книжки. октябрь

топ 100 блогов yukkale15.11.2022 книжки. октябрь

1. М. Гиголашвили «Чертово колесо». Вторая за год книга, которая захватила меня настолько, что я вообще забывала о времени, пока не дочитала (первой была «Дамба» Ниеми). Это роман о тбилисских морфинистах времен перестройки, и вроде бы там совершенно некому симпатизировать, ни с одним персонажем ни в жисть не захочется себя соотнести — опустившиеся торчки, бандиты, менты, которые борются не с наркоторговлей, а с нищетой (разумеется, исключительно своей собственной) — но при этом автор настолько увлекательно о них пишет, что болеешь в итоге одновременно за обе стороны конфликта, за каждого даже самого несимпатичного героя. И вся эта грязь — чудовищная грязь, которую нормальный человек не сможет себе и представить — вот этот сор с пола, да вскипяченный в растворителе в ржавом тазу, да процеженный сквозь заскорузлую тряпку, да тупой и общей иглой, — всё это абсолютно через край, но какая же мощная создается картина.

2. О. Навальный «3 1/2. С арестантским уважением и братским теплом». Олег, брат Алексея Навального, в 2014 году был осужден вместе с ним по сфабрикованной статье и сел на три с половиной года — там он и писал эту книгу, передавая рукописи через адвокатов. Эта книга вышла не похожей ни на одни тюремные воспоминания, в первую очередь настроением. Олег — человек очень лёгкой души, и мне он оказался искренне симпатичен. Он лишен свободы и брошен в тягостные условия — хотя ему во многом приходится значительно проще из-за того, что он все-таки находится не совсем на равных с другими з/к (кстати, это сокращение означает «заключенный каналоармеец», и об этом я тоже узнала от Навального), да украденные у жизни годы все равно не вернешь — но не раздавлен этим. Ему всю дорогу очень любопытно и местами очень смешно. «Там мы и встретили 2015-й. В полутьме ночника. В тюрьме внутри тюрьмы. Поедая оливье. Руслан, наверно, — в депрессии, я — не особо. Мне было интересно. Тюрьма все-таки». Олег очень дельно рассказывает о традициях и нравах: как пишут малявы, как налаживают коня, — рисует портреты сидельцев и надзирателей (как словами, так и наивной графикой), пишет абсурдистский рассказ про осужденного Чубакку (забавен, но не так хорош, как основная книга), изучает иерархию воровского мира и приходит к выводу: «Тюремная жизнь в сухом остатке, записанная на листочке, очень похожа на сценарий детского утренника».

3. М. и С. Дяченко «Масштаб». Это последняя книга Дяченко, написанная ими в супружестве-соавторстве. Она включает в себя три повести, объединенные общей темой — столкновением двух принципиально разных миров, поиском адекватного контакта. В первом, заглавном, произведении это миры людей, различающихся размерами в 300 раз. То есть представитель одной цивилизации для другой — примерно с палец. Но случись военный конфликт — «букашкам» есть что противопоставить грубой силе: биооружие, высокие технологии. Потому народы пытаются избегать конфликтов. Но когда начинают происходить межрасовые преступления, представителям обоих народов их приходится расследовать совместно. И это запускает совершенно новую проблему: пока детективы общаются по видеосвязи, они не видят разницы в росте и успевают сблизиться — но как быть с этой чудовищной разницей в офлайне? Мне нравилась эта непредставимость. Очень хорошо, что автор не указывает ни единой единицы измерения, чтоб читатель мог чувствовать себя попеременно представителем обеих сторон. Подобная фишка работает и во второй повести, где противодействуют растительные и мясные народы, и ты внезапно обнаруживаешь себя в роли не главного героя, а его врага. С третьей повестью у меня не сложилось. Судя по всему, мировой конфликт там заложен между колдунами и прочими, но я четырежды за нее принималась — неинтересно, не идет.


4. Н. Никулин «Воспоминания о войне». Самой антивоенной книгой в моей жизни оказались воспоминания о Великой Отечественной, и это очень неожиданно, потому как о ней принято было писать слова исключительно героические: тяжело, но преодолели; страдали, но победили, — а Николай Никулин решился совсем на другой взгляд. И, как прошедший от Ленинграда до Берлина, имеет на него первоочередное право. Никулин писал эту книгу «в стол», не рассчитывая, что когда-то этот текст можно будет издать — за дискредитацию армии тогда, как и сейчас, была статья. Возможно, именно отсутствие надежды на публикацию позволило ему быть предельно резким. И он с ужасом, без всякой гордости победителя, говорит, что «воевали глупо, расточительно, бездарно, непрофессионально». Рассказывает, как посылали брать бетонный дот пехоту, строй за строем, и строй за строем ложился мертвым. Как запускали неподготовленный взвод в атаку и тот метался по полю, где, если бежать вперед, его убивали враги, а если назад — свои. Горы трупов громоздятся в его воспоминаниях. Победа, полученная страшной ценой, не радует, а приносит новую боль. И новые военные преступления; «наши» военные преступления в чудовищности ничем не отличаются от других. Их автор называет своим личным поражением. Для него эта война никогда выиграна не была. А о государственном мифотворчестве вокруг Великой Победы он пишет так: «Существующие мемориалы — не памятники погибшим, а овеществленная в бетоне концепция непобедимости нашего строя. Наша победа в войне превращена в политический капитал, долженствующий укреплять и оправдывать существующее в стране положение вещей».

5. К. Станиславский «Этика». Нам в театре задали прочесть. Было интересно. Сперва улыбнуться приметам былой эпохи: «В театр нельзя входить с грязными ногами. Грязь и пыль отряхайте при входе, калоши оставляйте в передней вместе со всеми мелкими заботами, дрязгами и неприятностями, которые портят жизнь и отвлекают внимание от искусства. Отхаркайтесь прежде чем войти в театр. А войдя, уже не позволяйте себе плевать по всем углам», — а потом вслушаться в главную идею и всецело ее принять. Это текст о том, как оберегать искусство от самих себя. Как отделить творческий процесс от личных хлопот, межличностных конфликтов и бюрократии. В отличие от калош, этот принцип никогда не устареет (хотя, я видела, вчера хипстеры заново калоши изобрели!).

6. Д. Робсон «Платье королевы». Книга о вышивальщицах времен Елизаветы II — ранних времен Елизаветы, когда она только выходила замуж, и именно их швейному ателье достался заказ на подготовку ее свадебного платья с тончайшим цветочным шлейфом. Удивительно, что их рабочее место похоже на рай земной. Нагрузка все равно большая, нужно торопиться, нужно быть предельно сосредоточенными, — но то, как ласково, с каким вниманием к девушкам относятся наниматели, — это, мне кажется, для тех времен нечто совершенно невероятное. Впрочем, все действие книги не может происходить в вышивальном цехе, и сахарной жизни предшествует ужас войны и французской оккупации, из которой сбежала одна из главных героинь. А загадка, доставшаяся внучке второй героини, — почему бабушка никогда не рассказывала о том, что столько лет проработала в знаменитейшем ателье Нормана Хартнелла? — действительно занимает и держит, пока автор не покажет ответ.

7. Т. Млынчик «Ловля молний на живца». Главная героиня — петербургская школьница конца 90-х, обнаружившая в себе странное свойство накапливать электричество и разряжать его черт знает куда в самый неподходящий момент. Влюблена в крутого парня, готовится поступать в институт, проводит вечера на концертах и тусовках — и абсолютно во всём мне близка. То есть книга, которая имеет в общем-то фантастическую подоплеку, для меня оказалась мощнейшим ностальгическим реализмом — всё это подростковое пьянство, все эти глупые сильные чувства, да и приметы эпохи, да она вообще в моем районе Питера живет и по моим улицам ходит! — эта по-хорошему бесстыдно и четко переданная атмосфера для меня оказалась стократ ценней электрической темы — хотя та тоже любопытна, не спорю. Особенно после «Силы» Наоми Алдерман: забавно сравнивать, как электрические женщины разных стран и времен обращаются с тем, что в них искрит.

8. Д. Хилл «Страна Рождества». Джо Хилл — сын Стивена Кинга, определенно унаследовавший его талант и, судя по всему, выросший на его книгах, но, черт побери, результат так странен! До этого я читала одну их общую книгу (и она была отвратительна, если честно, — по смыслу, а не по стилю) — вот теперь прочла сольную. Поначалу искала различия, потом перестала. Разницы — нет! Книг умрет, сын продолжит писать, а мы ничего не заметим?! Что касается сюжета — роман о противостоянии некогда волшебной девочки, затем пьющей женщины, после того — женщины, излечившейся в АА, чудовищу, которое забирает детей в Страну Рождества, которая делает их счастливыми и кровожадными.

9. Л. Горалик «Мойра Морта мертва». Это сборник из 70 коротких рассказов и одной повести. Я очень люблю Горалик и думала, что проглочу книгу за ночь, — не тут-то было, таскала с собой три недели. Эти крохотные рассказы — некоторые из четырех строк! — чудовищно ёмки. Почти в каждом из них находится слово, которое ближе к финалу становится ключом — но разъяснив наконец непрозрачную историю, не упрощает ее, а делает мучительнее. И приходится снова сначала читать. Иногда несколько раз. Кроме рассказов, в книге есть заглавная повесть — о том, как в Великую Отечественную погибла та из мойр, что отстригала нити судьбы, а как без смерти на войне. И еще один текст-коллаж, почти целиком составленный из заданий судебного учебника, эта игра так забавна и лиха, что жаль, не я ее придумала, — и эта криминальная чехарда, как ни странно, помогает выйти из книги не совсем обескровленным.

10. Ю. Яковлева, К. Добротворская «Мужчина апреля». Как антиутопия — отлично. Я много читаю этот жанр и всегда ценю, когда в тех же рамках авторам удается задать свежий мотив. Здесь — женское общество будущего: в результате катастроф предыдущего (нашего с вами) столетия большинство мужчин вымерли из-за специфического вируса. Оставшихся берегут, для них в системе выделены значимые, но не ведущие роли. В энергетической политике верх взяла декларация достаточного комфорта — люди живут здесь в скромной разумности, две пары туфель в год, — зато наконец-то снижают нагрузку на природу и уменьшают карбоновый след. Всё, что ты ешь, нужно фотографировать для отчетности, в транспорте штрафуют за лишний вес, в полиции есть отдел по расследованию преступлений против личностей, не являющихся людьми. Там и работает главная героиня, которая расследует дело о пропаже кролика из дома ведущей политикессы, попутно влюбляясь в мужчину (против порядка вещей!). Вот с расследованием этим дело обстоит значительно более мутно, чем с созданием мира. Так смешно, на одной из страниц сохранился редакторский комментарий, явно не предназначавшийся для читателя, но лично для меня ставший ценнейшим артефактом: «Опять не понимаю, что такое „это“ [...] Как только речь заходит об усилиях героини мыслить как следователь, текст становится абсолютно невнятным, и, соответственно, не поддаётся редактуре». Дорогой редактор, спасибо большое! Только благодаря вам я поняла, что дело не во мне! Мне тоже всю дорогу сложно было с этим расследованием: авторам замечательно дается мир с его персонажами, но в том, что касается разворачивания детективной составляющей, одно громоздится на другое и ничего не понять, а разгадка в финале появляется как очень уж многорукий бог из машины. Тем не менее книгу не портит даже это. Хоть и запутана, а всё равно хороша.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
11.11.2022 хомяки
10.11.2022 to do
09.11.2022 увы
Архив записей в блогах:
Театр Сатиры обратился к проблеме отцов и детей в спектакле "Этот ребёнок" режиссёра Никиты Кобелева по пьесе Жоэля Помра. Мы видим десять историй, десять диалогов обычных людей. И в этих диалогах мы узнаём себя, свои проблемы, свои поступки, свои эмоции. Мы видим своих друзей и ...
Это мир, который придумала она. А мы все просто в нём живем. Мистические рассказы. New York Times считает её «современным Эдгаром По». Рэп. Может зачесть так, что Канье закусит губу. (26 мая ей исполняется 85 лет, если что.) Пьесы. Главный драматург перестройки, ничуть не ...
Японский психоз на действия руководителей граничащих с ней государств, передался «попутными ветрами» и на Британские острова. Британские политики были возмущены действиями испанских властей, разрешивших российской подводной лодке Б-261 «Новороссийск» войти в порт полуанклава Сеута, кот ...
Тянет к воде. И чем ее больше, тем лучше. А Конаково – это вода, много воды – Иваньковское водохранилище на Волге и река Донховка. Это Конаковский бор – громады пушистых елей и сосны, как мачты кораблей. Говорят, возраст некоторых деревьев доходит до 400 лет. Бор имеет категорию ...
К ЧЕМПИОНАТУ МИРА В АФРИКЕ! Вот это игра! Не советуем повторять это ...