Китай. Битва при Муе. 1027 год до н. э. Начало династии Чжоу, 1032 год до н. э.

топ 100 блогов dandorfman10.07.2023
Чжоусцы, которые пришли в Шань-Инь и создали там сначала вассальное княжество, были ещё полукочевым народом. Они занимали при Шан роль пограничных войск, ведя постоянные войны с соседними племенами.
Такой образ жизни приводит, во-первых, к лучшему по сравнению с Шан индивидуальному мастерству, за счет постоянных тренировок с оружием. Кроме того, активное боевое взаимодействие с кочевниками стимулирует развитие вооружения и тактики.

Китай. Битва при Муе. 1027 год до н. э. Начало династии Чжоу, 1032 год до н. э.
Древнекитайская пехота.

Это проявляется как в заимствовании у северян определенных видов оружия, в том числе клинкового, так и в «нелинейном» ответе путем изобретения алебард для борьбы с конницей и колесницами. Последние прибыли в Китай одновременно с чжоусцами и, скорее всего, были привнесены именно ими. Неслучайно именно у чжоусцев вскоре появляются квадриги, как развитие уже имеющейся техники.
Чжоусцы довольно быстро усвоили важнейшие технические и культурные достижения династии Инь переняв прежде всего технику бронзолитейного производства. До прихода в Шан чжоусцы практически не знали бронзы. Теперь же, захватив иньских мастеров, они привлекли их к себе на службу. Не случайно, что по внешнему виду оружие, ритуальные сосуды, металлические украшения чжоусцев трудно отличить от иньских изделий. Чжоусцы научились у иньцев изготавливать и использовать боевые колесницы — основную ударную силу армии того времени. Легкие колесницы с дышлом, запрягавшиеся парой лошадей, не знали преград на плоских лессовых равнинах в бассейне Хуанхэ и ее притоков.

Китай. Битва при Муе. 1027 год до н. э. Начало династии Чжоу, 1032 год до н. э.



На такой колеснице располагалось обычно три воина: возница, управляющий лошадьми; лучник, поражавший противника стрелами; копейщик, вооруженный копьем или алебардой — оружием ближнего и среднего боя. Вплоть до изобретения арбалетов древнекитайская колесница иньского типа оставалась мощным средством нападения на врага.

А как обстояли дела у их будущих противников, армии династии Инь?
Шан – земледельцы, им свойственен меньший боевой потенциал, ибо земледелие отнимает большую часть времени, в результате чего оружие приходится держать в руках довольно редко. Прикрывая границы отдельными отрядами, шанцы освобождают большую часть населения от военной службы. Замечу, подобное переложение функции защитников страны на наемную армию, собранную из представителей чужого этноса типично для земледельцев и является альтернативой выделению военного сословия аристократов.
Это хорошо проявляется в наличии у шанцев плотного строя копейщиков, где лишь первый ряд представлен отборными, сравнительно тяжело вооруженными солдатами, остальные же, очевидно, ополченцы. Подобное построение требует меньшего индивидуального мастерства, повышает боевой дух за счет ощущения сплоченности и защищенности своими соратниками. Судя по тому, что усиленно защищена лишь фронтовая часть построения, шанцы привыкли к лобовой атаке и не ожидали атак с фланга или тыла.
Боевой дух шанского ополченца таким образом можно считать сравнительно низким. Он не привык к бою, и ополчение созывается лишь в экстренных случаях. В бою он прикрыт профессиональным воином и успокоен глубоким сомкнутым построением, при котором окружен соратниками. Индивидуальное мастерство низко, и шанцы берут массой. Битва при Муе показала, что армия не была готова сражаться против У-Вана, что в данном примере можно отчасти списать на историческую обстановку и недовольство Ди Синем большей части народа.

Выясним причины военного столкновения княжества Чжоу и Династии Инь, в состав которой оно входило на вассальных правах.
Официальная летопись тех времен утверждала, что Инь была разгромлена по моральным соображениям, т.к. последний правитель Инь, которого звали Чжоу-Цинь, рисуется в письменных источниках как безнравственный тиран, который «распутствовал и безобразничал, не зная удержу». Эти сообщения скорее всего представляют собой попытку обосновать и исторически оправдать дальнейшие события.
Вот как в китайских источниках преподносятся моральные причины разгрома Иньской династии У-Ваном.
«Ши цзин» («Канон стихов», кит. трад. 詩經, упр. 诗经, пиньинь Shī Jīng) — один из древнейших памятников китайской литературы, уникальный источник информации о языке, идеологии, этике и традициях различных регионов древнего Китая. Включен в канонический сборник конфуцианских текстов У-цзин

О державный Воинственный царь,
Равных нет преславным твоим деяньям!
Царь Просвещенный воистину был просвещенным:
Смог он подвиг начать, что завершили потомки;
Ты же, Воинственный царь, наследуя, принял его,
Инь победил, прекращая повсюду убийства, -
Тем утвердил ты свой подвиг

Гимн У-вану, "Ши цзин"

Именно это противостояние породило фундаментальную для Поднебесной концепцию «Небесного мандата» (天命 tiānmìng) как Источник Легитимности Правящей Династии, и с эпохи Чжоу с XI в. до н. э. получает широкое распространение знакомый теперь всем термин «Сын Неба» (天子 tiānzǐ).

Все это тесно связано с концепцией добродетели-дэ (德 dé), утрата которой трактовалась как основная причина потери власти правителем.

Ну а каковы реальные причины? Причины эти, если говорить коротко, очень просты, у чжоусцев и их союзников не было выбора. Их выбор был, победить или умереть.

Династия Инь не оставляла в живых пленников. У них не было рабов, рабы им были не нужны, потому что они не в состоянии были их кормить. Поэтому практиковались гигантские человеческие жертвоприношения. Всех пленных ритуально убивали.
Ван чжоусцев, У-Ван понял, что, если они не избавятся от столько кровавых хозяев, то рано или поздно их убьют. Вначале захватят в плен мелкие племена, а потом уже до Чжоу доберутся. Единственный выход спасти свою жизнь и жизнь своих союзников, это разгромить Инь, пообешав союзникам, что они разумеется не допустят в будущем эти массовые убийства.
Впрочем, еще до того, как Чжоу начали создавать коалицию против Инь, те уже показали, что собираются убивать и убили князя чжоусцев.
Ван династии Инь пытался обеспечить свою безопасность, обезглавив чжоусцев казнью чжоуского князя Цзи-Ли, а потом заключением и, возможно, планируемой казнью, главного полководца чжоусцев Вэн-Вана.Но видя, как князья постепенно переходят на сторону Чжоу, Инь сменил кнут на пряник и перешел к политике задабривания Чжоу. Поначалу это проявлялось в назначении Вэн-Вана главой военных походов, где тот мог с большей вероятностью погибнуть, что абсолютно устроило бы Инь, ибо подобную геройскую смерть на войне народ не мог бы приписать Вану династии Инь. Но в конце Инь пошел даже на такой беспрецедентный шаг, как дарование чжоускому князю титула Вана, что поставила последнего вровень с иньским правителем. Должно быть, по мнению иньского двора, такое удовлетворения амбиций князя должно было удовлетворить набирающего силы чжоусцев и стать превентивной мерой, которая предотвратит военное столкновение. Вэнь-ван лелеял и далеко идущие политические планы, сколачивая вокруг Чжоу анти-шанскую коалицию, закладывая основы военной силы чжоусцев. Впрочем, довести дело до конца он не успел. Это сделал его старший сын Фа, вошедший в историю Китая под именем У-вана (Победитель, Воинственный правитель)
Войны Инь боялся, что мы видим уже по отсутствию реакции на первое выступление У-вана. Но У-Ван не остановился. Иньский Ван Ди Синь pешил, давая решающее сражение у столицы Инь мобилизовать внутренние резервы солдат и ополченцев ситуации, когда «отступать некуда – позади столица».

Зато постоянная боеготовность к и привычка к более индивидуальному бою формирует высокий боевой дух. Действия У-вана, описанные в «Исторических Записках» свидетельствуют и о осознании чжоусцами необходимости не только боевого столкновения, но и предварительного подрыва боевого духа противника и укрепление боевого духа собственных войск.
Анализ показывает, что чжоуская армия на момент битвы при Муе была гораздо боеспособнее шанской. Единственное преимущество последней состояло в численном превосходстве. Но это преимущество, безусловно осознаваемое чжоускими ванами, было сведено на нет за счет союза с местными князьями настроя населения Шан против Династии Инь.

Итак, У-Ван шел на столицу Династии Инь с армией Чжоу и со своими союзниками по антииньской коалиции. Недалеко от столицы в долине Муе состоялась битва:
Китай. Битва при Муе. 1027 год до н. э. Начало династии Чжоу, 1032 год до н. э.
Китай. Битва при Муе. 1027 год до н. э. Начало династии Чжоу, 1032 год до н. э.
Битва произошла в 1027 году до н. э., на территории современного городского округа Синьсян провинции Хэнань, в центральной части Китая, между силами династии Шан и силами коалиции, возглавлявшейся Чжоу, под руководством будущего верховного правителя У-вана.

Теперь вспомним Сыма Цяня и его эпос Шицзи:
Согласно Шицзи, (Сыма Цянь) в день у-у (戊午) двенадцатой луны на одиннадцатом году правления, У-ван с армией переправился через Хуанхэ у Менцзиня. В его личной армии состояло триста боевых колесниц, три тысячи гвардейцев и сорок пять тысяч латников. После перехода к чжоускому вану вновь присоединились владетельные князья. Здесь У-ван составил «Великую Клятву» и объявил её народу, призывая расправиться с Чжоу-Цинем. В речах У-вана упоминается некая наложница Чжоу-Циня, имевшая на последнего влияние.
В день цзя-цзы(甲子) второй луны, перед рассветом, У-ван выступил и утром прибыл в Муе, в окрестностях столицы Шан. Собравшиеся войска владетельных князей  построились в боевые порядки.
Реконструкция сражения при Муе. Сперва атаковала гвардия во главе с Лу Шанем, сдерживая войска противника до той поры, пока чжоусский ван во главе основных сил не завершил разгром.Реконструкция сражения при Муе. Сперва атаковала гвардия во главе с Лу Шанем, сдерживая войска противника до той поры, пока чжоусский Bан во главе основных сил не завершил разгром.

Прямо численность объединенной армии У-вана и его союзников Сыма Цянь не указывает, но некоторые косвенные подсчеты показывают, что их было 650 тысяч.
Шанский правитель Чжоу-Цинь выставил армию в семьсот тысяч человек. Шанцы якобы вооружили большое количество военнопленных (тех, кого не успели принести в жертву усопшим предкам, что они обычно с военнопленными делали) против войск Чжоу, но этому нет подтверждения. Однако низкий моральный дух таких войск часто указывают как одну из причин поражения шанцев.
Значит, силы противников были примерно равными. При этом нельзя не обратить внимание на то, что в конце второго тысячелетия до нашей эры подобный масштаб уникален. Для сравнения, в одном из крупнейших сражений того времени, битве меж египтянами и хеттами при Кадеше в 1285 г. до н.э., коалиционная хеттская армия на несколько тысяч колесниц насчитывала всего семнадцать тысяч пехотинцев.
Благодаря умело проведенной У-ваном предварительной психологической войне, к моменту военного столкновения армия Шан не желала сражаться, в ней царили раскол и смятение. В результате в начале сражения авангард шанских войск обернулся против своих и устроил резню. Вероятно, что иньский Ван заранее поставил неблагонадежных военачальников в авангард, дабы те не могли отступить. Но на деле армия развалилась и взбунтовалась против него. Ди Синю пришлось бежать с поля боя и укрыться в столице. По преданию, Ди Синь покончил с жизнью, бросившись в огонь.

Напомню вам, что на прошлом заседании клуба уже рассказал Миша, одну из реальных причин поражения армии Династии Инь.

Одной из реальных причин разгрома армий Шан считают более "отсталую" военную организацию в сравнении с Чжоу. Хотя, как уже говорилось выше, армии состояли из двух родов войск, однако командирам подразделений Шан приходилось действовать с колесницами и пехотой отдельно, а вот чжоусцы начали объединять эти два типа казалось бы разнородных сил в боевую единицу под названием шэн (乘 shèng), которая включала одну колесницу и сперва 15, а затем 30 пехотинцев. То есть триста боевых колесниц на поле боя при Муе - это как бы еще четыре с половиной тысячи вспомогательной пехоты.

Добавлю некоторые подробности о взаимодействии пехоты и колесниц на поле боя.
Рассмотрим на примере первоначального состава из пятнадцати пехотинцев:

Десять бойцов были латниками-цзяши (甲士 jiǎshì), из них три должны были быть готовы использовать колесницу в случае выбивания её штатного состава, а остальные семь сражались в пешем строю. Остается пять человек, которые не воевали, а выполняли задачи тылового обеспечения, заботились о лошадях и колеснице, обустраивали лагерь, готовили еду и так далее. Группой шэн командовал главный возничий, обычно представитель воинской аристократии и владелец боевой колесницы.

Битва при Муе стала первой знаменитой битвой в истории Китая, в которой
Поскольку официально карательный поход имел своей целью лишь Чжоу-Циня, У-ван и Чжоу-гун не стали упразднять Династию Инь и её доменные владения, посадив на место казненного его сына.
Итак, армия династии Инь была разгромлена, но Династия Чжоу появилась несколько позже после дальнейших военных столкновений.

Подробности были таковы:

У-ван, войдя в столицу Шан, отправился в храм предков, где совершил жертвоприношение в честь шанских шан-ди. Мало того, он вручил бразды правления побежденного им Шан в руки сына Ди Синя У Гэна, назначив присматривать за ним своих братьев Гуань-шу и Цай-шу. После этого, демобилизовав воинов и щедро наградив шанскими ценностями всех участников похода, включая и союзников по коалиции, У-ван возвратился домой.

Древнекитайские источники, повествуя об этих событиях и о несколько странном на первый взгляд поведении победителя, дают основание предположить, что чжоусцы и их союзники стремились не столько к свержению власти Шан, сколько к устранению недобродетельного правителя Ди Синя. Хотя У-ван после победы был по меньшей мере равным по статусу и титулу (не говоря уже о явном превосходстве позиций и силы) новому шанскому правителю, власть над всем могущественным государственным образованием Шан была сохранена за У Гэном.
У-ван сообщил о победе не своим предкам, начиная с его отца Вэнь-вана (подобного рода практики у чжоусцев, как следует полагать, просто не существовало), но шанским предкам, шан-ди, которые жили на Небе и оттуда (в бассейне Хуанхэ это было всем хорошо известно) руководили своими потомками, в немалой мере обеспечивая их успехи.

Создается впечатление, что, обратившись к шан-ди, У-ван тем самым как бы стремился сообщить им, что не покушается ни на их власть на Небе, ни на власть их потомков на земле. А поступил он так потому, что его победа не делала в глазах населения бассейна Хуанхэ власть победителя легитимной, ибо легитимность приобреталась покровительством шан-ди, живших на Небе, а не преимуществом удачного случая и тем более просто силы. Правда, фактически чжоусцы верховодили после победы и даже начали строить новый город-столицу Лои (совр. Лоян) значительно восточнее их прежнего местожительства с тем, чтобы управлять своими союзниками и побежденными шанцами, находясь в центре бассейна Хуанхэ. Но, несмотря на всю бесспорность высшей власти победителей-чжоусцев, эта власть не считалась легитимной, что, как можно предполагать, смущало прежде всего самого У-вана, воспринимавшего идеи мироустройства (включая Небо и шан-ди) сквозь призму шанской традиции, ибо альтернативы у него не было.

Вскоре после победы над Шан У-ван умер, оставив правителем-регентом при малолетнем сыне Чэн-ване своего брата Чжоу-гуна, одного из самых известных и почитаемых деятелей эпохи Чжоу. С его смертью ситуация резко изменилась: с одной стороны, шанцы увидели в этом знак Неба, волю шан-ди, карающую нелегитимного правителя; с другой — братья Чжоу-гуна Гуань и Цай, поставленные контролировать шанского У Гэна, заподозрили Чжоу-гуна в узурпации власти и вместе с У Гэном выступили против него. Мятеж длился три года и лишь неимоверными усилиями Чжоу-гуна был подавлен. И вот теперь второе за немногие годы сокрушительное поражение шанцев уже всеми было воспринято как знак Неба, подтверждающий легитимность победителей-чжоусцев. Сами шанцы после своего второго поражения были поделены на несколько частей и переселены на новые места: в район Лои — строить новую столицу; в Сун, специально созданный удел, править которым, принося жертву шанским предкам, было поручено представителю одной из ветвей правящего дома Шан; в удел Чжоу-гуна Лу и еще понемногу в разные места. На старом месте осталась небольшая часть шанцев, отданная в качестве удела брату Чжоу-гуна Кан-шу (удел Вэй). Таким образом, победа чжоусцев на этот раз была полной и окончательно.
Даты в разных источниках отличаются, но чаще называется 1032 год до нэ.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В детстве вызывали отторжение мерзостные старикашки, сморкавшиеся прямо из носа на тротуар. Знаете, они прикладывали палец к носу, выдвигали голову и как жжаххх соплями прямо под ноги.... Теперь я сам такой старикашка. Насморк напал внезапно. Да. А вы думали я правда пушистик? Нет. Я ...
Гвен Стефани вчера поужинала с подругой в одном из ресторанов ...
Правительство Украины рассматривает вопрос о запрете книг российских издательств, сообщил на своей странице в Facebook депутат Верховной рады Остап Семерак. «Премьер-министр дал поручение соответствующим министрам рассмотреть мое предложение о запрете ввоза на таможенную террито ...
Началось строительство Ла-Серра. Расположенный в эко-районе Леон Блюм в Исси-ле-Мулино, недалеко от Парижа (Франция), проект бюро MVRDV направлен на то, чтобы бросить вызов обычной ...
Здравствуйте. Помогите,пожалуйста, разобраться. У меня есть большая проблема. Не складываются отношения с противоположным полом. Расскажу немного о себе,чтобы вы имели представление.Мне 25 лет.Внешность у меня нормальная, не первая красавица,конечно,но достаточно симпатичная. Интеллект тож ...