдруг отдавать сиропом. Впрочем, хорошая, хорошая книга, прямо как повесть Астрид Лингрен, только для больших.
Г.Гессе. "Степной волк". Замечательный модернистский роман про одного дяденьку, который депрессовал и ковырялся в своем богатом внутреннем мире, а потом ему сказали, что он дурак. После этого ковыряние в своем богатом внутреннем мире пошло куда веселее! (Ладно, ладно, я все понимаю про смерть бога и тень Первой мировой; но я спешу поиронизировать над модернистами, иначе мне придется заплакать).
Т.Манн "Смерть в Венеции". Прекрасно написанный и крайне тоскливый рассказ о тяге к смерти и поиске своего истинного "я", которое, будучи найдено, почему-то не очень радует. Манн такой Манн, а про модернистов я уж написала.
Кстати, прочитав название этой новеллы, Бунин вдохновился, развил собственный сюжет и написал "Господина из Сан-Франциско"
А.Кристи "Причуда мертвеца". Любимая Кристи. Классика. Всё не то, чем кажется, верь только собственным глазам, но и им – без фанатизма. Изящнейшая вещь.
Д.Сеттерфилд. "Пока течет река". Вторая книга Сеттерфилд понравилась мне гораздо больше разруганной мною "Тринадцатой сказки". Язык здесь живее и богаче, а ученическая старательность меньше бросается в глаза. Увы, Сеттерфилд грешит длиннейшими нарочитыми лирическими отступлениями, в которых иногда увязаешь.
А.Сальников. "Петровы в гриппе и вокруг него". Вот, по-моему, хорошая книга, которой повредил безудержный пиар и неумеренные восторги, поднятые вокруг нее. Я называю это "феномен Ирэн Форсайт": Голсуорси изображает нормальную, неплохую, во многом порядочную женщину, но при этом так отчаянно любит свою героиню и дует в уши читателю о ее божественности, что большинство читателей начинает придирчиво ковырять героиню пальчиком и жаловаться, что позолота-то отвалилась.
Так и с "Петровыми". Это очень приличный, неглупый, сюжетно и идейно интересный роман, но там, увы, есть явные огрехи (хотя бы языковые), да еще и стилево книга живо смахивает на "Альтиста Данилова". И экстатические восклицания Дмитрия Быкова и Галины Юзефович о том, какое уникальное явление русской культуры, языка и стилистики являет собой труд Сальникова, с первых страниц вступают в некоторый диссонанс с тем, что видишь своими глазами. Сама же по себе книга, как вы поняли, мне со второй попытки понравилась, и позже я напишу отдельную рецензию.
Забегая вперед: нет, фильм не понравился.
О.Хаксли. "О дивный новый мир". Очень удачное книжное завершение года. Вообще я очень не люблю антиутопии, а еще больше не люблю резонанс, который они имеют, – а резонанс этот всегда в духе «сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст». Но у Хаксли нет дребезжащего ворчания "куда катится мир" - точнее, ворчание это очень бодрое и приправленное самоиронией. Нет у Хаксли и готового ответа на заданные им вопросы, нет и готовности рваться вперед на спасение мира со знаменем наперевес, – только ирония и наблюдение. И именно это, видимо, как-то прорезонировало с теми настроениями, с которыми я вступала в 2022 год.
|
</> |