книжки: топ-10
katy_cat13 — 02.08.2010
Прогулки по Арбату и некоторым отдаленным районам Москвы пополнили
мои шкафы тонной новых книг, априори замечательных. Набоков, Камю,
Акутагава, Воннегут, Достоевский, Жид, Шекспир, Зюскинд, Розанов,
Кристенсон, Евгенидис, Стоппард, Вайль, Музиль и многие другие ждут
своей очереди, а пока – топ-10 моих любимых книг на данный момент.
Чую, грядет скорая смена приоритетов, так что есть смысл
зафиксировать сегодняшнее положение дел.Порядок произвольный – первое место в любом случае разделили бы Набоков и Гессе, а вот среди остальных отдать чему-то однозначное предпочтение я не могу.
1. «Игра в бисер» Германа Гессе
Герман Гессе и его книги, и в первую очередь «Игра в бисер» стали для меня тем самым Откровением, о котором я боялась даже мечтать. Гессе не просто раскрывает веер Смыслов Жизни – он в доступной любому читателю форме объясняет, как научиться собственноручно создавать единственно верный смысл.
2. «Бог мелочей» Арундати Рой
Увлекательная, пряная индийская проза лауреата Букера Арундати Рой завораживает и потрясает: здесь не действуют линейные временные законы, здесь каждый персонаж сходит со страниц книги абсолютно живым и наполненным до верху характером. После этой книги хочется умереть. Но если «Война и мир» – это энциклопедия русских характеров, то «Бог мелочей» – энциклопедия характеров людей всего мира.
3. «Полет над гнездом кукушки» Кена Кизи
Один из самых привлекательных бунтарей мировой литературы, Рэндл Патрик Макмерфи сражается с Системой, не теряя оптимизма и с ухмылочкой на лице. Далекий от сухости стиль автора книги буквально растворяет в себе, и неизбежный катарсис в финале становится личным катарсисом читателя.
4. «Черная книга» Орхана Памука
Книга о журналистах для журналистов и всех прочих – динамично-медлительная, тоскливая, умная. Книга обо всем. Когда доходишь до «черных страниц», сердце все еще бьется, но уже где-то совсем в другом месте, где ему полагается быть по законам анатомии. Притчи Памука – едва ли не лучший образец жанра из когда-либо читанных мной.
5. «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда
Живой сборник афоризмов, нашедших впоследствии пристанище на многочисленных страницах пользователей «вконтакте». Уайльд – один из немногих авторов, который надевает на своих персонажей маски с неотразимым изяществом. «Портрет Дориана Грея», как и все творчество Уайльда, нравится всем, но каждому – за что-то свое.
6. «Волхв» Джона Фаулза
О, это очень красивая книга. Она красива во всем, и даже пошлость и низость выведены так, что отнюдь таковыми не кажутся. Щекочущий воображение и нервы сюжет, парочка дергающих за ниточки кукловодов (второй – Фаулз собственной персоной), знойная Греция и… это была всего лишь книга? Кажется, что во время чтения «Волхва» проживаешь еще одну, настоящую, жизнь.
7. «Венерин волос» Михаила Шишкина
Книга-фантазия, книга-быль, книга-история. Русско-чеченская война, Древняя Эллада, интервью с беженцами на швейцарской границе, столетняя жизнь известной певицы, история любви Толмача-рассказчика – все сплетается в тесный узел, туго завязанный восхитительной прозой русско-швейцарского писателя, тщательно собирающего «коллекцию» впечатлений и щедро делящегося ею с читателем. Когда-нибудь «Венерин волос» будут проходить в университетах – это книга-явление.
8. «Другие берега» Владимира Набокова
Когда у тебя было все, а потом не стало ничего, память – единственное, что может стать спасительной соломинкой утопающему скитальцу. Страстный почитатель причудливой Мнемозины, Набоков воскрешает свои детские годы с безжалостной четкостью. Эту книгу стоит прочесть хотя бы для того, чтобы научиться ценить мгновения.
9. «Приглашение на казнь» Владимира Набокова
Я долго раздумывала над тем, какую еще книгу Набокова включить в этот список (страшно хотелось размашисто вписать «НАБОКОВ – ВЕСЬ») и все-таки остановилась на этой, «кафкианской», тонкой, умной, полной фантазмов, размалеванных лиц, остро заточенных топоров и тихих животворящих шепотов. Набоков, не терпевший фальши и пошлости, изобразил трагический путь Цинцинната Ц., остающегося в одиночестве среди страшных клоунов – и все-таки дал своему герою надежду на новое, счастливое бытие.
10. «Вечера на хуторе близ Диканьки» Николая Васильевича Гоголя
Талант, а вернее, гениальность Гоголя не признавать невозможно, стыдно. Над Гоголем можно хохотать и плакать, от гоголевской прозы перехватывает дыхание, гоголевская реальность, какой бы она ни была, почти всегда кажется предпочтительнее нашего мира – героям Гоголя никогда не бывает скучно. Я с одинаковой силой люблю и «Миргород», и петербургские повести, но «Вечера» выбрала в первую очередь за «Пропавшую грамоту» и «Страшную месть» – мало что может сравниться с юмором первой и ужасом второй повести.
Те, что в топ не вошли, но были близки:
«Защита Лужина» Набокова
«Пнин» Набокова
«Сто лет одиночества» Маркеса
«Идиот» Достоевского
«Паломничество в страну Востока» Гессе
«Повелитель мух» Голдинга
«Три товарища» Ремарка
«Шагреневая кожа» Бальзака
«Опасные связи» де Лакло
Расскажите о своих любимых книгах!
|
|
</> |
Банкротство физлиц: когда помощь юриста критична
У меня вышла книжка
Свадьба в Донецке
как называются
Н.В.Б. 2025
Вечернее
Месячник ушек и хвостиков. (9)/XI-2025
В США заявили о лживости Европы: зачем ЕС продвигает антироссийскую риторику...
Бельгийский художник-анималист Карл Брендерс (Carl Brenders). Мир дикой

