Книжная суббота. Возвращаясь к Меганезии: как рождалась Конфедерация
dpmmax — 08.01.2022На дворе суббота, и снова пора знакомить вас с чем-нибудь литературным. Кто-то, правда, ворчит, что лично он это давно уже читал, но пусть себе ворчит, раз такой быстрый. А я просто напомню, что есть ещё и такие интересные книги.
Если говорить про обширную серию Александра Розова «Меганезия», с которой я знакомил вас здесь и здесь, то, на мой взгляд, знакомиться с ней лучше начинать, выбрав книги «Депортация» (она коротенькая) и «Чужая в чужом море». А там уж как зайдёт. Если затык — можно бросать уже на «Депортации». Если же как по маслу — о, список будет длинным.
А потом рано или поздно возникнет интерес: а с чего же всё исторически (альтернативно-исторически) начиналось? Вот как раз три книги, о которых пойдёт речь далее, и относятся к периоду рождения конфедерации — не вполне в хронологическом порядке, есть и другие в этой серии, но тем не менее. И вновь слово Гато Ланге, с чьей оценкой я полностью согласен:
Возвращаемся к Александру Розову. На сей раз никакой рецензии в тесном смысле не будет, потому что речь пойдёт сразу о трёх книгах, ни с фабулой, ни с сюжетом коих возиться нет смысла: все они написаны по одному алгоритму, рассмотренному в рецензиях к «Конфедерации Меганезии», что не снижает их ценности. Скажу только, что повествование во всех трёх зиждется на некой условности, на которой и держится всё, называемой реальностью, данной в образах и ощущениях, и эта условность заведомо нарушена сами знаете кем, и вот всё опять не так, как кажется или может показаться, и не то, чем кажется или чем является на самом деле (А что это такое — «на самом деле»?), и всё становится то ли с ног на голову, то ли с головы на ноги. Но именно так создаётся Великая Кокаиновая Тропа.
Следует отметить, что описываемые миры в этих книжках несколько отличаются друг о друга в части реалий, но «наша земля — это море», — так говорили полинезийцы в «Конфедерации Меганезии», и это высказывание можно отнести ко всем трём произведениям: действие разворачивается в основном в тропически зонах всех трёх океанов и море и небо играют решающую роль, так что можно сказать, что «наша земля — это небо», — на том Розов и стоит. Итак:
1. «Xirtam. Забыть Агренду». Изначально Атлантика, карибский регион, попытка привести к общему знаменателю государство, по площади меньше европейского мегаполиса. Результат предсказуемый. Прорывные пиратские технологии, нелюбовь к порождающей проблемы населения системе, умение теневых лидеров в конечном итоге договориться, да и заинтересованность истеблишмента, в частности, ООНовского, приводит к тому, что привычная матрица (см. соответствующий фильм) разрушается антиматрицей, а государство Агренда, в котором мы узнаём и Гренаду, и Сент-Винсент и Гренадины, расползается на всю карту мира, одновременно исчезая с становясь в содружестве с такими же «нецивилизованными» полуавтономиями-полутерриториями команчей суперигроком, а действие в конце концов разворачивается во всех трёх океанах, да ещё и на удалённой от морей суше. И Агренду «Забывают», потому что проигрыш помнить неприятно.
2. «Innominatum. Неназываемое». Здесь уже тихий океан и ситуация не столь шаткая, но Антарктиду в конечном итоге поделят. А начинается с того, что один кинобосс и одна каскадёрская группа всё время оказывается в центре событий: то в горячей точке, избавляя вместе с очень своеобразными партизанами целый придуманный, но существующий на самом деле, город от реальных рабовладельцев, то пугает целый мир инопланетянами-йети в Антарктиде, но цели и задачи ясны и внесистемное оказывает разрушительное влияние на систему. И снова прорывные и очень дешёвые технологии, не одобряемые владельцами брендов, ставят весь мир на уши.
3. «Футуриф. Токсичная честность». Океан уже Индийский, но ситуация всё та же. Система нарушает те самые правила, которые сама и установила. А вот нечего было баловаться генной модификацией: не возникла бы новая человеческая раса необычного цвета, не погибло бы несколько тысяч человек, — впрочем, можно ли считать погибших людьми? — этот вопрос я задаю себе постоянно, не возникли бы предпосылки к гигантской афере с полуподводными туземцами и разумными хищными динозаврами, — что там правда, что нет — определите сами.
Замечу, что в этих книгах, меньших по объём, чем основной на данное время труд Розова, повествование более концентрировано, углы острее, мир кажется несколько более гротескным и заведомо более жестоким. Однако автор умудряется описывать буквально жуткие события без крови и мяса, сексуальные сцены — одним штрихом и без ненужных подробностей. И лично меня это очень радует. И да, закуклившаяся система имеет все шансы проиграть заведомо более слабому, якобы разрозненному и малочисленному противнику, которого сама и создаёт буквально из воздуха. И именно так люди, не нашедшие себя в забюрократизированном обществе, придавленные террором среды, условно внесистемные становятся в конечном итоге народом того или иного варианта Меганезии.
***
P.S. Мой проект «Найди своего психиатра» работает в штатном режиме.
P.P.S. На площадке Sponsr (Тыц) — мною пишется книга о неврозах. И здесь же есть возможность получить автограф на мои книги.