Кинул в урну, только мимо
v_strannik — 11.05.2011 Помните бородатую шутку о том, что сын полковника не может стать генералом, потому что у генерала тоже сын имеется? Ну, о том, что в российском искусстве дочка Той Самой или сын Того Самого заступают на смену маме-папе с регулярностью смен времени года, даже и говорить не стоит. А какой-нибудь Вася Пупкин из Нижнего Недорайска хоть треснет, но в шоу-бизнес не попадет.И не только туда, но и вообще карьеры в бизнесе или в политике нипочем не сделает и большим человеком не станет. Потому что все пути наверх уже перегорожены колючей проволокой и замурованы кирпичом. По крайней мере, если судить об этом по многим российским СМИ. Они регулярно сокрушаются, что в последние годы у молодежи все меньше и меньше шансов подняться наверх по «социальной лестнице» и сделать хорошую карьеру. То ли дело в западных странах, где «открытое» общество дает всем равные возможности, а карьера зависит не от происхождения, а от собственных способностей, усилий и образования.
Ну да, кинул в урну, только мимо. Тут я наткнулась на исследования немецкого социолога Рейнхарда Поллака. Он собрал данные о жизни людей, родившихся в 20-70-х годах прошлого века: социальное происхождение, имущественный статус их семей и их жизненный путь. И оказалось, что все эти разговоры об "открытом" обществе - фантазии в чистом виде. А на самом деле в Германии чуть ли не самое закрытое общество в Европе.
Выбиться «из грязи в князи», если у них родители - простые необразованные люди без всяких связей, тут сложно даже очень способным. По статистике менее 1 процента детей из семей рабочих достигают карьерных высот, даже если и сумели получить высшее образование. Между тем около 67 процентов детей из семей, принадлежащих к "верхним" классам общества, делают успешную карьеру или занимают высокооплачиваемые должности. То есть дети остаются в тех же социальных слоях, к которым принадлежат их родители.
Кстати, это подтверждают и мои личные наблюдения - я знакома с несколькими немецкими учеными, отцы которых были университетскими профессорами. И вряд ли они сделали бы свою научную карьеру, если бы не родились в таких семьях. То же самое касается и многих юристов, врачей, бизнесменов, политиков: от отца к детям переходят юридические и нотариальные конторы, врачебные практики(сама знаю примеры), не говоря уже о бизнесах разного сорта и величины.
А получатели социальной помощи в малогабаритных квартирках не могут предложить своим детям порой даже помощи при решении задачек для четвертого класса(сама с таким как-то столкнулась). Не говоря уже об уроках музыки, спортивных секциях и прочем, потому что за все нужно платить.
Эти самые уроки музыки, спорт, танцы, книги и прочие прибамбасы, которыми мучают своих детей представители среднего класса, дают ребенку многие социальные навыки. Не говоря уже о том, что в этих кругах детям стараются привить хорошие манеры и правильную речь, необходимые для успешной карьеры. Только в Германии я окончательно поняла, в чем смысл пьесы "Пигмалион" - той самой, где профессор на спор учил простую лондонскую цветочницу правильному английскому языку и манерам. Потому что люди из приличного британского общества отличались от простонародья в этом плане, как роза от крапивы. В Германии и сейчас то же самое: простонародье говорит отнюдь не на хохдойче, который является обязательной предпосылкой для "интеллигентных" профессий. Да и нравы-манеры имеет крайне незатейливые - именно для них издается желтая газетенка "Бильд".
И для иммигрантов действует та же самая прямая зависимость между образованием родителей и тем, насколько успешны их дети. Если у папы-мамы высшее образование, то у их детей есть 40-процентный шанс получить высокооплачиваемую работу. А в семьях, где этого образования у родителей нет, дети с 80-процентной вероятностью будут трудиться на малооплачиваемых работах.
И тем не менее многих немцев все равно очень сильны иллюзии, что «терпение и труд все перетрут» и «можно в космос полететь, стоит только захотеть». А у россиян - что запад - это общество равных возможностей. Блажен, кто верует, тепло ему на свете…