Клоны — это как бездомные дети, детдомовцы

«Не отпускай меня»
Так называется очередной роман английского писателя японского
происхождения Кадзуо Исигуро.
В связи с проблематикой романа в первую очередь на память приходят
слова одного из булгаковских персонажей : "Объясните мне,
пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда
любая баба может его родить когда угодно? Ведь родила же в
Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого".
В романе Исигуро речь идет не о Спинозах, а об обыкновенных клонах,
более того, о клонах, которых делают из отбросов общества -
наркоманов, проституток, преступников, то есть из тех, кого
обществу не жалко терять.
Овечка Долли волнует людей и по сегодняшний день. Ведь если Спинозу
может родить любая здоровая баба, то для нездоровых людей можно
сотворить клона, взять у него органы и подсадить к больному
человеку.
Такова мысль Исигуро.
Он описывет так называемую донорскую школу в одном из местечек
Англии- Хейлшеме. Там растут и формируются клоны. Одновременно их
вводят в курс, каково их предназначение - быть донорами ,
помощниками доноров, готовиться к "выемкам", их которых самое
большое число - четыре , а потом, как правило, клон умирает. Смерть
клона между собой они именуют словом "завершение". И их
предупреждают с 12 лет, что у них никогда не будет детей.
Проблема однако в другом.
Писатель предлагает нам задуматься о том, а каково же живется самим
клонам до завершения? Кто они, бездушные человекоподобные роботы
или самостоятельные мыслящие и чувствующие существа?
Те, кто занимается разведением клонов, проводят эксперимент. Они
предлагают клонам выразить себя в творчестве. И с ужасом и горечью
убеждаются, что это - обычные люди. Потому что в их рисунках,
стихах и скульптурах есть то, что мы называем слово " душа".
К.Исигуро очень скрупулезно описывает взаимоотношения клонов между
собой, между ними и их опекунами- воспитателями и их отношение к
внешнему миру. Они влюбляются, дружат, ссорятся и мирятся,
анализируют свои и чужие поступки и мысли. Все это происходит
совершенно одинаково с обычными людьми.
В то же время есть детали, указывающие и на их отличие. Например,
отношение к сексу, как к чему-то весьма обыденному и необходимому.
Здесь происходят даже какие-то сбои программы, в том смысле, что
иногда они готовы спать с первым попавшимся, даже с дворником,
чтобы удовлетворить стихийно возникнувшее желание.
Еще одной особенностью клонов является тайная мечта найти свое"
возможное я". То есть того, с кого они были клонированы. И не из
отбросов общества, а обычного нормального человека. Увидев женщину
в кафе, одна из клонов, Рут, воображает, что это ее возможное я и
пытается выяснить. так ли это на самом деле.
Среди клонов ходит устойчивый слух о том, что если двое влюбленных
докажут, что у них любовь "настоящая", они получат отсрочку от
донорства на три -четыре года.
Когда двое главных героев, Кэти и Том, убеждаются, что это лишь
легенда, их настигает настоящая, человеческая, депрессия.
В романе Исигуро описано фантастическое время, когда человечество с
помощью клонов победило многие болезни, в том числе рак.
Писатель заставляет нас задуматься о том, какой страшной ценой
могут достигнуть люди такого прогресса. То есть жизни одних отданы
во имя жизней других людей.
Открытия - это феноменально. Но не является ли создание
клонирования таким же открытием, как и создание термояда?
А что же с " не отпускай меня"? В реальности это обычная песенка
1956 года в исполнении Джуди Бриджуотер.
"Что, собственно, в этой песне было такого? К словам, надо сказать,
я толком не прислушивалась — просто дожидалась этого места: «Детка,
детка, не отпускай меня…» И мне представлялась женщина, которой
сказали, что у нее не может быть детей, — а она всю жизнь
очень-очень хотела их иметь. Потом случается какое-то чудо, у нее
рождается ребенок, и она прижимает этого ребенка к себе, ходит с
ним и поет: «Детка, детка, не отпускай меня…» Поет отчасти потому,
что очень счастлива, но еще и потому, что очень боится чего-то, что
может произойти, — что дитя заболеет или его отнимут у нее. Я и
тогда понимала, что это неверное толкование, что оно противоречит
другим словам песни. Но для меня это было не важно. Песня была о
том, о чем я сказала, и я слушала ее одна снова и снова при первой
возможности".
Собственно, добавить к этому уже нечего.