Книга о начале войны. Черновые отрывки. Глава "Разгром". Часть 4.

топ 100 блогов p_balaev19.08.2022      Я неоднократно встречал у записных писателей-сталиниздов утверждение, что Сталин прочитывал около 500 страниц текста в день. Таким читающим человеком был Иосиф Виссарионович. В представлении этих писателей, которые в своей жизни выше должности начальника отдела снабжения с десятком подчиненных не занимали. В реальности с такой способностью к чтению Сталин выше должности секретаря райкома никогда не поднялся бы. В книге о К.Е.Ворошилове я приводил данные его секретаря: через наркома Ворошилова в сутки проходило порядка 6000 документов. Малообразованный слесарь, да. Если какому-нибудь профессору истории на кафедре университета дать пару сотен документов в сутки, он через неделю заработает нервное и физическое истощение.
     Любой человек, связанный с реальным делом, знает, что любое более-менее сложное дело двигает – ДОКУМЕНТ. И это не бюрократия, бюрократия – совершенно другое.
      Да, большим начальником быть очень хорошо. Хорошо приходить на службу, когда еще ни одного твоего подчиненного нет на месте, потому что тебе нужно хоть немного подготовиться к совещанию с ними с утра, к утреннему докладу вышестоящему руководству. Хорошо сидеть в теплом кабинете в костюмчике, тебе секретарша приносит папочки с документами, ты их читаешь, подписываешь, резолюции на них накладываешь. Вот папочка «входящие», вот папочка «исходящие, вот папочка «внутренние», приказы, распоряжения, указания, докладные, акты… Подписываешь, исправляешь и возвращаешь исполнителю, в раздражении что-то крест-накрест перечеркиваешь, на некоторых пишешь краткое «в дело», «к сведению кому-то», «для учета в работе кому-то», но это далеко не на всех, иногда твоя резолюция по объему больше текста документа, на котором ты ее написал. Обычно на почту отводишь время до обеда, после обеда – непосредственная работа с подчиненными. Уже до обеда ты начитался и написался до красных глаз.
    Работа с подчиненными – снова документы. Планы, отчеты, предложения, доклады, протоколы… Очень хорошо, если все совещания плановые, встроенные в твой график, это спокойная, размеренная работа. Закончилось по плану время работы с подчиненными – секретарша уже натаскала новых папок. Опять подписываешь, исправляешь, перечеркиваешь… , часть документов откладываешь, нужно обдумать, собрать дополнительную информацию…
      В середине второй половины рабочего дня – прием граждан. Снова – документы: жалобы, просьбы, заявления…  Закончился прием граждан – секретарша несет новые папки. Контора почти опустела, рабочий день закончился,  ты уже расслабленно, не спеша отрабатываешь последнюю папку, сам относишь ее в приемную, кладешь на стол секретаря, идешь по опустевшим коридорам учреждения, охрана докладывает:
- Товарищ полковник, машина у подъезда.
     Хороший день. Спокойный. Со службы ушел всего на пару часов позже. Можно еще вечером поговорить с женой, погулять с собакой. Но такого счастья в виде такого спокойного дня почти никогда не бывает. Обычно – ЧП, выезды на объекты, срочные поручения вышестоящего руководства, незапланированные срочные совещания у этого руководства, проступки и нарушения у твоих подчиненных – разбирательства, нервы. Когда доходят руки до документов, папки уже не помещаются на твоем рабочем столе, их стопки переместились на стол совещаний. За окном давно темно, звонит жена:
- Ты когда сегодня домой?
- Не знаю.
       В выходной можно поспать часов до 9 утра. На службу прийти часам к 11. Спокойно и без спешки разобраться с тем, что ты отложил «на потом», написать то, что проще написать самому, чем кому-то надиктовывать, потому что и надиктовать нельзя – нужно каждую фразу обдумать. Часов до 16-17 закончил. Хороший день, выходной, еще можно куда-то с женой сходить, погулять по городу. Редко такой хороший выходной бывает, потому что там, где я служил – ЧП и в выходные случались. Как назло – именно в выходные чаще всего. А еще у тебя агентура, а времени на работу с ней – только выходные.
   500 страниц текста! Ха-ха-ха! Писатели, сами читающие преимущественно беллетристику, придумали Сталина-курортника. 500 не страниц, а документов, большинство из которых не на одной странице – даже на той должности, которую я занимал – ежедневная норма.
      Нет, можно, конечно, было половину и не читать. Подписывать не глядя, не вникая. Так некоторые мои коллеги и делали. Некоторые даже неплохую карьеру себе успевали сделать при таком подходе к работе. Везло. Кому-то долго, кому-то не очень. Но таких «летчиков» сбивали всех. На неспособности работать с документами чаще всего руководители и «сбиваются».
       И на такой работе ты постепенно выгораешь, перестаешь понимать смысл своей жизни, твоя жизнь теряет смысл. Но ведь у Ворошилова было в день 6000 документов и он не выгорел! Почему? Да потому что его работа имела смысл и цель. А я служил в конторе нашего буржуазного государства. И когда ты видишь, что ничего из того, что ты делаешь ни к каким положительным переменам не ведет, а вышестоящее руководство становится все более и более… материться здесь не буду, но доходит до того, что в телефонном разговоре с начальством на две-три ступени выше тебя, ты теряешь выдержку и говоришь все, что ты думаешь об этом руководстве и о его указаниях.
      Это лирическое отступление, так сказать. Чтобы вы хоть приблизительно понимали, что такое руководящая работа и почему она – не курорт. И это работа в мирное время, когда временной интервал для принятия решений гораздо больше, чем во время авралов войны. И число решений, разумеется, в разы меньше.
      6000  документов проходило через наркома Ворошилова в мирное время.  Главный маршал Голованов вспоминал, что он во время войны получил нервное и физическое истощение, которое едва-едва не закончилось остановкой сердца. У меня спрашивали – из-за чего, ведь он работал, по сути, в кабинете?
    А вот из-за того. Если через вас прогнать хотя бы 1000 документов в сутки, да еще это «разбавить» совещаниями, докладами руководству, разными ЧП и прочей нервотрепкой – вы в кабинете и умрете. Не сможет обычный человек выдержать такой нагрузки.
     Сталинские наркомы выдерживали 6000. И не умирали. 6000  – это в мирное время, когда все заместители наркома на месте. А если заместители «в командировке»? Приходит понимание, почему заместители наркома Обороны Буденный и Тимошенко с 1942 года перестали фронтами командовать?
      Человек, который никогда не сталкивался с руководящей деятельностью, может даже думать, что, например, для того, чтобы на танк Т-34 вместо 76-мм пушки поставить 85-мм достаточно Постановления ГКО за подписью Сталина и на заводе сразу будут делать новые танки Т-34-85. Стоит только Сталину приказать. Но не так всё просто в жизни.
    Постановлением ГКО не начинается работа по принятию на вооружение какого-то образца, а заканчивается. Нельзя отдать просто приказ наркому танковой промышленности начать выпуск нового танка и ждать, когда этот танк сойдет с конвейера. Так не получится.
      Новая, более мощная пушка – это больше металла. Его нужно где-то найти. Это уже и наркомат черной металлургии. А там еще и цветные металлы – наркомат цветной металлургии. Нужно пересматривать объемы добычи руды и выплавки металла. Мощнее снаряд – больше пороха и взрывчатого вещества. Наркомат химической промышленности. Где-то нужно искать дополнительно порох и тротил. Взрыватель другой… Одна пушка – куча наркоматов, главков, заводов стоит на ушах, совещания, предложения, возражения, планы, их корректировки, уточнения, утверждения, доклады, проверки, выговоры, поощрения, обсуждения, акты… Вы даже представить себе не можете те монбланы документов, которые сопровождают вроде бы простое решение, как это может показаться на первый взгляд.
     И это не бюрократия, повторяю. Бюрократия, в плохом смысле, как ее понимать, это когда решение утонуло в бумагах и умерло. Но когда новая пушка в кратчайшие сроки принята на вооружение и танки с ней через несколько месяцев пошли на фронт – это работа руководящего звена страны на износ, до остановки сердца за рабочим столом.
     Если посмотреть, какое количество подобных Постановлений ГКО вышло за годы войны и на сроки их исполнения – ужас! Это невозможно! Этого не могло быть. Но было же!!!
      Вот где настоящий подвиг, а не фронтом командовать. Да, этот подвиг не виден тем, кто непосредственно не занимался работой в руководящих инстанциях страны, он не заметен для большинства народа. Но главные творцы Победы – это те люди, которые во главе со Сталиным тянули эту работу и они ее вытянули.
     А что вытянул на себе Иосиф Виссарионович и что он на себя взвалил, когда решился отправить на фронт Ворошилова, ключевого члена ГКО и двух своих ключевых заместителей по наркомату Обороны – Буденного и Тимошенко, я представить себе не могу.
      Культ личности, говорите?! Ну да, культ. Сколько дней вы сами такой культ выдержали бы?..

Благодарю за поддержку.

карточка Сбербанка 2202200535946089
карточка Тинькофф 5213 2439 6756 4582

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Просто гуляя вечерами по олимпийской деревне, Николай Валуев завоевалмедалей ...
Друзья, это ежедневный дайджест постов участников зимнего творческого марафона #такаязима . Пожалуйста, оставляйте ссылки на посты, которые вы написали для марафона, под этим дайджестом. ...
Палыч кряхтел и всё пытался подняться с потёртого собачьего матрасика, брошенного на деревянную скамью. Лизавета подтолкнула сзади - встал наконец. Побрёл до туалета. Ну всё, теперь засядет там надолго. Просила Лизавета внучку Миланку купить деду слабительного, да куда там, небось ...
Несмотря на все вчерашние вбросы о бегстве харьковского руководства, оно осталось на месте и теперь майдановская пропаганда вынуждена забыть предыдущую версию событий. При этом мэр Кернес совершил некий неафишируемый вояж, как предполагается, к другу Кадырову и теперь, похоже, для ...
Новичок - инновационное средство для похудения Хочется поздравить Алексея Анатольевича Навального, он доигрался. Из мелкого коррупционера и вора на доверии Навальный окончательно превратился в tool. Хотя, конечно, его ограниченное знание английского вряд ли позволит ему в полной ...