Книжные итоги прошлого года

топ 100 блогов bely_den15.01.2022 Собралась с силами и подвела итоги по прочитанному. Совсем специальную литературу и пьесы, как обычно, не включаю.

Элизабет Хау "Первые английские актрисы: дамы и драма" (en) - это однозначно книга года. Друзья вскладчину заказали мне ее на день рождения, за что я им безмерно и бесконечно благодарна. Книга Хау - один из самых фундаментальных и обстоятельных трудов, посвященных безумному и прекрасному театру английской Реставрации. Мечтаю теперь о книге Джона Уилсона "Все королевские леди: актрисы эпохи Реставрации".

Кэролайн Грэм. "Убийства в Бэджерс-Дрифте" - мое первое и, возможно, последнее знакомство с Кэролайн Грэм. Нет, дело не в том, что она подражает Кристи. Если ты женщина и пишешь детективы об английской глубинке, естественно, что все приписывают тебе подражательность. Беда в том, что в этом психологически внятном, атмосферно убедительном детективе попросту не очень хорошо выписана интрига, да еще и там-сям проглядывают сюжетные дыры.
Во-первых, совершенно непонятно, когда это убийцы в финале успели нагнать пузырек цикуты, учитывая, что стол в доме был засыпан листьями болиголова. Романтично аж жуть, но для такого надо быть химиком-суперменом, умеющим, кроме прочего, замедлять время.

Откуда убийцы освоили навык гнать цикуту, кстати, тоже не раскрыто. Я надеялась, что будет упомянут хоть какой-то кружок юного химика, но нет. Умеют - и всё. Всегда умели.

А сцена после убийства мамаши Рэйнберд мало того, что патологична, как кадр из боевика, на который ушло полторы цистерны кетчупа, – так еще и превращает убийцу в идиота (ну рили, кто оставляет второго свидетеля, убрав первого? конечно же, любой убийца знает, что свидетель просто свихнется и только потому ничего не скажет).

Ф.Бакман. "Вторая жизнь Уве". Первая половина книги меня очень радовала. Но навязчивое желание Бакмана подвязать все сюжетные ниточки и потыкать моралью в лицо читателю с какого-то момента начали вдруг отдавать сиропом. Впрочем, хорошая, хорошая книга, прямо как повесть Астрид Лингрен, только для больших.

Г.Гессе. "Степной волк". Замечательный модернистский роман про одного дяденьку, который депрессовал и ковырялся в своем богатом внутреннем мире, а потом ему сказали, что он дурак. После этого ковыряние в своем богатом внутреннем мире пошло куда веселее! (Ладно, ладно, я все понимаю про смерть бога и тень Первой мировой; но я спешу поиронизировать над модернистами, иначе мне придется заплакать).

Т.Манн "Смерть в Венеции". Прекрасно написанный и крайне тоскливый рассказ о тяге к смерти и поиске своего истинного "я", которое, будучи найдено, почему-то не очень радует. Манн такой Манн, а про модернистов я уж написала.
Кстати, прочитав название этой новеллы, Бунин вдохновился, развил собственный сюжет и написал "Господина из Сан-Франциско"

А.Кристи "Причуда мертвеца". Любимая Кристи. Классика. Всё не то, чем кажется, верь только собственным глазам, но и им – без фанатизма. Изящнейшая вещь.

Д.Сеттерфилд. "Пока течет река". Вторая книга Сеттерфилд понравилась мне гораздо больше разруганной мною "Тринадцатой сказки". Язык здесь живее и богаче, а ученическая старательность меньше бросается в глаза. Увы, Сеттерфилд грешит длиннейшими нарочитыми лирическими отступлениями, в которых иногда увязаешь.

А.Сальников. "Петровы в гриппе и вокруг него". Вот, по-моему, хорошая книга, которой повредил безудержный пиар и неумеренные восторги, поднятые вокруг нее. Я называю это "феномен Ирэн Форсайт": Голсуорси изображает нормальную, неплохую, во многом порядочную женщину, но при этом так отчаянно любит свою героиню и дует в уши читателю о ее божественности, что большинство читателей начинает придирчиво ковырять героиню пальчиком и жаловаться, что позолота-то отвалилась.
Так и с "Петровыми". Это очень приличный, неглупый, сюжетно и идейно интересный роман, но там, увы, есть явные огрехи (хотя бы языковые), да еще и стилево книга живо смахивает на "Альтиста Данилова". И экстатические восклицания Дмитрия Быкова и Галины Юзефович о том, какое уникальное явление русской культуры, языка и стилистики являет собой труд Сальникова, с первых страниц вступают в некоторый диссонанс с тем, что видишь своими глазами. Сама же по себе книга, как вы поняли, мне со второй попытки понравилась, и позже я напишу отдельную рецензию.

Забегая вперед: нет, фильм не понравился.

О.Хаксли. "О дивный новый мир". Очень удачное книжное завершение года. Вообще я очень не люблю антиутопии, а еще больше не люблю резонанс, который они имеют, – а резонанс этот всегда в духе «сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст». Но у Хаксли нет дребезжащего ворчания "куда катится мир" - точнее, ворчание это очень  бодрое и приправленное самоиронией. Нет у Хаксли и готового ответа на заданные им вопросы, нет и готовности рваться вперед на спасение мира со знаменем наперевес, – только ирония и наблюдение. И именно это, видимо, как-то прорезонировало с теми настроениями, с которыми я вступала в 2022 год.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Первая леди Франции Брижит Макрон хотела установить взамен сгоревшего шпиля собора Парижской Богоматери новый — в виде фаллоса с шарами. Об этом пишет газета The Times со ссылкой на бывшего министра культуры страны Розелин Башло. Она рассказала, что жена Макрона предлагала сделать шпиль ...
Управление автомобилем помогает предотвращать развитие слабоумия, утверждают исследователи из Колумбийского университета. Согласно их выводам, вождение снижает риск ухудшения когнитивных функций благодаря тому, что требует от водителя бдительности, а также дарит ему ощущение самоконтр ...
Сегодня празднует свой день рождения князь Монако Альбер II Его Светлость Князь Монако Альбер II (полное имя — Альбер Александр Луи Пьер Гримальди) — правящий князь Монако и герцог Валентинуа родился 14 марта 1958 года. Его ...
...
«Это трудное решение, которое расстроит некоторых людей, но, учитывая все обстоятельства, я думаю, что Калифорния, вероятно, должна принять законопроект SB 1047 о безопасности Искусственного Интеллекта. На протяжении более 20 лет я выступаю за регулирование ИИ, так же как мы ...