Китай — город Цзинань

топ 100 блогов maxkatz07.01.2015 Я тут путешествую по Китаю. Это очень интересная страна, про которую можно писать и писать, что отлично делает Варламов. Я попробую сосредоточиться на вещах, которые интересны мне — устройство городов и политика. Сегодня про города, конкретно про город Цзинань


Китай — город Цзинань


По меркам Китая он по многим параметрам похож на «средний китайский город», поэтому в нём часто проводятся различные исследования, и их результаты можно экстраполировать на другие города.
Проживает в обычном городе около 7 миллионов человек. В России он стал бы вторым по численности после Москвы

В обычный город ведёт скоростная железная дорога, поезда по которой ездят со скоростью 300км/ч (подробнее). Но это, возможно, ему повезло — он находится на пути между Пекином и Шанхаем

Китай — город Цзинань


Но вот про вокзал никак нельзя сказать, что повезло. Выглядит он так, чем-то напоминает аэропорт Домодедово

Китай — город Цзинань


Привокзальная площадь помпезная, огромная и пустынная. Именно так не надо делать общественные пространства — получаются сильные ветра, людям нужно преодолевать большие расстояния, территория большая и неприятная

Китай — город Цзинань


В городе немного сохранилась малоэтажная застройка, в том числе так называемые «хутуны» — традиционные китайские городские кварталы. Имеются пятиэтажки

Китай — город Цзинань


Но больше всё-таки небоскрёбов

Китай — город Цзинань


В Китае сейчас индустриализация, с ней вместе приходит и урбанизация. Так как в Китае живёт полтора миллиарда человек (в 10 раз больше, чем в России), масштабы этого процесса поражают. За последние 30 лет в китайские города из деревень переехало около 20% населения, примерно 300 миллионов человек, к 2020 году ожидается переезд ещё 100 миллионов.
Это всё приводит к массовому жилищному строительству

Китай — город Цзинань


Огроменные кварталы жилых небоскрёбов вырастают повсюду, появляются мегаполисы, везде строятся небоскрёбы

Китай — город Цзинань



При таких масштабах о всяких деталях вроде пешеходной инфраструктуры можно и забыть. В Цзинане забыли

Китай — город Цзинань


Такое ощущение, что город проектировал велосипедист, пересевший на автомобиль. На фотографии ниже вы видите велодорожку. Левее (не в кадре) 8-полосный проспект, а правее тротуар, в 5 раз уже велодорожки

Китай — город Цзинань


По тротуару, несмотря на его и так исчезающие размеры, ездят велосипедисты и автомобилисты, там паркуются, размещают рекламный мусор и прочую лабуду

Китай — город Цзинань


Даже такая хорошая штука как лавочка может иногда навредить. Никто на такой, конечно, сидеть не будет. На таком тротуаре если уж и делать лавочку, то вплотную к стене и со спинкой

Китай — город Цзинань


Тротуаров нет

Китай — город Цзинань


Ходить приходится по дорогам, люди испытывают страдания

Китай — город Цзинань


Узкие улочки в районах малоэтажной застройки

Китай — город Цзинань


Почему-то в Китае принято отгородить дом глухим забором, проходы получаются некомфортными из-за неактивного фасада. Но это, конечно, по сравнению с окружающим пешеходным адом мелочи

Китай — город Цзинань


Тропинку сделали, а забор убрать забыли

Китай — город Цзинань


Люки зато симпатичные.

Китай — город Цзинань


Вообще в целом проблем, конечно, много, но если вдруг мэр Цзинаня решит сделать город удобным для пешеходов, то на это не потребуется много денег и времени. Меры в основном организационные, инфраструктурных мало, а в Китае, насколько я понимаю, с применением организационных мер полный порядок. Тут стоит лишь вопрос понимания, что это важно, сейчас его явно нет.


Теперь про транспорт. В городе транспортный ад — в 7-миллионном городе нет вообще никакой системы скоростного общественного транспорта, кроме небольшой системы BRT (bus rapid transit, скоростной автобус, идущий по полностью выделенным полосам посередине улицы), но её недостаточно.

Китай — город Цзинань


Люди вроде как автобусные выделенные полосы тут не любят, считают, что от них больше пробок потому, что они занимают целую полосу движения (что, конечно, нелепая глупость — такая система может перевозить до 6000 человек в час, а обычная автомобильная полоса меньше 1000). Например, в этой статье рассказывается о том, что после подорожания проезда и отмены месячных проездных на системе БРТ люди стали возмущаться: «Зачем тогда вообще перегораживать улицу этой выделенной автобусной полосой?!»

Ни метро, ни даже трамвая в городе нет.

Посреди города зафигачено несколько развязок и, возможно, цзинаньская общественность считает, что если построить ещё парочку, то пробок не будет.
Но общественность, конечно, не права — 7 миллионов человек, живущих в небоскрёбах, никак не уместишь в город, чтобы они все на автомобилях и мотороллерах ездили.

Китай — город Цзинань b382e3eea01a14f1c46c0fa53461c8e7

Эту проблему, в отличие от пешеходной, описанной выше, просто не решить. У людей нет другого способа перемещаться по городу, кроме как на автомобиле или троллейбусе в той же пробке. Тут бесполезно дестимулировать перемещение на автомобилях потому, что людям некуда пересаживаться. Помогут только дорогие инфраструктурные проекты — метро или лёгкий рельсовый транспорт.
Чтобы понять что именно нужно делать, ясное дело, надо провести много исследований, а не просто денёк по городу погулять. В городе, насколько я понял, начали строить метро и планируют открыть в 2018 году.
Первая линия будет по протяженности 26 километров, в ней будет 9 станций. Её строительство займёт 5 лет и обойдётся в ~2 миллиарда долларов (привет Омску, который уже 20 лет строит 7,5 километров и 5 станций).

Остановки, видимо, проектировал тот же чел, который на велосипеде ездил. Они выглядят как-то так (за остановкой широченная велодорожка)

Китай — город Цзинань


В городе много троллейбусов и развитая троллейбусная сеть. Некоторые старые, вот такие

Китай — город Цзинань


Водитель

Китай — город Цзинань


Пассажиры

Китай — город Цзинань


Уличная торговля

Китай — город Цзинань

Китай — город Цзинань


Заглянем теперь в несколько общественных пространств. С этим дела обстоят лучше. Вот скверик, например (не так часто встречаются в китайских городах)

Китай — город Цзинань


В скверике бабушки с дедушками занимаются зарядкой

Китай — город Цзинань

Китай — город Цзинань


Основные пользователи в момент моего визита — пожилые люди. Основная проблема — негде присесть, кроме беседки. Но беседка оторвана от остальной части сквера и сидеть там не интересно, людям хочется сидеть там, где происходит экшен, поэтому бабушки выносят из дома стул или подушку и сидят на камне

Китай — город Цзинань

Видно, опять же, что никто не следит за этим пространством — малейшее исследование показало бы недостаток скамеек, можно было бы проинвестировать копеечку в деревянный настил на камень или закупить лавочки

Группа детей пришла в сквер и оживила территорию уж совсем сильно. Хорошо когда в сквере происходят различные виды активности

Китай — город Цзинань


Подъезд пятиэтажки

Китай — город Цзинань


Подъезд 30-ти этажки

Китай — город Цзинань


К сожалению, общественных пространств на улицах очень мало. Скверы, памятники, фонтаны — это всё почти отсутствует. Вот единственный намёк, который удалось найти

Китай — город Цзинань


Сейчас -1, зимой тут холодно, но люди сидят на камне

Китай — город Цзинань


Во дворах новых небоскрёбов иногда встречаются попытки создать общественное пространство

Китай — город Цзинань


Иногда это даже очень хорошо смотрится, вот, например, деревянные настилы на каменные парапеты. Так бы в скверике

Китай — город Цзинань


Столы для настольного тенниса — прекрасная точка притяжения

Китай — город Цзинань


Уличные тренажеры тоже. Вообще в Китае скверами и дворовыми территориями в основном пользуются пожилые люди. Детские площадки почти отсутствуют, молодёжь на улице встретить довольно сложно

Китай — город Цзинань

За день 7-миллионный город весь не осмотришь, но по сложившемуся впечатлению — город развивается, про всякие «бантики» думать не успевают. Между тем, бантики стоят очень недорого, а улучшают жизнь значительно. По идее этим должен заниматься местный уровень власти, но я пока не очень разобрался, как тут это всё работает и кто чем занимается.

Китай — город Цзинань



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Минюст РФ обновил список иноагентов. В него попали «Экологическая вахта Сахалина» и «Центр сохранения лососевых видов рыб и мест их обитания» -Вы рыбов изучаете? - Нет, только финансируем ...
Уже, пожалуй, все знают о сегодняшнем самом важном событии. Нет, это не референдум в Бриташке. Речь о встрече всем известного Сталика и кунисана. Сначала ты ================================= а потом ...
У консерваторов осеннее обостроение. Никита Михалков опубликовал своей милостью манифест. Я раза три пытался его прочесть, с разных мест, но у меня не получилось. Кому-то было смешно его читать. Я рад за них. Мне не было смешно, как впрочем и ...
Вот в чем вопрос... Третий раз уже у меня тянется рука отфрендить человека. И люблю....и уважаю. и ценю. Но в третий раз человек прикапывается к котЭ, когда котэ похмельный. Ел-палы. Ну очень-очень-очень редко позволяю себе выпить. И ВСЕГДА те, кого люблю с глубинной и трепетной ...
В ходе изучения данных, собранных космическим телескопом XMM-Newton, две команды астрономов обнаружили повторяющиеся вспышки света от считавшихся неактивными черных дыр. По мнению исследователей, они застали их за процессом регулярного поедания звезд. Большинство крупных галактик ...