Клиповое мышление детей: понимание особенностей и стратегии обучения
delasemeynye — 07.09.2024Дорогие друзья, сегодня по вашим просьбам повторяем актуальный материал нашего психолога Азы Гезгу про клиповое мышление детей и как его минимизировать.
Клиповое мышление детей: понимание особенностей и стратегии обучения.
Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня я хочу поговорить с вами о таком явлении, как клиповое мышление у детей. В век информационных технологий многое поменялось, в том числе, скорость потребления нами информации и способы ее восприятия.
Появились новые навыки, один из них — клиповое мышление. Стоит сразу отметить, что бороться с этим феноменом не нужно, да у нас и не получится. Важно знать, понимать, учитывать его наличие и следить за тем, чтобы помимо клипового мышления у детей развивались и остальные, присущие здоровому человеку, способы мыслить.
Для начала разберемся, что же такое клиповое мышление у
детей.
Это — способность воспринимать и обрабатывать информацию в виде
ярких коротких фрагментов или образов. Что часто влечет за собой
ряд последствий: дети плохо усваивают длинные тексты, теряют
способность выстраивать логические связи и вникать в суть. Короткие
и насыщенные информацией выжимки, представленные в максимально
простой визуальной форме, отучают детей от этого.
Так как же нам соблюдать баланс и уберечь подрастающие поколение от полного погружения в “клиповость” в ущерб остальным видам мышления?
На первом месте для тех, кому важно полноценное развитие ребенка, в списке необходимых ограничений гаджеты. Ответственность за то, что именно и в каком количестве смотрят дети, лежит на родителях. Ребенок не способен адекватно фильтровать то, что ему предлагается в сети. А информационный мир устроен так, что каждый борется за внимание, и чем ярче образы, чем быстрее меняется картинка, тем сильнее это цепляет ребенка, и соответственно, формирует в нем “клиповость”.
Не менее важно, помимо ограничений на клипы, помогать ребенку развивать иные способы мышления. Тогда даже при наличии “клиповости”, она не будет единственным способом восприятия, и возможности мышления маленького человека будут сбалансированы.
Поэтому приучайте детей слушать и читать длинные тексты (
сказки, рассказы, аудиокниги), играйте с детьми в сочинительство
(придумывайте истории о чем-либо или ком-либо, сочиняйте сказки),
играйте в настольные игры, игры-стратегии, логические игры.
Обязательно проговаривайте выводы после прочтения произведений и
обсуждайте причинно-следственные связи поступков героев.
Разговаривайте со своими детьми и разбирайте ситуации, происходящие
с членами семьи в течение дня. Такие простые действия благоприятно
влияют на полноценное развитие мышления,
расширение кругозора ребенка и не позволяют ему сузиться до
одной-единственной “клиповости”.
В заключение я бы хотела подчеркнуть, что понимание особенностей клипового мышления у детей и соблюдение баланса развития всех типов мышления поможет нам создать более эффективные стратегии обучения и поддержать разнообразие восприятия информации.
Спасибо за внимание. Если у вас есть вопросы по сегодняшней теме, пишите в комментариях. Я с удовольствием на них отвечу.