Китай и китайцы. Общие впечатления

топ 100 блогов maximus10127.10.2025

Я не ожидал, что поеду в Китай. Еще летом думал об Иране, но жизнь внесла свои коррективы. Хотя нужно признать, что интерес к Китаю у меня возник еще год назад. Я почувствовал, что мне не хватает материала с самого восточного края степного мира. Хоть я и был в Китае дважды 14 лет назад. Но тогда я почти не пытался углубляться в историю этой страны, только отснял отдельные гробницы. Сейчас я попытался увидеть больше, но реализовать это желание удалось лишь частично.

Итак, мои впечатления. Китай — страна сложная для туризма. Нет, в туристических зонах все в порядке, на Великую стену можно съездить легко или посетить Терракотовую армию в Сиане. Но при попытках выйти из этих зон сразу начинаются проблемы. С транспортом, информацией, языковым барьером. 

Китай и китайцы. Общие впечатления

Все начинания в Китае нужно очень тщательно готовить заранее, вплоть до рейсов автобусов и того, что конкретно вы скажите таксисту, чтобы попасть в нужные места. На месте решить ничего нельзя в принципе. Нет указателей, нет карт, нет хоть сколько-то понимающих людей, или даже нет людей вообще. В Китае огромные внутренние пространства практически не развиты, в глубинке часто даже нет дорог в нашем понимании, есть только утоптанные тропы. Население в целом безразлично не только к нуждам путешественников, но и к своим собственным. Из-за языкового барьера автостоп затруднителен, хоть я и ездил на небольшие дистанции. Но все это очень ненадежно. В Китае хорошо работают только структуры созданные государством — скоростные железные дороги, метро во многих городах, городские автобусы.

Стандартная для китайской глубинки земляная дорога. Что интересно, она хорошо держит воду и не размокает даже при сильных дождях.
Стандартная для китайской глубинки земляная дорога. Что интересно, она хорошо держит воду и не размокает даже при сильных дождях.

И самая главная проблема — чрезвычайно низкий уровень (в том числе умственный) многих служащих. Речь не идет о простых прохожих на улице. Проблема с теми, кто должен продавать билеты, контролировать посадку на поезда, заселять вас в отель и прочих. У меня в трети случаев (!!) возникали трудности на вокзалах, только потому что девочкам контролерам было лень правильно забивать цифры моего паспорта, в Китае удостоверение личности —  это аналог билета. Сканер не всегда правильно работает, а часто его и нет. Поэтому они забивают все от руки — и с постоянными ошибками. А это значит, что вам говорят, что вашего оплаченного билета в системе нет, значит, вы можете идти гулять. Она будет стоять и улыбаться — ответственности у них нет никакой. Вы же не будете подавать в суд на Китайские железные дороги. Поэтому нужно идти на конфликт с ними, и как можно быстрее решать вопрос, иначе ваш поезд уйдет — посадка занимает лишь 15 минут. Я заставлял их при мне забивать цифры в строку, самая распространенная ошибка — они почему-то игнорируют серию паспорта. Нужно буквально прорываться на поезд, пусть она вызывает охрану, старшего по вокзалу. В стрессовой ситуации сотрудники просыпаются от своего летаргического сна и начинают хоть как-то работать.

Китай и китайцы. Общие впечатления

Китай как известно страна все еще социалистическая, в худшем понимании этого термина, поэтому здесь присутствуют все свойственные подобным режимам проблемы. Личность и проявления самостоятельности здесь всегда подавляются, поэтому большинство работников крупных объектов не способны работать на результат. Они могут только механически выполнять инструкции. Поэтому добиться от низовых исполнителей чего-либо крайне сложно. Это не Турция, где продавец билетов не только их вам продаст, но и решит какие-угодно проблемы — например, свяжется с водителем, я был свидетелем, когда ради одного пассажира турки меняли маршрут автобуса. И нальет вам еще чаю.

Башня ворот крепостной стены Сианя.
Башня ворот крепостной стены Сианя.
Статуя Небесного царя из Храма Городского бога Сианя.
Статуя Небесного царя из Храма Городского бога Сианя.

Китайцы как известно очень высокого мнения о себе и своей культуре. Это порождает кучу проблем. Так как очередной работник всегда будет уверен что ошибка находится на вашей стороне, а не его. И он будет вас поучать. Скорее всего эта самоуверенность и является причиной клинического идиотизма многих сотрудников. Например, продавщица билетов на станции метро в Цзинани не могла длительно мне его продать, только потому что я плохо выговаривал китайские непроизносимые названия. Мне нужно было попасть в аэропорт (chǎng), а я произнес это слово как наименование железнодорожного вокзала (zhàn). И вместо того, чтобы предположить, что я просто перепутал слова, она решила, что глупый лаовай перепутал аэропорт с вокзалом и не знает куда ему ехать. Вместо продажи билета на метро она пошла показывать тоннель ведущий на вокзал, ситуация случилась на ближней к нему станции. То есть, кассирша считала, что затягивая продажу карточки на метро она оказывает мне, глупому, помощь.

Улицы и кварталы без людей и машин под Чжэнчжоу. Я прозвал их мертвыми городами. Это не раннее утро, это вторая половина дня в пятницу. Но никого нет.
Улицы и кварталы без людей и машин под Чжэнчжоу. Я прозвал их мертвыми городами. Это не раннее утро, это вторая половина дня в пятницу. Но никого нет.

В горах Мандан случилась просто фантастическая история, когда кассирша музейного объекта более получаса также отказывалась продать мне билет. Я приехал туда на скоростном поезде из Сюйчжоу, это была очень тщательно спланированная поездка, разработанная заранее еще в Москве. И вот я потратил кучу денег и времени, а она просто не дает мне его и все. Лопочет что-то по-китайски и тычет пальцем в какие-то инструкции, состоящие из иероглифов. Хотя ее задача, также как задача кассира на станции метро, молча взять мои деньги и дать мне билет. У нее не было ни малейшего очевидного мотива затягивать это дело. Я было подумал, что музей закрыт. Но нет, там были посетители. В таких ситуациях главное не сломаться, их нужно продавливать почти силой. Я взял 100 юаней, хотя потом выяснилось, что билет стоит существенно меньше, и пошел сквозь музейные турникеты. Меня начали останавливать охранники, а я им совал в руки эти 100 юаней,  показывая, что от оплаты я не отказываюсь, но билета у меня нет, так как билетерша отказывается мне его продать.  Они побежали орать на эту кассиршу. И она — о чудо, дала мне билет и отсчитала сдачу. Что это было, я не знаю, но в Китае это к сожалению типичная ситуация.

Долгострой вокруг Чжэнчжоу.
Долгострой вокруг Чжэнчжоу.

Языковой барьер здесь абсолютный. Порой проще на улице найти человека знающего пару английских слов, чем среди тех, кто по долгу службу обязан коммуникатировать с туристами. Даже на информационных стойках в аэропортах сотрудники не знают ничего. Они не знают ни числительных, ни международных слов, типа «метро», «музей». Только в Пекине мне встретились англоговорящие служащие аэропорта. Можно использовать переводчики в телефоне, но это не всегда помогает, потому что легко догадаться, что люди не затрудняющие себя хоть каким-то образованием, даже по долгу службы, скорее всего будут некомпетентны буквально во всем.

Деловые кварталы Цзинани.
Деловые кварталы Цзинани.
Небоскребы в Цзинани.
Небоскребы в Цзинани.

В общем, Китай предъявляет к путешественнику очень высокие требования. Нужно собирать информацию и продумывать все заранее. В самом Китае это будет сделать затруднительно из-за «великого файрвола» — почти весь интернет здесь заблокирован. Гугл и википедия не работают. Спутниковые карты есть только на китайском.

Я допустил ошибку, не стал покупать китайскую симку, т.е. я еще в добавок не имел мобильного интернета. В целом, раньше я обходился без него почти везде. Поэтому подумал, что и здесь обойдусь, тем более нормальных спутниковых карт все равно для Китая нет. Работает карта яндекса, но она полностью пустая и показывает картинку десятилетней давности. В Китае за несколько лет земная поверхность преображается полностью — строятся новые кварталы, города, поэтому смысла в картах яндекса почти нет.

Но мобильный интернет нужен, чтобы хотя бы обнаруживать себя в пространстве. Для Китая это очень актуально, здесь просто гигантские расстояния и объекты. Город миллионник — это по сути село. У меня возникали порой просто смешные ситуации — приехал я в мега туристический монастырь Шаолинь. Вышел из автобуса и не знаю куда идти. Указателей никаких. И это в Шаолине, где бывают миллионы туристов. Просто каждый китайский туристический объект — это квадратные километры пространства. И Шаолинь тоже, от автобуса до самого храма еще топать километры, и других вариантов там нет. И вот только когда толпа из автобуса потянулась в одну сторону, туда я и пошел)

Теперь о хорошем.

В Китае ОЧЕНЬ дешевые отели. В среднем, за 1000 руб (примерно 80-100 юаней) можно спокойно снять номер уровня турецких 3-4 звезд. Собственно, в Турции это будет стоит минимум в три раза больше. От 2000 руб. уже будут по сути 5-звездые гостиницы. Качество китайских отелей как правило высокое. Уже в дешевом номере за 1000 руб. будет не только почти кристальная чистота, но и полотенца, бесплатная вода в бутылках, одноразовые зубные щетки, расчески. И все это будет меняться каждый день.

Номер в отеле за 1000 руб. в Аньяне.
Номер в отеле за 1000 руб. в Аньяне.

В каждом номере обязателен чайник. Без кипятка китаец жить не может, его даже наливают в термосы и носят с собой. Также стаканы, чай, средство от комаров. И это во всех дешевых отелях. 

Китай и китайцы. Общие впечатления
Справа от раковины одноразовые щетки, тюбики с пастой, салфетки и расчески.
Справа от раковины одноразовые щетки, тюбики с пастой, салфетки и расчески.

Также можно отметить достаточно дешевый транспорт в Китае. В среднем билет в метро на не очень большое расстояние (стоимость зависит от него) стандартно во всех городах был 2 юаня (24 руб). И только в Сюйчжоу минимальный билет был 3 юаня (36 руб). Максимальная стоимость билета — 7-8 юаней (как правило до аэропортов), т.е. до 96 руб. Билет на городские автобусы во всех крупных городах — 2 юаня (24 руб), в маленьких городках — 1 юань (12 руб). Поезда тоже в среднем дешевые, тем более они почти все скоростные, а стоят как российский плацкарт. Китайские плацкартные вагоны стоят вообще сущие копейки, пол-Китая можно проехать за 1,5 тыс. руб.

Вагон метро в Чжэнчжоу.
Вагон метро в Чжэнчжоу.
Станция метро в Чжэнчжоу.
Станция метро в Чжэнчжоу.

Про культ еды в Китае знают все. От себя добавлю, что впервые за долгие годы своих скитаний после поездки я не похудел, а поправился — на целых 5 кг. И это при том, что я ежедневно проходил в день до 15 км. Невероятный результат.

Скажу сразу, я не гурман и не сторонник поглощения всяких гадов, кои здесь популярны. Плюс, после длительного пребывания на Ближнем Востоке я стал критически относиться к свинине. Это мясо требует особых условий хранения и готовки, которые в азиатских условиях не всегда выполняются. Поэтому мусульмане правы. 

В Китае популярна свинина, но у них огромный выбор еды даже в самом нижнем ценовом сегменте. К слову, в Турции — это будет только шаурма. Что несколько грустно. Ниже, на фото, дешевая забегаловка в Чжэнчжоу, где я часто кормился. Хозяйка специализируется на курице и утке. Порядок цен выписан у нее за спиной, все по 120-200 руб.

Китай и китайцы. Общие впечатления

Если нечто лежит у нее на прилавке долго, она прежде чем отдать покупателю куски стерилизует их в микроволновке и еще минуту томит над углями. То есть, просто холодную курицу она вам не отдаст. Каждый кусочек помещается в специальный пакет, просто кучи у вас тоже не будет. И ее не надо об этом просить. Она сделает все сама. И это дешевая уличная забегаловка.

Китай и китайцы. Общие впечатления

И тут мы подходим еще к одному важному китайскому достижению. Чистоте.

Улицы постоянно убираются, в квартале может не быть жильцов, но дворники будут всегда. Они видны на каждом перекрестке. Везде много туалетов и они всегда бесплатны. При этом чистота в уличном китайском туалете будет выше чем во многих российских медицинских учреждениях. В туалетах аэропортов на унитазах после каждого посетителя автоматически, нажатием кнопки, меняется целлофановое покрытие на сиденье. То есть оно всегда будет чистым.

Нужно честно признаться, что последние годы во время поездок я постоянно болел, это или ОРЗ или, извиняюсь, расстройство пищеварения. И в Турции, и в Египте, везде, часто приходилось пить антибиотики. Во время пребывания в Китае сейчас я не только ни чем не заболел, но и как писал выше, набрал лишний вес. Притом, что нагрузка была высокой - и физическая, и психическая. Ругаться с китайцами приходилось часто. И тем не менее. Видимо сказались два фактора — чистота и обильное питание)

В Китай я буду ездить еще — это огромная и очень интересная страна. Просто она не дастся, нужно будет много работать и прежде всего над собой. Китайский язык выучить затруднительно, но несомненно можно со временем подстроиться под китайскую специфику.

Урумчи — аэропорт на краю земли. Мой самолет готовят к вылету.
Урумчи — аэропорт на краю земли. Мой самолет готовят к вылету.

Оставить комментарий

Популярные посты:
Архив записей в блогах:
Окончание. Предыдущее и ссылка на предшествующие здесь . С радостью, но и некоторой печалью (ибо труд был очень приятен) приступая к завершению " Волкоголовых ", хочу, прежде всего, выразить искреннюю признательность уважаемому Азату ...
Тут кругом конкурсы запускают - кто водой обливается, кто старинные снимки из семейного фотоальбома выискивает, кто вспоминает какие книги в детстве читал. А я без конкурса и опять таки продолжу по тематике IT. Предлагаю взгялнуть на твой/мой рабочий стол. Свой нынешний текущий варинат мож ...
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- А он вообще-то употреблял?...  Что-то мне сомнительно. Покойному много чего можно предъявить, но на наркомана он ...
Люблю всякие старинные штуки. В аналоговых телефонах была какая то своя особая магия. Длинные , короткие гудки. Сам набор номера. А ещё были спаренные телефонные номера. И за пользование АОН надо было ещё платить дополнительную плату. Но это уже в 90-е. Так же телефон отключали , если ...
Вчера ночью смотрела лекцию А. Архиповой про медицинское диссидентство: https://www.youtube.com/watch?v=jp1H6VL9Ofc . Потрясла гениальная оговорка ведущей "Не стреляйте в пианиста -- он стреляет как умеет". Интернет то и дело пропадал, а в чате шутили, что это лобби медицинских ...