Китайское экономическое не чудо: почему малому и среднему бизнесу удобно
riazantsev.info — 25.06.2021Сегодня завершу рассказ о «китайском экономическом «не чуде».
Эта часть будет о моей непосредственной профессиональной
деятельности: расскажу почему мелкий и средний бизнес работает
с Китаем, и что мешает ему налаживать аналогичное сотрудничество c
партнёрами в своих регионах.
В октябре этого года будет 11 лет с того момента, когда я начал работать с Китаем. Несколько лет у меня ушло на то, чтобы понять, как этот бизнес функционирует, разобраться в этом, потерять и заработать деньги и написать книгу «Китайцы: руководство по применению».
Впрочем, учусь я до сих пор. Было бы неправдой говорить, что я не совершаю ошибок, и не получаю новой информации. Это слишком динамичный рынок, чтобы останавливаться в развитии, полагаясь на достигнутую экспертизу и профессионализм.
Я являюсь сторонником того, чтобы если не полное, то частичное производство электронной продукции было перемещено из Китая в Европу и Россию, и чтобы компоненты этой продукции были всё менее и менее китайскими.
Более того, у меня есть реализованные проекты по сборке планшетов в Европе, и мобильных телефонов в России. И эти проекты неизменно приводили к выводу, что перемещение производства и сборки увеличивает качество продукции, не увеличивая стоимость продукции настолько, чтобы это было нерентабельным.
Правда, для корпоративного бизнеса с его объёмами цифры получаются другими. К примеру, по нашим расчётам планшетный компьютер, собранный в Европе, был дороже на $2 своего аналога в Китае. Качество сборки было выше, отбраковка компонентов – строже.
Для партии планшетов в 10000 шт. $20000 – затраты приемлемые. Но если брать корпоративные объёмы продаж, то на 1 000 000 планшетов затраты уже $2 000 000, и цифра куда более внушительная. И исключить её из годовой отчётности для акционеров никак нельзя.
Но я так же являюсь реалистом (как и инвесторы вышеназванных проектов). И прекрасно осознаю, что передача производства китайской стороне, хоть и обрастает многочисленными рисками (о которых я постоянно пишу в блоге), но является более удобной схемой работы, чем содержание производства собственного.
Китайской стороне удобно передать производство и закупку компонентов для нужной продукции. И за несоблюдение норм труда, план производства, выплату зарплаты рабочим именно у китайской стороны будет болеть голова. Как было написано ранее (смотрите первую и третью часть), никакой магии в экономической модели Китая нет.
Низкие цены на продукцию достигаются за счёт стимулирования экспорта (и сопутствующих махинаций), а низкая стоимость труда – за счёт низких зарплат рабочих, их проживания в тяжелых условиях и нарушения трудовых норм. В случае передачи работы на аутсорс в Китай, на аутсорс передаются и все перечисленные проблемы, и их решение не входит в задачи заказчика.
Где-то в глубине души я переживаю за условия жизни и работы китайских рабочих. Но, всё же, считаю, что решать вопрос их благополучия должен не иностранец, который вкладывает деньги в китайские товары, а китайское правительство. Правительство, которой под вывеской коммунистической партии поощряет эксплуатацию с нарушением законодательство и бизнес по законам капитализма.
Вы спросите, почему же тогда это должно волновать корпорации? Но в случае корпораций, друзья, наступает уже совершенно иной уровень деятельности и ответственности.
Корпорация думает шире, чем небольшая фирма; корпорация не только выплачивает сотрудникам деньги, но и оказывает влияние на общество, корпорация несёт социальную ответственность. Не случайно же они декларируют это в специальных подразделах официального сайта.
От деятельности корпораций и мелкого/среднего бизнеса как у властей, так и от партнёров ожидания разные. Основная цель небольших и средних компаний – насыщение рынка доступными товарами. Часто от брендов категорий С и D торговые сети не требуют ничего, кроме цены – первой, самую низкой, разумной и не очень.
Потенциальный покупатель, который пришёл в магазин не за брендом и качеством, а за ценой, должен эту цену получить, и увидеть выгоду в сравнении с предложениями известных марок. Покупатель выбирает один дешёвый товар из нескольких предложений. И представители торговых сетей настойчиво подчёркивают, что в низком сегменте это выбор цены, а не торговой марки и функционала.
Для построения сильного бренда, узнаваемости и доверия нужны годы и инвестиции. Хотя даже с годами сложно найти устройства B или C бренда в другой категории. Десятки локальных торговых марок не справились с внутренними разногласиями и финансовыми кризисами, закрылись и быстро забылись.
В подобных условиях думаешь не над несчастными трудягами за конвейером, а над тем, как оптимизировать устройство так, чтобы оно вписалось в заданный ценовой диапазон и сохранило работоспособность. На самом деле, это не простая и порой очень интересная работа.
В Китае любую оптимизацию сделать проще за счёт высокой концентрации поставщиков. Так как в Поднебесной есть компании, которые торгуют как высокачественными компонентами (и далеко не у всех есть возможность их приобрести), так и компонентами среднего качества, качество низкого, а, периодически, и браком (или отбраковкой высококачественных компонентов).
За короткий срок можно найти нужные комплектующие, сделать и протестировать опытный образец и принять решение о запуске товара в массовое производство.
Если заказчик делает не оригинальный товар, а работает над модификацией продукта, который разработал поставщик, как производство образца, так и тестирование идут невероятно оперативно. Помогает этому производство однотипного товара для разных регионов.
И китайский производитель может во время производства для Бразилии отработать образец, во время проверки качества для Чехии – протестировать его, а в следующий раз сделать уже полноценную партию для России. Разумеется, это требует активного вовлечения заказчика.
В прошлом году я участвовал в проекте пошива авторской модели шапки, в которую вставлялся Bluetooth-модуль для прослушивания музыки и приёма звонков. Базово предлагается 3 популярных в данной категории товаров цвета, а остальные могут быть пошиты по требованию заказчика в любой цветовой гамме. Швейный цех находится рядом с Петербургом.
Шапка получилось хорошей, но только за то время, которое было потрачено на производство первой партии у нас, мы бы успели привезти товар из Китая. Сейчас товар из Китая морем доставляется минимум 60 дней (сейчас есть задержки), производство такой категории товара занимает около 30 дней. В России мы потратили на всё более 100 дней, при том, что сам готовый Bluetooth-модуль был заказан из Китая.
Сложность оказалась в том, что у пряжи есть свой поставщик, у бирки на шапку – другой, а у упаковки – третий. Сырьё нужно заказать, отработать процесс, должным образом пришить и отмаркировать все элементы, а также создать складскую процедуру для объединения шапки с модулем. В России всем этим пришлось заниматься самостоятельно, а в Китае этим занимается поставщик.
Свою роль в работе малого и среднего бизнеса играет и китайское правительство. Оно поощряет экспорт, при том настолько активно, что порой изготовленные в Китае товары при покупке онлайн для иностранцев могут стоит дешевле. А так же китайское правительство не мешает работать, что помогает фабрикам окрепнуть и встать на ноги.
Владельцы фабрик никогда не жаловались на постоянные инспекции труда, проверки и бюрократию. У бизнесменов нет проблем с ежемесячным информированием пенсионного фонда, выплатой налогов и страховых платежей. Голова болит только об одном: как закинуть деньги на ВиЧат (самый популярный в Китае мессенджер с кучей приложений внутри) кошелек (либо обналичить) и разослать/раздать сотрудникам.
Ни в одной китайской компании, с которой я сотрудничал и откровенно говорил об организации бизнеса, ни офисные сотрудники, ни, тем более, рабочие не получают зарплату переводом на личный счёт с корпоративного. Китайское правительство позволяет подворовывать, в результате чего бизнес может существовать, а китайские товары оставаться недорогими.
И это ещё из одних секретов «китайского экономического «не чуда». Уверен, что существенная часть платежей и операций по обналичиванию денег прекрасно видна полиции. Но так же уверен в том, что они выполняют распоряжение «пока никого не трогать». Так как если «тронуть» система начнёт шататься и рассыпаться.
Думаю, что здесь можно и подвести итог и поставить точку в этом цикле статей. Никакого чуда в функционировании китайской бизнес-модели нет. Просто в Китае можно то, чего нельзя в других странах и работает то, чего в других странах не работает.
Почему этому позволяют работать в Китае, и есть ли на этот счёт межправительственные соглашения, я не знаю. Думаю, что есть.
В противном случае, модель легко тиражировалась бы и на другие регионы. Но пока она работает в Китае, я, как представитель небольшого бизнеса, буду идти за производством именно в Китай, где нужный мне электронный товар можно сделать проще и быстрее.
***
Десять лет занимаюсь производством и закупками электронных товаров в Китае. Делюсь опытом. Пишу о своих проектах, специфике поставщиков и современной жизни Поднебесной.
Издал книгу «Китайцы: руководство по применению» (можно скачать на LitRes, Ozon и Ridero, веду одноименный телеграм-канал.
Всегда рад новым подписчикам.