рейтинг блогов

"Клиент всегда прав" - российский вариант

топ 100 блогов kam4adal14.01.2013
- Слышь, лакей? Неси мне эту, с перламутровыми пуговицами! Я, твою мать, накопил взял в кредит три копейки, и теперь, раз я обратился в вашу ничтожную контору, вы должны ползать передо мной на коленях. Ну и что, что я небрит и пьян? Я ваш клиент, мля!

Так в наше время в России иногда звучит фраза «клиент всегда прав». Фраза расхожая, и уже укоренилась в массовом сознании. Однако так было не всегда. Давайте вместе подумаем, что она значит на самом деле.

Перестройка. Ускорение. Гласность. В нашу страну, не избалованную сервисом и качественными товарами, на рубеже 80-90 годов прошлого столетия с открытием границ хлынул поток товаров, а вместе с ним и поток западной информации. Затхлые воды пруда, долгое время бывшие в полном спокойствии, вдруг забурлили - пошла волна свежей, как нам тогда казалось, воды (то есть зарубежных товаров, надеюсь, вы не заплутали в моей метафоре :). Конечно, со дна поднялась муть, и конечно же, поток принес с собой не только свежую воду, но и всякую зарубежную грязь. Принесло ли это нам пользу? Сложно сказать, слишком много случилось перемен, и слишком мало прошло времени.


В числе прочего к нам приплыла фраза "Клиент всегда прав". В совокупности с выражениями «права человека», «демократия», «свободные экономические отношения» эта фраза рождала ощущение того, что где-то там, за рубежом, есть настоящая свобода, и люди там по настоящему чувствуют себя людьми. Слухи о том, что там есть магазины, в которых совершенно свободно, без очереди продаются 60 сортов колбасы, лишь укрепляли это ощущение.

Вместе с колбасой советский человек захотел быть тем самым клиентом, который всегда прав. Уж очень доставали эти очереди за колбасой, и незатейливый советский сервис.

При написании поста я, конечно, погуглил. Так вот, этому выражению уже более 100 лет, и когда-то оно было революционным. Рассматриваемую фразу «раскрутил» Гарри Гордон Селфридж, основатель универмага Selfridge в Лондоне. Преинтересный персонаж, написал книгу, вот о нем Википедия (англ). Это не единственная сентенция, которую он озвучил, в статье найдете еще крылатые фразы, в основном о лидерстве.

Так вот, кажется мне, что этой фразой Селфридж описывал следующую мысль:

При создании товаров/услуг, их продаже в первую очередь следует учитывать, насколько этот товар желанен для потребителя; как он хочет, чтобы к нему относились при продаже; как именно должен выглядеть товар/услуга, чтобы клиент был удовлетворен. Производство товара с учетом этого фактора облегчит его сбыт, снизит расходы на рекламу, и тем самым увеличит прибыль.

Однако со времени высказывания прошло довольно много времени, ситуация изменилась, да и российская специфика добавляет фана. Колбасу у нас стали продавать, да и люди поменялись - но не все в хорошую сторону.

Вот несколько причин, по которым я считаю, что клиент вовсе не всегда прав. И не нужно быть рабом ваших клиентов:

  • Как правило те, кто выражает свое мнение по поводу вашего товара/услуги, им недовольны. Те же, кто довольны, всегда молчат. Поддавшись соблазну исправить ситуацию под тех немногочисленных, кто озвучил свое мнение, вы можете оттолкнуть армию тех, кто доволен тем, что есть сейчас.
  • По правилу Парето 20% клиентов приносят вам 80% прибыли. Погнавшись за каждым микроскопическим клиентом, вы начнете не зарабатывать, а тратить ресурсы – на маркетинг, на рост персонала, на опросы.
  • Сотрудники, под вашим давлением услуживающие безобразно ведущим себя клиентам, не проработают у вас долго. Избегайте текучки,  и дополнительных расходов на обучение персонала.
  • Если вы будете выкидывать за борт клиентов, которые ведут себя безобразно, ваши сотрудники увидят, что вы их уважаете. И будут в свою очередь уважать клиентов. Ну и вас, конечно.
  • Самое главное. У некоторых россиян гипертрофированное чувство собственной важности, зашкаливающее до небес. В конфликтных ситуациях такой человек может повести себя непредсказуемо. Не доводите до стрельбы – выкидывайте таких кадров при малейшем подозрении на неадекватность. Этот пункт касается всех – и клиентов, и персонал. Пусть неадекваты кучкуются у ваших конкурентов.

По поводу правоты клиентов есть еще пару высказываний

Генри Форд сказал: «Если бы я спросил людей, чего они хотят, они бы попросили более быструю лошадь»

Стив Джобс, создатель самой привлекательной продукции в мире, презентуя другу iPhone, на вопрос, будет ли удобно людям вообще без кнопок, сказал: «Они привыкнут».

Мое мнение - не стоит в работе руководствоваться правилом "клиент всегда прав". Не каждый клиент прав. Не доросли мы до этого... 
Я понимаю, что моё мнение может не совпадать с вашим, поэтому – добро пожаловать в комменты.

ЗЫ. Как знают мои читатели, у меня небольшой бизнес, поэтому мои размышления не плод фантазии, они имеют под собой вполне реальные наблюдения, и более того – практическое применение.

Оставить комментарий

Alexander Fadeev 24.06.2013 15:07
Купить футболку "Вова всегда прав": http://comedymaiki.ru/product/futbolka-vova-vsegda-prav-78309.html
Архив записей в блогах:
Про возрождение кавалерии, только не помню кому. ...
Когда Путин получил контроль над «Газпромом», Кремль позиционирует Россию как ...
Рано или поздно всем отношениям, по тем или иным причинам, приходет конец. Что уж ...
It is a reasonable question. Таким вопросом задаются американцы когда сравнивают свою страну с Россией: " Самое время задать разумный вопрос - проиграл ли Путин хотя бы одну свою битву? " Это я вчера начитался комментариев к западным новостям по поводу продовольственных санкций. И еще ...
Луганская республика открыла границу с Россией. Об этом сообщила и.о. председателя Луганской областной государственной администрации Ирина Веригина. «В Антрацитовском районе, около Свердловска, пункт «Должанский» - граница открыта», - сказала она. Веригина подчеркнула, что с этого пограни ...