Кластеризация аудитории ММО-проекта и определение приоритетности мнений
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Кластеризация аудитории ММО-проекта и определение приоритетности мнений Кластеризация аудитории ММО-проекта и определение приоритетности мнений](/images/main/klasterizaciya-auditorii-mmo-proekta-i-opredelenie-prioritetnosti-mneniy-d9a161.jpg?from=http://l-stat.livejournal.net/img/userinfo.gif?v=17080?v=140.4)
Я коротенько распишу (да-да, коротенько, ибо труЪ Оналез объемнее и сложнее) обобщенную схему кластеризации аудитории и методику выявления наиболее приоритетных предпочтений игроков ММО. Для чего что надо? Для более принятия решений на основе мнений игроков.
Итак, мы будем:
- выделять группы аудитории по степени приоритетности
- делить каждую группу на подгруппы по приоритетности (при необходимости)
- определять степень поддержки базовой гипотезы (на основе приоритетности кластеров)
Погнали!
1. Кластеризация аудитории. Решает две задачи:
- определение базовых, т.е. наиболее важных групп игроков (по мнению владельцев проекта)
- распределение приоритетности между этими группами
Допустим, приоритетными группами игроков являются:
- кто в игре давно = олдфаги
- кто регулярно/много донатит = донатеры
- кто много играет = задроты
- кто достигает в игре высоких показателей = нагибаторы
Также возможные группы:
- лидеры мнений = блогеры, стримеры, киберспортсмены (НО их мнение покупается)
- лидеры крупных объединений игроков = клан-лидеры
и т.д…
Групп может быть сколь угодно много.
Отдельного внимания и рассмотрения требует группа нуфаги = кто в игре недавно. Требует отдельного рассмотрения.
2. Для определения приоритетности внутри групп логично использовать обычный АБС-анализ (экономисты в курсе), Вильфредо Парето, 80 на 20, вот это вот все. Он позволит разделить аудиторию на группы по степени приоритетности.
Как выделить наиболее важные группы донатеров? Очень просто:
- берем ген совокупность всего доната за все время
- выделяем игроков, чей донат составил 80% от всей суммы – это главная группа
- из оставшихся 20% выделяем тех, кто задонатил 15% от ген совокупности – это группа слабого приоритета
- далее логично разделить оставшиеся 80% на две неравные группы по приоритетности на 50% (сильный приоритет) и 30% (средний приоритет)
На рисунке ниже показана итоговая кластеризация по признаку доната. В процентах – объем доната от общего доната. Слева – их приоритетность.
![Кластеризация аудитории ММО-проекта и определение приоритетности мнений Кластеризация аудитории ММО-проекта и определение приоритетности мнений](/images/main/klasterizaciya-auditorii-mmo-proekta-i-opredelenie-prioritetnosti-mneniy-ee98b8.jpg?from=http://savepic.ru/10822301.jpg)
Отмечу, что численность игроков в группах может быть какой угодно.
3. Проблема кластеризации аудитории по признакам состоит в том, что данные группы пересекаются, образуя более мелкие подгруппы. Потому очень важно первично присвоить приоритетность разным группам игроков. Это позволит легче и точнее установить «силу» предпочтений разных кластеров аудитории.
Наиболее приоритетной является минимальная группа игроков (предположительно, это 2-3% аудитории) = «олдфаго-донато-нагибато-задроты». Их мнение принимается как «рабочая гипотеза» для изменений.
Если же это мнение неоднородно, то это не страшно – в дальнейшем, после анализа прочих групп, из этих мнений-гипотез выбирается гипотеза, получившая максимум поддержки у всех групп (на основе их приоритетности).
4. Далее эта часть аудитории отсекается. И из оставшейся выделяют группы по 3 признакам, группы малочисленные и высокоприоритетные:
- донат+нагиб+олдфаги
- донат+нагиб+задроты
- донат+задрот+олдфаги
- нагиб+олдфаг+задроты
Предполагаю, они составляют около 10% аудитории. Затем проверяем, насколько их мнение отрицает, подтверждает или «размывает» рабочую гипотезу.
«Размывание гипотезы» – это ситуация, когда мнения относительно базовой гипотезы разделились, и установить единое общее мнение группы не удается. Как определять приоритетность в этом случае – см. ниже.
5. Далее, после отсечения предыдущей группы, по аналогии, вычленяются более крупные группы на основе дуальных признаков:
- олдфаг-задрот
- олдфаг-нагибатор
- олдфаг-донатер… и т.д.
После вычленения этих групп также проводится анализ и проверка на соотношение их мнения с базовой гипотезой.
Далее то же самое – отсечение вышеуказанных и выявление групп с 1 признаком, затем – проверка на соотношение с базовой гипотезой.
6. Корректировка базовой гипотезы.
- если более многочисленные группы в большинстве подтверждают /одобряют гипотезу, то она принимается к реализации.
- если в более многочисленных группах базовая гипотеза размывается, следует изменить/скорректировать гипотезу и провести исследование заново. Да-да, все заново! (без автоматизации никуда)
- если с увеличением числа игроков в группах базовая гипотеза массово отвергается, то следует:
А – пересмотреть приоритетность базовых кластеров и провести проверку
Б – отвергнуть ее как негодную
7. Также при определении приоритетности мнений (и принятия решений на их основе) стоит каждой группе присвоить «коэффициент приоритетности» в зависимости от их важности для проекта:
- донатеры + 10
- задроты + 7
- нагибаторы + 4
- олдфаги + 2
В итоге группы с 3 признаками получат следующие КП:
- донат+нагиб+олдфаги 10 + 4 + 2 = 16
- донат+нагиб+задроты 10 + 4 + 7 = 21
- донат+задрот+олдфаги 10 + 7 + 2 = 19
- нагиб+олдфаг+задроты 4 + 2 + 7 = 13
Это позволит четче расставить приоритеты во мнениях игроков и во многом решить проблему неоднородности мнений.
Допустим, в отношении двух базовых гипотез группы разделились так:
Группа 1 приоритет 16 поделилась на: 30% за А и 70% за В.
Группа 2 приоритет 21 поделилась на: 40% за А и 60% за В.
Группа 3 приоритет 19 поделилась на: 50% за А и 50% за В.
Группа 4 приоритет 13 поделилась на: 80% за А и 20% за В.
Вычисляем уровень поддержки гипотез:
Гипотеза А имеет уровень поддержки = 16*0,3 + 21*0,4 + 19*0,5 + 13*0,8 = 33,1 (балла)
Гипотеза В имеет уровень поддержки = 69 – 33,1 = 35,9 (балла)
Следовательно, по мнению этого кластера аудитории, гипотеза В лучше.
И так далее по остальным группам…..
Отдельная тема – работа с блогерами/стримерами = лидерами мнений. Как показывает практика игрожура и видеоблогерства, их мнения можно купить. И тем самым повлиять на предпочтения игроков. А получив тому подтверждение по итогам опросов, претворить нужную гипотезу в жизнь безо всяких угрызений совести и со спокойным сердцем. "Ну вы же сами просили!"
П.с. Неспешно подыскиваю новую работку. Нынешний начальник – самодовольный дурень, и я хз скока я еще мне захочется терпеть его тупость. Вдруг кто из мимокрокодилов чего получше предложит, мало ли. Такие дела.
Спасибо за вни- и pony-мание.