Китайский опыт школьного образования
1504 — 30.03.2023 У Рожина пробежал глазами перепост про китайское образование, что де мол это советские методы в 21 веке. Чепухня полная.Китайская система образования также похожа на советскую, как и на российскую или американскую. Ну например там дети имеют классы, садятся за парты, имеют перемены и учителя у доски.
Я с китайской системой не был знаком, поэтому искал информацию в интернете. И в интернете гуляет одна и та же методичка с одним и тем же набором тезисов, которая пересказывается разными авторами на свой лад. Удовлетворяться этой методичкой мне не хотелось, и я посидел и посмотрел всякие видеоблоги от реальных эмигрантов, которые работают в китайских школах. А эти эмигранты те ещё васяны, о чём угодно трещат, но только не о кухне китайской школы, информацию по крупицам приходилось добывать.
Да, если кто не в курсе, то "советская система школьного образования" это калька с прусской системы образования. Все эти классные журналы, парты-доски-кабинеты, набор дисциплин, классно-урочная система, всё оттуда. До Пруссии все учились по христианской-латинской системе, все ученики при церквях и монастырях сидели за лавками у столов, вспомните фильм "Ломоносов" - там были здоровые лбы и малышня и вместе зубрили латынь.
По поводу чудной советской системы образования. Она была хороша для массового образования вчерашних безграмотных крестьян, чтоб обучить миллионы читать и считать - это сгодилось. Но к 1960-м, когда уже появились такие вещи как компьютеры, сопромат, химическая промышленность, космос наконец, то в 60-е ситему образования надо было улучшать кардинально, усложнять образовательную программу, всесторонне развивать и воспитывать детей как будущих членов высокоразвитого социалистического общества. Но вместо улучшения - советское старческое руководство урезало зарплаты учителям, выдавив оттуда мужчин и больше ничего не делало, кроме каких-то точечных реформ-экспериментов, которые ни на что не влияли в целом. В итоге в школе вас учили читать и считать, а всё остальное - ну так... как пойдёт, как повезёт. Ну вот взять пример с историей, я как историк никогда не успевал выполнить программу, хотя она и так была микроскопической, в двух словах о целом периоде истории расскажи и успей опросить ещё кого-то. По итогу потом человек взрослеет, идёт на ютуб, смотрит какого-то Клима Жукова, который три часа одну битву размусоливает и восклицает "эх! вот бы мне такого учителя истории в школе!". Короче советское образование и деградировало до того, что СССР развалился под телесеансы Кашпировского и дешёвых боевичков с Чаком Норрисом и деградирует сейчас. Что выражается в ОТСТАВАНИИ от передовых стран по почти всем сферам.
Коротко что я понял о китайской системе и в чём отличия от нашей.
Классы гигантские. У нас 25 человек, у них 50.
Школа поделена на а)начальную 1-6 класс б) среднюю 7,8,9 кл. и в)высшую 10,11,12 классы. Эти школы друг от друга отделены, либо зданиями, либо перегородками.
В школе торчат с 7 утра и до вечера.
Есть часовая большая перемена.
Есть всякие физкульт-зарядки.
После уроков есть "продлёнка", часов в 5. Где они делают домашку под надзором учителей. А также посещают всякие кружки.
Ученики как правило после школы идут не домой, а в школьные общежития. Школьные общежития очень сильно напоминают тюрьму с тюремными камерами. Маленькие комнаты без мебели, только двухярусные шконки. Пришёл после школы без сил и лёг отрубился. Почему не идут домой? потому что школа в районе одна и на дорогу уйдёт много времени, а в школу надо идти к 7 утра.
К школе привязываются по месту жительства. У каждой школы своя репутация. Есть ли у них рейтинг финансирования как у школ в РФ - не знаю.
Есть частные школы за деньги. Если гос школы все одинаковые и по единой программе, то в частных там свобода, какая угодно может быть программа.
Летом каникулы длятся только 1,5 месяца. Больше каникул нет.
Школьные учителя мало что объясняют, они заняты в основном надзором и проверкой знаний с помощью постоянного тестирования. Как учитель скажу - что это очень лёгкая работа, раздал распечатки и сиди смотри как пишут. Потом распечатки собрал, проверил с помощью ключа и выставил. Ученики пишут сплошные тесты весь день. Вот почему Китайцам постоянно нужен русский лес, представляете сколько они бумаги изводят?
По поводу дисциплины - тут не разобрался. Балбесов вроде как отсеивают ещё в началке и отчисляют из школы. И других школ нет! Если только не переехать. Балбесов можно потом в частную школу отдать за деньги, или какие-то спортивные школы кунг-фу, где по итогу тех в армию отправляют. Мне кажется про эти школы кунг-фу - какой-то миф тиражируют. Вообще наладить дисциплину в школе - вполне можно, об этом можно написать пару строк. Больше информации по дисциплине и правовых-нормативных вещах нету. Также интересно, а травят ли в Китае учителей, как это иногда делают в РФ? А китайская прокуратура любит проверять школы по любой жалобе родителей?
Вобщем понятно почему у них хорошая успеваемость? и хорошая экономическая ситуация в Китае? Родители освобождены от воспитания детей, они их скинули в эти интернаты и ура, только на выходных их видят. Могут заниматься карьерой и отдыхом после работы. Опять же никаких проблем с рождаемостью. Почему бы и не завести ребёнка, коли его потом можно спихнуть на полный пансион? А хорошая успеваемость, потому что школа отвечает за детей. У нас вот в РФ как? Учителя всю вину валят на родителей, ведь в семейном кодексе написано, что воспитывать детей это обязанность родителей, а родители валят всю вину на учителей, потому что в законе об образовании написано, что школа тоже отвечает за воспитание. Также учителя и родители друг друга обвиняют в том, что дети плохо учатся. "ВЫ не контролируете своих детей дома, не следите чтоб они домашку делали! А вы много задаёте!"
Вот в Китае правильно сделали, что ответственность переложили только на одну сторону. Типа на школу. Хотя в школе учителя не учат, а только контролируют, то бишь ученик сам виноват, если не вызубрил и не успевает. НУ сразу видно, в какой стране хотят, чтоб дети образовывались, а в какой стране хотят сеять взаимную вражду и ненависть между разными слоями населения.
Я это кстати и предлагал давно. Про создание таких вот огромных образовательно-воспитательных комплексов, только без общежитий. ОКазалось, что это в 90-е внедрили китайцы.
Ещё также отвечу про мораль и мотивацию. Китайский школьник знает расклады - если будет зубрить науку, то он сдаст китайский ЕГЭ и поступит в хороший ВУЗ. А хороший ВУЗ почти гарантированно даёт хорошую должность с высокой зарплатой. Если в ВУЗ не поступить - то добро пожаловать на завод гайку точить. Родители даже жениха-невесту подбирают прежде всего по баллу ЕГЭ. У нас, в РФ, такого нет. Образование по факту ничего не даёт, от того что закончил МГУ или даже МГИМО - никто тебе высокооплачиваемое место не даст, иди работай в МАгнит кассиром. Поэтому мотивации учиться нет и не будет. Школа в РФ воспринимается как непонятная обязаловка, как повинность.
В чём минусы - ну очевидно, что идёт выжимание всех соков из детишек, жёсткая конкуренция за места под солнцем. Я единственно не понял, как себя будет чувствовать человек, если он не хочет сдавать на высокий балл и участвовать в крысиных бегах? Все говорят, что идёт серьёзное давление со стороны государства, родителей, что не дай бог сдашь на плохой балл. Также не понятно как там с творчеством, есть ли у них литература, философия, если есть - то тоже всё засунуто в тестовую форму, где есть правильный ответ и неправильный?
|
</> |