Кинопошив - 1.
major_colville — 07.08.2019Мы уже неоднократно затрагивали тему вымышленной военной униформы в кинематографе (не путать с ошибками, когда авторы пытаются изобразить исторически верную форму, но не получается, не хватает средств или знаний). Зачастую вымышленная, но соответствующая стилю эпохи, правил или военной моды нашивка, кокарда и т.п. может оказаться более «достоверной», чем не правильно используемая настоящая вещь.
А вымышленная форма в советском кинематографе 1970-80х гг на мой взгляд и вовсе особый случай. Это не просто памятник эпохи, но и своеобразный исторический источник по очень тонкой и едва уловимой теме. Яркий пример непопулярности официальных образцов и, одновременно, мечты и представления о более красивой и удобной униформе и «крутости». Не случайно многое, хотя и не все, позже часто реализовывалось на самом деле.
В зоне особого внимания (1977).
Самый знаменитый и культовый фильм про ВДВ, благословленный самим В.Ф. Маргеловым.
Фотографии реальных прототипов – журналист Евгений Месяцев побывал на учениях и описал рейд «глубокой разведки» в журнале «Смена» в 1970г.
Другой источник вдохновения, возможно, рассказы его брата - офицера 24й обрСпН. А вообще, конечно, Тарасов это собирательный образ молодого офицера-десантника.
Бойцы трех разведгрупп одеты в камуфлированную одежду с карманами и заметно выделяются на фоне остальных персонажей. Что же это, ведь до введения афганки еще много лет? Это ОКЗК-Д в самодельном камуфляже, стилизованном под самый распространённый тогда двухцветный рисунок (березка, пальма).
Общевойсковой комплексный защитный костюм (ОКЗК), предназначенный для комплексной защиты от светового излучения ядерного взрыва, радиоактивных веществ, паров и аэрозолей отравляющих веществ и бактериальных (биологических) аэрозолей. Должен был носиться в «особый период» вместе с КЗС. В мирное время – лежать на складах и ждать своего часа, страшно воняя специальной пропиткой.
Но десантный вариант иногда одевали на учения. Чего здесь было больше – желания ВДВ выделиться, или удобства и красоты более современного покроя, чем у тогдашней полевой формы - трудно сказать. Но их даже обшивали погонами, петлицами и нашивками. Фотографий «пятнистого» ОКЗК не попадалось, но сама идея выглядит правдоподобной и, в теории, возможной. Данное украшательство не является большой ошибкой, технически было возможно в войсках и вполне укладывается в логику «одежды для учений».
Более подробно о самодельных крашеных камуфляжах – реальных и киношных - мы поговорим в следующей части.
О схожих причинах появления нестандартной одежды в кино упоминал в своем интервью режиссер фильма А.И. Малюков: «Вот в связи с костюмами: я понимал, что это должны быть ребята из современной армии, а тогда у нас форма одежды была мешковатая, бесформенная, а мне надо было добиться, чтобы герои были восприняты с экрана зрителями, поэтому мы сделали им такой костюм и берцы. Я ещё хотел сделать такие же камуфлированные кепи, и вот здесь нашла коса на камень - Маргелов категорически, в свойственных ему ярких и сочных выражениях, объяснил мне, что он за голубой берет готов порвать глотку каждому. И голубой берет обязательно должен быть на головах наших героев. Поэтому костюмы мне отстоять удалось - берцы, куртка, штаны, а вместо кепи остался традиционный голубой берет десантный».
Между первым и вторым фильмами была еще получасовая короткометражка «Ответный ход» (1980), в чем-то совпадающая до единого слова и кадра, а в чем-то сильно отличающаяся от одноименного полного метра. Там десантники опять одеты в ОКЗК-Д, но гораздо хуже раскрашенные. Если в фильме рисунок (краской или хлоркой) стилизован под настоящую «березку», и неискушенного зрителя действительно может ввести в заблуждение, то в короткометражке просто наляпаны «треугольники» - не красиво и не реалистично.
В интернете часто встречаются утверждения о «киношном пошиве» одежды фильма «В зоне особого внимания». Вполне понятно, откуда возникло это заблуждение - униформа и впрямь не официальная, и не частая. Но, как мы увидели, настоящая. А вот в следующем фильме дилогии «Ответный ход» мы сталкиваемся с такими образцами, которые действительно иначе как вымыслом и кинопошивом назвать нельзя.
Ответный ход (1981).
Сразу отметим необычный трехцветный камуфляж. Качество очень хорошее, скорее всего фабричной окраски. То есть одежда не красилась, а шилась из готовой ткани. В фильме из нее пошиты куртки и брюки двух десантников – Тарасов и Волентира, и чехлы на каски морских пехотинцев. Это создает иллюзию распространенности и повсеместности такого камуфляжа во «вселенной» фильма.
В реальности же трудно сказать точно, что это такое. Есть версии об иностранном происхождении ткани, отечественном экспериментальном, или полностью выдуманном киношном рисунке. С некоторой натяжкой его можно назвать недо-лизардом или недо-тигровым камуфляжем. Зеленые и коричневые полоски по светлому фону, но короткие. Не полоски, а скорее мазки. Советские советники ходили в Анголе в местных камуфляжах, копировавших португальские. А те в свою очередь «выросли» из французского лизарда. Не говоря о фотографиях в газетах, трофеях, справочниках по знакам различия вероятного противника. В общем, военные консультанты или художники по костюмам вполне могли быть знакомы и с иностранными рисунками, и с покроями.
А покрой курток крайне интересный, качество пошива также хорошее. Нагрудные накладные карманы на кнопках, застежка-молния, планка с потайной застежкой на пуговицах. На левом кармане дополнительный маленький открытый кармашек, Тарасов таскает в нем сигареты. Под левым же карманом есть еще один внутренний – закрывающийся на вертикальную молнию.
Очень трудно было разглядеть нижние карманы на полах куртки. Они закрыты ремнями снаряжения, то кобурой, то флягой, штык-ножом, редко попадают в кадр крупным планом и тп… В общем, пришлось попотеть, выискивая нужный ракурс. Но зато когда стало ясно, что карман не как обычно вертикален, а под углом… Маленькая сенсация! За основу явно взяты французские парашютные куртки (или их португальские или африканские подражания). Карманы на брюках со встречной складкой так же не противоречат этой версии.
Еще один вымышленный костюм есть в сцене захвата подполковника и документов в начале фильма. Обычно Морошкин носит не полевую, а «цветную» повседневную форму, даже на учениях «в поле». Но тут, идя на спецоперацию, он и его люди одевают защитные комбинезоны.
Возможно, комбезы (или часть из них) тоже камуфлированы - если внимательно вглядываться, видны тусклые пятна зеленого и коричневого оттенков, не объяснимые ни тенями от деревьев, ни грязью (по сюжету они ехали в муковозе), но это не стопроцентно.
Бантовая складка и срезанные углы карманов, в том числе нарукавных, очень напоминают покрой карманов Народного Войска Польского, а клапаны нарукавных карманов с пуговицей – раннюю погранцовку.
Ну и каски (становится уже традицией завершать заметки именно ими). Про чехлы в вымышленном камуфляже мы уже упоминали. Подбородочные ремешки не похожи ни на стандартные, ни на более редкие У-образные игреки. Воля ваша, но мне здесь видится подвес от строительных защитных касок. Сержант Зиновьева, уходя с плаца, хорошо показывает и то, как нижний ремешок поворачивается на заклепке, и какие-то белые «внутренности». Приспособили ли создатели фильма как-то гражданский подшлемник в стальную каску, или и она не настоящая?
В любом случае, «Ответный ход» - рекордсмен по вымышленной «ненастоящей» униформе.
Продолжение следует.
|
</> |