Кладбище репетиторов
zimaj — 27.06.2014 Изучение английского: SKYPE vs. ОЛДСКУЛПосле очередного ступора во время англоязычного
общения я понял:
– Хватит! Я выучу язык или где?!
Заорал по-настоящему, с модуляциями, в которых опытный
психотерапевт мог бы найти много оттенков фрустрированного
англоязычного ужаса.
В общем, через пятнадцать минут я уже записался в онлайн-школу,
которая обучает иностранным языкам по скайпу. Но мне этого
показалось мало, и ещё через пятнадцать минут на сайте объявлений я
выбрал себе обычного репетитора, который пообещал традиционным
методом (лично) сделать из меня англо-джедая восьмидесятого
уровня.
По чистой случайности оба занятия – виртуальное в скайпе и
традиционное у репетитора – были назначены на один день. Таким
образом, у меня появилась прекрасная возможность сравнить оба
метода.
Репетитор
Сорокалетняя женщина встретила меня в тесной
неопрятной однокомнатной квартирке. Извинилась за отсутствие
письменного стола(!). Я со своим метр девяносто ростом боялся
сделать лишнее движение за кухонным столиком размером с шахматную
доску. О том, чтобы облокотиться не могло быть и речи – столик
качался и стонал.
Женщина послушала мою устную речь на английском, сказала, что
вполне себе нормальный intermediate, после чего мы взялись за
упражнение по грамматике, где я честно потонул, булькнув на
прощание, что грамматика – это как раз моё слабое место.
Я потратил час времени на дорогу туда, час времени на дорогу
обратно, час провёл в неуютной неопрятной чужой кухне = 3 часа, 1
тысяча рублей.
Но! Это важный ключевой момент. НО когда мы взялись за упражнение
на проверку двух грамматических правил, она как железная
огнеупорная терминаторша не разрешала мне двигаться дальше, пока я
не вымучаю фразу в правильном виде. Никаких поблажек! Вот пока
правильно не скажешь, поглядывая на грамматическую схему-подсказку
– фиг тебе. Никаких проглатываний окончаний, никаких случайных
небрежностей или ошибок – пока от зубов не отскочит правильный
вариант, не двигаемся дальше.
И, надо сказать, этот метод оказался очень эффективным – уже через
пятнадцать минут я стал бодро двигаться по упражнению, ставя нужные
грамматические конструкции почти не задумываясь.
Урок по скайпу
Мне не нужно было никуда ехать, не нужно было тратить два часа
только на дорогу, достаточно было просто стряхнуть остатки пиццы с
бороды и можно выходить в эфир.
Мне не нужно было наблюдать ничей неопрятный быт, не нюхать ничьи
кошачьи запахи – я просто сел у себя дома и провёл час в скайпе. К
тому же, виртуальный урок обошёлся в два раза дешевле – 500
рублей.
Но! Это важный момент-2. И здесь он будет негативным. Итак. НО
тётенька по ту сторону экрана большей частью послушно кивала на мой
псевдоанглоязычный трёп, лишь изредка поправляя отдельные слова. Я
сам понимал, что делаю кучу ошибок, что завалил ошибками уже всё
вокруг и немножко даже вокруг подъезда, но тётенька продолжала
кивать. Нет, она прекрасно меня слышала, она хорошо объясняла мне
грамматику, она методично и продуманно двигалась по плану урока, но
в ней была какая-то нездоровая лояльность по отношению ко мне. И
это, на контрасте с железной репетиторшей, конечно же,
воспринимается как жирный минус в изучении языка. Ошибки ученика
нужно пресекать железной рукой! Выжигать калёным железом по самые
саратовские гланды!
Кстати, перед началом урока по скайпу, я боялся, что настоящей
преградой станет качество связи – всё-таки технология ещё далека от
стабильного совершенства, и я опасался, что ничего толкового по
скайпу не поучишь. Ан нет, с этой точки зрения общение с педагогом
в скайпе оказалось вполне себе достаточным.
Итак, всё то, о чём было сказано, я для наглядности поместил в
табличку с плюсами и минусами двух противостоящий империй:
Репетитор |
Скайп |
|
+ |
1. эффект присутствия со всей строгостью |
1. огромная экономия времени 2. в два раза дешевле 3. удобство: где и когда угодно |
– |
1. время на дорогу 2. в два раза дороже скайпа 3. чужая, не всегда хорошая обстановка |
1. требовательный педагог, увы, не висит над душой |
Арифметика жизни получается в пользу скайпа. И
хоть методическая часть обучения с очным репетитором мне показалось
гораздо более продуктивной, есть надежда, что педагог в скайпе
второй урок проведёт уже более строго, посмотрим.
Конечно, возможно, что в обоих описанных сегодня эпизодах изрядную
роль играл фактор случайности. Конечно, возможно пригласить
репетитора на дом и не тратить два часа на дорогу туда-обратно.
Просто лично мне не захотелось устраивать проходной двор у себя
дома – лучше я сам съезжу.
И, тем не менее, при всех прочих равных, вариант изучения языка по
скайпу показался мне гораздо более удобным и практичным (время,
деньги), чем традиционные занятия с традиционным же репетиторами. А
уж через пару-тройку лет, я думаю, технологии и вовсе похоронят
привычный институт репетиторства.
|
</> |