Кинозал : "The Time We Killed" 2004, фаллоцентризм, как часть логоцентризма.
despaminator — 22.12.2022Ж. Лакан пишет, что фаллос — это стержневая ось,
«превилигированое означающее», любимое дитя
логоцентризма.
Фаллос обозначает пространство в котором роль логоса объединена с желанием. Все цельное, наполненное и прямостоящее, персонификуется в фаллосе, воплощается в законе разума и логики (логосе).
Структуралистской оппозицией к фаллосу, есть отсутствие фаллоса. Фаллос репрезентует единственность, гегемонию, которые связаны с логосом: Одна правда, Одно значение, Одно либидо.
Фаллос и отсутствие фаллоса является оппозицией внутри логоцентризма. Примерами фаллоцентричных фильмов считаются ленты:
Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb (1964, Stanley Kubrick)
Full Metal Jacket (1987, Stanley Kubrick),
Fight Club (1999, David Fincher)
Фаллоцентризм связывают с буржуазией, патриархальным укладом, гипермускулиностью.
Существует и феминистическое кино. Оно отличается эмоциональностью и нарративными шаблонами другого типа. Примером режиссера, снимающего феминистическое кино, можно назвать Jennifer Reeves.
Фаллоцентризм, как термин, определяет исключение женщины из общества, считая ее «недостатком». Соответственно, с точки зрения Лакана, роль женщины социально неполноценна, потому что у нее нет фаллоса («Jacques Lacan A feminist introduction» Elizabeth Grosz). Оппозицию Лакану составляют теоретики феминизма (мужеподобность женщины в альтернативной феминистической культуре, которая альтернативна патриархальной) ) и пост-феминизма (равноправие женщин и мужчин в патриархальной культуре).
Однако, парадокс фаллоцентризма, как пишет Mulvey, L. (1975/97) Visual Pleasure and Narrative cinema заключается в том, что его манифестация, порядок и смысл зависит от изображения на экране «кастрированной» женщины.
Ее присутствие является стержнем всей системы: это ее отсутствие создает символическое присутствие фаллоса, это ее желание восполняет недостаток, который означает фаллос.
Функция женщины в формировании патриархального бессознательного двояка:
— женщина символизирует угрозу кастрации пениса, в случае ее отсутствия
— женщина наделяет ее ребенка символическим значением своего желания обладать пенисом, которое находится в зоне действия природы (вне культуры — языка и закона).
Таким образом, женщина, в патриархальной культуре, играет символическую роль Другого для мужчины, как носитель его фантазий и навязчивых идей, то есть носителя контекста, не будучи самое контекстом.
Фаллоцентричные фильмы, поэтому, содержат приятные мужскому глазу, изображения женщины, с коннотацией эротизма или садизма. («Головокружение» 1958, «Окно во двор» 1954 А.Хичкок)
<<<<< >>>>>