Кинопошив-3.
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Продолжаем тему вымышленной униформы в советском кинематографе 1970-80х гг. Предыдущие части: Первая («В зоне особого внимания», «Ответный ход»), Вторая («Одиночное плавание», крашенный камуфляж)
На сей раз поговорим о безумных покроях, отражающих представления художников по костюму и консультантов о крутом, красивом или фантастическом, в которых преломлялись отголоски реальности, зависти или мечты.
![Кинопошив-3. Кинопошив-3.](/images/main/kinoposhiv-3-54235c.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/major_colville/78496981/469095/469095_original.jpg)
Иностранную военную одежду в фильмах, помимо крашенного камуфляжа или абстрактных рубашек\брюк\шорт песочного\бежевого\защитного цвета, частенько изображали обычная советская форма или специально пошитые образцы.
![«ÐеÑÑедеÑ» ÑÑ
Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð¾Ñ Ð¿Ð¾Ð³Ð¾Ð½Ð¸Â» (1980), «ÐопÑгай говоÑÑÑий на идиÑ» (1990) «ÐеÑÑедеÑ» ÑÑ
Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð¾Ñ Ð¿Ð¾Ð³Ð¾Ð½Ð¸Â» (1980), «ÐопÑгай говоÑÑÑий на идиÑ» (1990)](/images/main/kinoposhiv-3-ce136e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/major_colville/78496981/469358/469358_original.jpg)
Возьмем первый случай. В фильме про Великую Отечественную войну «Мерседес» уходит от погони» (1980) советская разведгруппа, изображающая немцев, одета в обычные двухцветные маскхалаты, и даже на касках такой чехол.
«Попугай говорящий на идиш» (1990) – английские коммандос в бутане.
![Кинопошив-3. Кинопошив-3.](/images/main/kinoposhiv-3-4dbf06.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/major_colville/78496981/469546/469546_original.jpg)
В принципе, современные на тот момент маскхалаты часто изображали и советскую форму времен Великой Отечественной войны. В рисунках камуфляжей тогда не особо разбирались, пятнистый и ладно. Как мы помним, режиссеров и художников по костюмам волновала больше некрасивая мешковатость. Вот, например, в фильме «Акция» (1987) они доработали костюм карманами и молнией.
А вот пример специально пошитой «иностранной формы».
![Кинопошив-3. Кинопошив-3.](/images/main/kinoposhiv-3-a734b8.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/major_colville/78496981/469804/469804_2000.jpg)
Следователь: - "А эта рубашка, откуда она у тебя?"
Фарцовщик: - "Купил"
- А ты знаешь, что это не простая рубашка, а обмундирование
американских солдат.
- Ну и что, зато красивая.
- Сколько тебе лет?
- Семнадцать.
- Много, соображать пора… Kто продает тебе эти штучки, кто…
Постой, ты про Сонгми слыхал?
- Нет.
- Нет… Сонгми — это маленькая вьетнамская деревушка. Была…
A теперь ее нет, потому что парни в таких вот рубашках сожгли
ее дотла.
На настоящую форму Вьетнамской войны рубашка, конечно, не похожа. Зато имеет традиционные для кинопошива «крутости» - кнопки, ремешочки, странного покроя карманы. Еще раз она появляется в фильме «Родные берега» (1988г) на иранском офицере. Азербайджанфильм и Рижская киностудия далековато друг от друга, или их пошили несколько?
![«РоднÑе беÑега» (1988) «РоднÑе беÑега» (1988)](/images/main/kinoposhiv-3-23e9f6.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/major_colville/78496981/470164/470164_original.jpg)
А вот как изображена форма наемников в Африке в "Возвращении резидента" (1982).
![Кинопошив-3. Кинопошив-3.](/images/main/kinoposhiv-3-1937eb.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/major_colville/78496981/470408/470408_original.jpg)
Опять карманы - со срезанными углами и клапанами, открытыми пуговицами, внутренней складкой.
![Кинопошив-3. Кинопошив-3.](/images/main/kinoposhiv-3-bde604.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/major_colville/78496981/470645/470645_original.jpg)
Для пущей вычурности карманы на штанах пришиты ниже колена, что абсолютно неудобно и не логично. Скорее всего, за основу были взяты ранние погранцовки и немного переделаны. А в сериале «ТАСС уполномочен заявить» (1984) похоже и не переделаны.
![«ТÐСС ÑполномоÑен заÑвиÑÑ» (1984). «ТÐСС ÑполномоÑен заÑвиÑÑ» (1984).](/images/main/kinoposhiv-3-cd9f04.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/major_colville/78496981/470962/470962_original.jpg)
У наемников видны тельняшки, а в роли «фруктового салата» на груди африканского генерала советские планки))). Верхний ряд: «В память 800-летия Москвы» и две «За безупречную службу» III степени (за 10 лет службы) – видимо он служил 20 лет))). Нижний ряд:«За взятие Будапешта», что-то не совсем понятное (Ушаков, Нахимов, оборона Кавказа?), «За освобождение Праги», еще одна, только перевернутая, «В память 800-летия Москвы» и «50 лет Вооружённых Сил СССР».
Итак, карманы… И тут мы начинаем понимать, что это может быть не
просто киноукрашательством или влиянием моды, а отголосками
реальной проблемы. Карманов на советской форме долгое время не
хватало, что и породило: во-первых, самошив; во-вторых, довольно
нестандартные решения, когда их все-таки стали вводить.
Дорвались. Некоторые реальные образцы не менее
безумны, чем кинопошив.
На ранних погранцовках были сдвоенные узкие карманы на груди и отдельный карман для магазина на брюках. В ВДВ набедренные карманы прошивались на две секции под магазины. Можно вспомнить кармашки под стропорезы на мабутах и летных костюмах, кнопки, полукольца, несимметричное или не совсем удобное расположение и т.д. ...
![СамоÑивнÑе каÑманÑ. ÐÐÐ 1970Ñ
и ÐÑган. СамоÑивнÑе каÑманÑ. ÐÐÐ 1970Ñ
и ÐÑган.](/images/main/kinoposhiv-3-05250d.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/major_colville/78496981/471263/471263_original.jpg)
![ÐÐÐ, пÑиÑиÑÑе на ÑÑкав, ÐÑганиÑÑан, 1984г. ÐÐÐ, пÑиÑиÑÑе на ÑÑкав, ÐÑганиÑÑан, 1984г.](/images/main/kinoposhiv-3-cabe53.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/major_colville/78496981/471306/471306_original.jpg)
![РмемÑаÑаÑ
вÑÑÑеÑаÑÑÑÑ Ð¾Ð¿Ð¸ÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ñипа Â«Ð¼Ñ Ð½Ð°Ñили на ÑоÑÐ¼Ñ Ð´Ð¾Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¸ÑелÑнÑе каÑÐ¼Ð°Ð½Ñ Ð´Ð»Ñ Ð³ÑÐ°Ð½Ð°Ñ Ð¸ магазинов» (пеÑед ÑÑÑÑмом двоÑÑа Ðмина, кÑÑаÑи). ÐвеÑÑ
Ñ â оÑиÑÐµÑ ÐÐРне ÑÑал мелоÑиÑÑÑÑ Ð¸ наÑил подÑÑмки Ð¾Ñ Ð Ð. Снова ÐÐРна ÑÑкаве. ÐÐ½Ð¸Ð·Ñ - ÑамоÑивнÑе каÑÐ¼Ð°Ð½Ñ Ð¸ пеÑеÑив ÐÐРи ÐÐС. РмемÑаÑаÑ
вÑÑÑеÑаÑÑÑÑ Ð¾Ð¿Ð¸ÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ñипа Â«Ð¼Ñ Ð½Ð°Ñили на ÑоÑÐ¼Ñ Ð´Ð¾Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¸ÑелÑнÑе каÑÐ¼Ð°Ð½Ñ Ð´Ð»Ñ Ð³ÑÐ°Ð½Ð°Ñ Ð¸ магазинов» (пеÑед ÑÑÑÑмом двоÑÑа Ðмина, кÑÑаÑи). ÐвеÑÑ
Ñ â оÑиÑÐµÑ ÐÐРне ÑÑал мелоÑиÑÑÑÑ Ð¸ наÑил подÑÑмки Ð¾Ñ Ð Ð. Снова ÐÐРна ÑÑкаве. ÐÐ½Ð¸Ð·Ñ - ÑамоÑивнÑе каÑÐ¼Ð°Ð½Ñ Ð¸ пеÑеÑив ÐÐРи ÐÐС.](/images/main/kinoposhiv-3-97a0ad.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/major_colville/78496981/471768/471768_original.jpg)
![Ð Ð²Ð¾Ñ Ð¸ наÑÑоÑÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð³ÑаниÑÐ½Ð°Ñ ÑоÑма, Ñже ÑпоминавÑаÑÑÑ Ð²ÑÑе. Ð Ð²Ð¾Ñ Ð¸ наÑÑоÑÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð³ÑаниÑÐ½Ð°Ñ ÑоÑма, Ñже ÑпоминавÑаÑÑÑ Ð²ÑÑе.](/images/main/kinoposhiv-3-e710e0.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/major_colville/78496981/472009/472009_original.jpg)
Нехватка породила то, что иностранная форма казалась излишне «обкарманенной», поэтому и изображали ее соответствующе, а во-вторых, карманы, ассоциировавшиеся с удобством и нестандартом, а стало быть, крутостью и красотой, перекочевали в фантастические фильмы для изображения формы будущего. Кнопки и молнии из этой же серии – отчасти порождение моды, отчасти реально использовались. Но в полевых условиях они менее удобны, чем обычные пуговицы, так что остались, в основном, на летной одежде авиаторов. Ну а разного рода ремешочки, накладки, кольца это, конечно, больше мода и киноукрашательство.
Апофеозом военной киномоды 1980х является, наверное, «Сафари №6» (1990).
![ФÑÑÑÑиÑÑиÑеÑкого покÑÐ¾Ñ ÐºÑÑÑки Ñ ÐºÑÑÑÑми блеÑÑÑÑими кнопками и клепками. ФÑÑÑÑиÑÑиÑеÑкого покÑÐ¾Ñ ÐºÑÑÑки Ñ ÐºÑÑÑÑми блеÑÑÑÑими кнопками и клепками.](/images/main/kinoposhiv-3-88e84b.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/major_colville/78496981/472069/472069_original.jpg)
![ÐолÑколÑÑа на каÑманаÑ
и Ñпине. Шлевки на воÑоÑнике, даже ÑÑÑаÑно пÑедÑÑавиÑÑ Ð´Ð»Ñ Ñего. ÐолÑколÑÑа на каÑманаÑ
и Ñпине. Шлевки на воÑоÑнике, даже ÑÑÑаÑно пÑедÑÑавиÑÑ Ð´Ð»Ñ Ñего.](/images/main/kinoposhiv-3-253316.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/major_colville/78496981/472494/472494_original.jpg)
![Ðакие-Ñо накладки на плеÑаÑ
и Ð¿Ð¾Ð³Ð¾Ð½Ñ Ð½Ð° ÑÑкаве. ÐеÑÐ²Ð°Ñ Ð¼ÑÑÐ»Ñ - оÑÑÑегнÑлÑÑ Ð¸ ÑвиÑÐ°ÐµÑ Ñ Ð¿Ð»ÐµÑа, но неÑ. ÐÑоÑÐ°Ñ - еÑÑÑ ÑемеÑки-погонÑики, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿ÑидеÑживаÑÑ Ð·Ð°ÑÑÑеннÑй ÑÑкав. Тоже неÑ. ÐеÑÑ Ð² Ñебе, ÑиÑÑо Ð´Ð»Ñ ÐºÑаÑоÑÑ, даже Ð·Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñ Ð½Ð¸Ñ
оÑобÑажаÑÑÑÑ Ð½Ðµ на нем, а на клапане левого каÑмана. Ðакие-Ñо накладки на плеÑаÑ
и Ð¿Ð¾Ð³Ð¾Ð½Ñ Ð½Ð° ÑÑкаве. ÐеÑÐ²Ð°Ñ Ð¼ÑÑÐ»Ñ - оÑÑÑегнÑлÑÑ Ð¸ ÑвиÑÐ°ÐµÑ Ñ Ð¿Ð»ÐµÑа, но неÑ. ÐÑоÑÐ°Ñ - еÑÑÑ ÑемеÑки-погонÑики, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿ÑидеÑживаÑÑ Ð·Ð°ÑÑÑеннÑй ÑÑкав. Тоже неÑ. ÐеÑÑ Ð² Ñебе, ÑиÑÑо Ð´Ð»Ñ ÐºÑаÑоÑÑ, даже Ð·Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñ Ð½Ð¸Ñ
оÑобÑажаÑÑÑÑ Ð½Ðµ на нем, а на клапане левого каÑмана.](/images/main/kinoposhiv-3-a93f91.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/major_colville/78496981/472632/472632_original.jpg)
![ÐаÑкиÑовоÑнÑй ÑÑÑÐµÐºÑ Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð¹ Ð¾Ð´ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð½ÐµÐ²ÐµÐ»Ð¸Ðº. ÐвÑоÑÑ Ñвно вдоÑ
новлÑлиÑÑ ÑÑилем ÐÑганÑкой Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ñ (белеÑÑе вÑгоÑевÑие аÑганки) и дембелÑÑкими понÑÑиÑми о кÑÑÑизне (Ñем веÑÑ Ð·Ð°ÑÑиÑаннее, Ñем ÑÑ Ð´Ð¾Ð»ÑÑе ÑлÑжил, Ñем ÑÑ ÑÑаÑÑе и опÑÑнее) - но ÑолÑко в ÐÑгане-Ñо ÑÑо маÑкиÑовало, а Ð²Ð¾Ñ Ð² леÑÑ... ÐаÑкиÑовоÑнÑй ÑÑÑÐµÐºÑ Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð¹ Ð¾Ð´ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð½ÐµÐ²ÐµÐ»Ð¸Ðº. ÐвÑоÑÑ Ñвно вдоÑ
новлÑлиÑÑ ÑÑилем ÐÑганÑкой Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ñ (белеÑÑе вÑгоÑевÑие аÑганки) и дембелÑÑкими понÑÑиÑми о кÑÑÑизне (Ñем веÑÑ Ð·Ð°ÑÑиÑаннее, Ñем ÑÑ Ð´Ð¾Ð»ÑÑе ÑлÑжил, Ñем ÑÑ ÑÑаÑÑе и опÑÑнее) - но ÑолÑко в ÐÑгане-Ñо ÑÑо маÑкиÑовало, а Ð²Ð¾Ñ Ð² леÑÑ...](/images/main/kinoposhiv-3-aec759.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/major_colville/78496981/473030/473030_original.jpg)
![ÐаÑÐ°Ð´Ð½Ð°Ñ ÑоÑма наÑалÑÑÑва пÑедÑÑавлÑÐµÑ Ñобой какÑÑ-Ñо Ð¿Ð¸Ð¶Ð°Ð¼Ñ Ñ Ð¿Ñевдо-гÑÑаÑÑкими ÑнÑÑами и акÑелÑбанÑом. ÐенÑÐºÐ°Ñ - оÑлиÑаеÑÑÑ ÑолÑко миниÑбкой вмеÑÑо бÑÑк. ÐаÑÐ°Ð´Ð½Ð°Ñ ÑоÑма наÑалÑÑÑва пÑедÑÑавлÑÐµÑ Ñобой какÑÑ-Ñо Ð¿Ð¸Ð¶Ð°Ð¼Ñ Ñ Ð¿Ñевдо-гÑÑаÑÑкими ÑнÑÑами и акÑелÑбанÑом. ÐенÑÐºÐ°Ñ - оÑлиÑаеÑÑÑ ÑолÑко миниÑбкой вмеÑÑо бÑÑк.](/images/main/kinoposhiv-3-9879f8.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/major_colville/78496981/473155/473155_original.jpg)
В униформологическом смысле к нему близко «Подземелье ведьм» (1990) по Киру Булычеву.
![«ÐодземелÑе ведÑм» (1990) «ÐодземелÑе ведÑм» (1990)](/images/main/kinoposhiv-3-2a9e3c.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/major_colville/78496981/473482/473482_1000.jpg)
Космическую научную фантастику я не собирался затрагивать, по
крайней мере, пока, но тенденция налицо, и видно, что многие
решения совпадают. Общая атмосфера аллинеса разухабистости и
красивого раздолбайства, кстати, тоже схожа. С другой стороны,
униформа здесь более разнообразная и ее принципы продуманы гораздо
лучше, хотя в фильме это и не играет большой роли.
![Ð ÑбаÑка Ñ Ð½ÐµÑиммеÑÑиÑнÑми каÑманами - пÑавÑй обÑÑнÑй, левÑй на полÑклапане-полÑпогоне. ÐеизменнÑе моднÑе кнопки. на Ñей Ñаз кÑаÑеннÑе в ÑÐ²ÐµÑ Ð¾Ð´ÐµÐ¶Ð´Ñ. ÐаÑивки - Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ¼ и Ñамилией и Ñлаг СССР. УÑиление на плеÑаÑ
здеÑÑ Ð¿ÑиобÑеÑÐ°ÐµÑ ÑмÑÑл, видно, ÑÑо болÑÑÐ°Ñ ÑаÑÑÑ ÑÑбаÑки из Ð ÑбаÑка Ñ Ð½ÐµÑиммеÑÑиÑнÑми каÑманами - пÑавÑй обÑÑнÑй, левÑй на полÑклапане-полÑпогоне. ÐеизменнÑе моднÑе кнопки. на Ñей Ñаз кÑаÑеннÑе в ÑÐ²ÐµÑ Ð¾Ð´ÐµÐ¶Ð´Ñ. ÐаÑивки - Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ¼ и Ñамилией и Ñлаг СССР. УÑиление на плеÑаÑ
здеÑÑ Ð¿ÑиобÑеÑÐ°ÐµÑ ÑмÑÑл, видно, ÑÑо болÑÑÐ°Ñ ÑаÑÑÑ ÑÑбаÑки из](/images/main/kinoposhiv-3-1fd8b2.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/major_colville/78496981/473685/473685_original.jpg)
![Ð¦Ð²ÐµÑ Ð¸Ñ
Ð¾Ð´ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¼Ð°ÑкиÑÑÐµÑ Ð² ÑеÑ
ÑÑловиÑÑ
, Ñ
оÑÑ Ð¾Ð½Ð¸ и не военнÑе. РазлиÑнÑе Ð²Ð¸Ð´Ñ ÑÑбаÑек. ШоÑÑÑ. ÐÑÑкоÑоÑÑÑ Ð½Ð° кнопкаÑ
Ñ Ð¶ÐµÐ½ÑинÑ. ÐазаÑÑлÑник. Ð¦Ð²ÐµÑ Ð¸Ñ
Ð¾Ð´ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¼Ð°ÑкиÑÑÐµÑ Ð² ÑеÑ
ÑÑловиÑÑ
, Ñ
оÑÑ Ð¾Ð½Ð¸ и не военнÑе. РазлиÑнÑе Ð²Ð¸Ð´Ñ ÑÑбаÑек. ШоÑÑÑ. ÐÑÑкоÑоÑÑÑ Ð½Ð° кнопкаÑ
Ñ Ð¶ÐµÐ½ÑинÑ. ÐазаÑÑлÑник.](/images/main/kinoposhiv-3-fcc830.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/major_colville/78496981/474079/474079_original.jpg)
![РазлиÑнÑе наÑивки. ÐÑе одна ÑÑбаÑ
а Ñ Ð½ÐµÑиммеÑÑиÑнÑм ÑаÑположением каÑманов. ÐевÑй обÑÑнÑй, ÑпÑава один на молнии и один коÑой. РазлиÑнÑе наÑивки. ÐÑе одна ÑÑбаÑ
а Ñ Ð½ÐµÑиммеÑÑиÑнÑм ÑаÑположением каÑманов. ÐевÑй обÑÑнÑй, ÑпÑава один на молнии и один коÑой.](/images/main/kinoposhiv-3-678b25.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/major_colville/78496981/474251/474251_original.jpg)
Так же идейным наследником «Сафари» является фильм «Экватор» (2007) - в униформологическом смысле, конечно же, а не по содержанию. Кнопки, люверсы, переусложненный покрой карманов, брюкошорты, ремешочки…
Но он уже не представляет исторического интереса (хотя возможно и будет рассмотрен в одном из следующих постов), – ибо выдуманная киноформа 1970-80х, как мы с вами неоднократно убедились, имела в основе реальные образцы и тенденции, была одновременно порождением моды и сама же ее формировала, и в этом смысле является «настоящей».
Карманы, нашивки, различные изменения покроя и усовершенствования ради удобства и красоты, да даже «пятнистость» – всё это мечты и запросы, часть из которых была впоследствии воплощена, хотя многое и не прижилось.
|
</> |