Кыргызстан (петроглифы Чолпон-Аты)
moonwalker004 — 29.06.2024 Иссык-Куль - Бишкек - Иссык-КульПетроглифы - популярная тема в тех местах, как и во многих других, в мире вообще не видно недостатка в таких магических рисунках - от Алтая до аргентинской Кордобы. Вокруг Иссык-Куля есть несколько локаций с петроглифами, самая простая и доступная из них - “музей под открытым небом” в Чолпон-Ате. Парк петроглифов занимает солидную площадь в нескольких километрах от центра города, ключевые места там отмечены флажками и расставлены таблички с объяснениями на русском. Центральный элемент - огромный камень с выбитыми в нем рисунками животных прямо посредине. И по сути дела это лучший экспонат “музея”, с остальными нужно сильно догадываться.
Помимо петроглифов, есть тюркские балбалы, каменные идолы-воины-предки, чаще всего устанавливаемые рядом с захоронениями. Потом нам где-то втирали, что это такой надгробный камень, что по моему пониманию не совсем так. Да, их иногда устанавливали недалеко от мест захоронения, но на этом все. Подобные памятники встречаются много где в Центральной Азии, тут же они очевидно были привезены откуда-то и расставлены для пущей важности.
На табличках с пояснениями были датировки, что несколько странно, обычно с датировкой петроглифов сложно и это все признают. Но еще страннее то, что некоторые датированы II тысячелетием (XIII-XV века), что несколько выбивается из моей картины мира. Причем не выбитые арабиком, санскритом или латиницей надписи, что встречается, а такие же олени, горные козлы и прочие звери. Мне, конечно, не проблема подкрутить свою картину мира, но все же вопрос требует перепроверки. Известно, что создание подобных рисунков - дело трудозатратное, и одна из теорий о смысле петроглифов - помощь в охоте и вообще они имеют магический смысл, который к тем векам по моему пониманию должен был быть утерян, да и ислам уже в полный рост, какие петроглифы… Но, повторюсь, нужно при случае что-то почитать на эту тему, не хочется ставить сразу под сомнение авторитет составителей описания.
В итоге сама локация с петроглифами - ну так себе, по сравнению с соседним казахстанским Тамгалы Тас, где мы были несколькими неделями ранее, в Чолпон-Ате рисунки однообразнее, их меньше, и они хуже сохранились. Но безусловно петроглифы Чолпон-Аты, Тамгалы Тас и (куда мы никак не доедем) Алтын-Эмеля - часть одной культуры. И не факт, что современные казахи и кыргызы - наследники этой культуры, тюрки в этом регионе - вообще сравнительно позднее явление.
У петроглифов Чолпон-Аты
Где-то за горами - Алма-Ата
|
</> |