Классика фантастического мультфильма: «Будет ласковый дождь» (СССР, 1984)
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Рэй Брэдбери в СССР был разрешен и очень популярен. Прекрасные рассказы о колонизации Марса, «Вино из одуванчиков», «451 градус по Фаренгейту» – все это привлекало массового читателя и не шло против генеральной линии партии; Брэдбери даже включили в школьную программу (при этом ранние «мрачные» рассказы писателя, которые, по замечанию Стивена Кинга, «могли нравиться только кладбищенским сторожам», обходились стороной).
![Классика фантастического мультфильма: «Будет ласковый дождь» (СССР, 1984) Классика фантастического мультфильма: «Будет ласковый дождь» (СССР, 1984)](/images/main/klassika-fantasticheskogo-multfilma-budet-laskoviy-dojd-sssr-1984-60b250.jpg?from=https://www.film.ru/sites/default/files/movies/frames/rain_1.jpg)
Когда в 1984 году на студии «Узбекфильм» режиссер Назим Туляходжаев захотел экранизировать рассказ фантаста «Будет ласковый дождь», входящий в «Марсианские хроники», ему это разрешили, с условием, что в мультфильме будет как можно ярче показано, до чего Америку доведет наращивание вооружения. Туляходжаев показал.
Утро 31 декабря 2026 года. Большой укрепленный дом, похожий на стальной сейф. Робот накрывает на стол, громко зовет на завтрак семью: родителям скоро на работу, детям – в школу, у бабушки – время утренней молитвы. Но никто бежит в столовую, чтобы съесть автоматически приготовленную яичницу, которая в итоге отправится в урну: все семья была убита накануне ядерным взрывом, от детей и родителей остались лишь кучки серого пепла. День идет своим чередом; вечером робот встречает новый 2027 год, слушая гимн США в полном одиночестве. Он, похоже, так тоскует по погибшему человечеству, что на следующее утро, устав изображать беззаботность, сходит с ума и взрывает сам себя.
При всех отступлениях от оригинального текста Туляходжаев довольно точно передал содержание рассказа, сделав особенный акцент на том, что дело происходит в Америке. Под соусом «капиталистического будущего» ему удалось показать распятие Христа и «надругаться» над ним с помощью спятившего робота. В СССР религия по-прежнему на экран не допускалась – ее, как и секса, вроде как не существовало, но буржуазное общество с его причудами – это было совсем другое дело. Анимационное предупреждение в исполнении узбекского режиссера вышло слишком страшным, чтобы показывать его детям, однако у критиков лента имела успех – ей достался ряд призов на советских и международных кинофестивалях. Ободренный овациями Туляходжаев впоследствии снова обращался к творчеству Брэдбери, но того успеха уже не имел.
Источник: film
|
</> |