Кино (Саратов, ЛДС "Кристалл", 05.02.2023)
yelkz — 14.02.2023В честь шестидесятилетия Виктора Цоя возрожденная группа Кино устраивает масштабный гастрольный тур по России. Если разобраться кстати - это вообще самый большой тур за всю историю группы - больше двадцати городов - такого даже в советское время не было на пике популярности группы. Так или иначе стартовал этот тур как раз в Саратове в ледовом дворце спорта "Кристалл". Суть и концепция концерта остается прежней (показанной ещё в 2021-м году в столицах): запись оригинального вокала Виктора Цоя, участники Кино Александр Титов, Игорь Тихомиров и Юрий Каспарян, видеоряд, свет и прочие спецэффекты. Одним словом грандиозное музыкальное шоу, которое пропускать ну никак нельзя.
С группой Кино сложился определенный консенсус: это одна из самых популярных советских рок-групп 80-х годов, без сомнения легенда и часть культурного кода. Ну то есть кто-то может и не любит эти песни, кто-то к ним равнодушен, но не знать их нельзя. Даже я как человек воспитанный в первую очередь западной музыкой (и русский рок до определенного момента игнорирующий) мог в те времена навскидку десяток песен назвать и подпеть. По прошествии десятилетий ситуация не поменялась: песни группы родом из 80-х сейчас по-прежнему звучат вполне актуально. Ну и а трагичная гибель фронтмена в 1990-м году творчество это зафиксировало в высшей своей точке. Можно сказать, что это уже классическая культура, которую каждый дальше перерабатывает по-своему (а может даже растаскивает на кусочки). В этом смысле мне например одинаково зашли и трибьют-сборники «КИНОпробы» (2000), «Мы вышли из Кино» (2017) и очень бережное переиздание «12_22» (2022), демонстирующее как группа звучала бы в наше время. Работа с наследием коллектива, который уже всё сказал. Никаких вопросов, естественная часть музыкального процесса и часть музыкальной истории.
А главный вопрос в другом: зачем эти концерты и возрождение группы сейчас?
Скептики делают довольно простой вывод: это всё из-за денег конечно. "Ну не преуспели музыканты в другом, а тут возможно к легендарному имени прицепиться". Ну то есть никакое это не Кино, а так - кавер-группа с фонограммой голоса. За немаленькие деньги разумеется, но "любит наш народ всякое...". Неоднократно слышал такую точку зрения, в какой-то момент даже сам её придерживался (у меня вообще аллергия на кавера-трибьюты, довелось повидать всякого). К тому же много подобных примеров (хе-хе, мем "голограмму Горшка" не на пустом месте возник). Масла в огонь подливает мысль о том, что Виктор Цой давно был выдернут из контекста группы Кино, что отчасти верно - он ещё при жизни стал таким отдельным героем-фронтменом и мега-рок-звездой. Поэтому многие рассуждают в духе "говорим Кино - подразумеваем Цой, говорим Цой - подразумеваем Кино". А остальных музыкантов там как будто и не было вовсем, ну или были какие-то сессионщики безымянные. Собственно мне кажется эта мысль начала культивироваться ещё в конце 80-х и сейчас логичным её продолжением является развитие: ну уже тогда это был шоубизнес и большие деньги (и как следствие огромные концерты, в том числе тот культовый Лужниках), сейчас не иначе. Кстати любопытно - я смотрел запись того самого концерта в Лужниках и он у меня никаких эмоций не вызывал: наверное в тот момент там находится было круто, но я какой-то мощной энергетики не уловил. И вообще были мне кажется даже в Советском Союзе тогда концертные группы поинтереснее, Кино же мной воспринимался как более студийный проект. Сильно позже, когда я понял что в концертах и живом звучании есть своя прелесть, я пробовал к живым записям Кино вернуться, но всё равно остался при своем "мегакрутая группа, которая не особо понимает что делать на сцене" (при всей харизме Цоя).
Но потому случились столичные концерты 2021-го года, на которые съездил моя друг - большой меломан и вообще ценитель живой музыки. И вот он остался от живого выступления в полном восторге, говоря о каких-то непередаваемых ощущениях. Тут мой скепсис было поколеблен и я всё-таки решил разобраться в вопросе "а почему именно так". Решил: если уж ещё будут подобные концерты проводится, тем более если будет тур - надо будет обязательно заценить. Собственно когда концерт в Саратове анонсировали я уже не сомневался, что надо идти и смотреть и слушать самому. (В отличие кстати от многих друзей-скептиков, которые услышав новость задавали тот же вопрос "а нафига?"). И опять же - не всем по душе - живые выступления в целом (а группа Кино мной долгое время считалось более "студийной", нежели "живой").
Итак, что же делает концерт Кино таким крутым.
Для начала это живые и реально очень крутые музыканты. Да - песни в Кино писал Цой, но вот аранжировали их дальше всей группой и я думаю в первую очередь заслуга тут Юрия Каспаряна, который вроде как всегда в тени оставался и из-за это мне кажется несколько недооценен. А между тем уже много лет делает проект "Симфоническое Кино", демонстируя, что музыка группы может отлично звучать и совсем без слов (хотя казалось бы). Плюс к отличным гитарным аранжировкам Каспаряна мощный бас Игоря Тихомирова. Мы даже спорили потом - "чьё кунг-фу круче" Тихомирова или Титова. Я фанат аранжировок позднего Кино и именно Тихомирова. Живьём Каспарян + Тихомиров выдают со сцены просто небывалую мощь и драйв: они реально прокачали Кристалл с первой же песни. Собственно живая программа построена так - вначале сколько-то песен с Тихомировым, потом присоединяется Титов, потом сколько-то песен чисто с Титовым и под конец опять все вместе. Конечно с двумя басистами (к тому же столь крутыми и разноплановыми) это всё звучит ещё мощнее. Соответственно никакого сравнения с тем, что было 30+ лет назад: сейчас музыканты находятся на совершенно другом уровне. Нельзя не отметить сессионных музыкантов. Очень приятно было увидеть Дмитрия Кежватова на гитаре и бэк-вокале (он же я так понимаю занимается подкладами). Ударника Олега Шунцова до этого нигде слышать не доводилось (хотя как я знаю он как раз за ударные отвечает в проекте "Симфоническое Кино", но музыкант очень крутой и качественный. Короче все вместе звучат невероятно круто. При этом запись голоса Виктора Цоя (достаточно качественная восстановленная) в общий музыкальный процесс вплетена вполне органично, у меня ни разу за концерт отторжения не возникло. Опять же - голос звучит как раз очень студийно (что мне нравится гораздо больше, в отличие от живых записей). Самое главное - в отличие скажем от 90-х, сейчас появилась возможность такое делать и использовать: во всем мире давно не новость, а вот для нашей страны довольно уникальная и непривычная тема.
Следующий важный элемент шоу - это визуальная составляющая. Если бы музыканты просто стояли на сцене (а они надо признать всё же довольно статичны - как впрочем и были всегда) было бы не то. Но визуальная часть со своей драматургией делает своё дело. Где-то на экран проецируется анимация, где-то старые архивные фотографии и записи. А где-то в живую транслируются музыканты на сцене. Когда к последним на экран начинают подмешивать архивные записи с выступления Цоя начинает создаваться эффект, что вот он тоже на сцене стоит - играет-поёт. По крайней мере пару раз за концерт я себя на такой мысли поймал: полное погружение. Ну и очень сильные моменты - это во-первых кадры из фильма "Игла" на вступлении "Группы крови" (тут прям до слёз) и цифровое лицо на "Перемен".
И самое важное - какое-то на концерте было потрясающее чувство единения. В ЛДС на концерт собралось больше трёх с половиной тысяч человек, встретил очень много знакомых (ещё больше потом увидел в ленте по постам после - люди там тоже были, но я их не видел). И все были в полном восторге: подпевали песни в едином порыве. И для всех это была та самая настоящая группа Кино, даже более настоящая чем тогда. И даже отсутствие Цоя на сцене никого не смущало, как раз наоборот его дух зримо присутствовал в зале. Поэтому у меня после концерта не просто мысль "всё не зря", я полная уверенность, что это для Саратова имеет шансы стать лучшим концертом года (при том, что год только начался), а в России вообще по пальцам рук пересчитать группы, которые делают столь крутое живое шоу. Если имеется интерес к живой музыке, то пропускать такое точно нельзя (и хотя бы разок сходить на Кино надо)!
Мне тут пытаясь отметить один из недостатков этого выступления озвучили следующую мысль:
не понравилось тогда и сейчас, это их нежелание быть фронтменами. очень мало общения с публикой и всегда дежурными фразами
Как по мне - это как раз очень большой плюс. Как ни крути у группы Кино один фронтмен был всегда, остальные как мне кажется наоборот этой славы сторонились. Было бы странно, если бы сейчас что-то поменялось. И потом - я очень уважаю музыкантов, которые вместо того чтоб высказываться по поводу и без (и на любые темы) занимаются своим главным делом, то есть музыкой. В этом плане Юрий Каспарян (при всей его закрытости) это прям для меня идеал. Вместо того чтоб скажем стать каким-нибудь шоуменов или политиком, или ещё кем-нибудь - он на протяжении всего времени занимался и занимается музыкой («Симфоническое Кино» к слову года с 2010-го существует). Многие сейчас любят рассуждать "а вот что бы сказал %на какую-нибудь тему% Виктор Цой, будь он жив?!". И вот мне думается его ранняя трагическая кончина как раз и помогли обеспечить вневременность его творчества, которое актуально и универсально и поныне =)
И да, на пресс-конференции, предваряющей концерт в Саратове всё-таки поднялась тему каверов. Музыканты группы как выяснилось к явлению относятся крайне благосклонно (делая оговорку, что "при условии, что делают конечно эти самые кавера-трибьюты качественно") и в целом одобряют. Мне как раз в этом моменте вспомнилось, что лет десять назад был на выступлении по сути кавер-проекта под названием Marky Ramone’s Blitzkrieg, где последний живой участник группы Ramones (собственно Марки Рамон) играл старую-добрую рамоновщину. Это было супер-панково и мега-ураганно, один из самых крутых панк-концертов, что я посещал. Так вот мне уже на пресс-конференции подумалось, что пока жив хотя бы один участник группы Кино посещение живого концерта позволяет прям-таки прикоснуться к легенде, в этом не будет никакой фальши. Сейчас же пока Каспарян-Тихомиров-Титов активны можно живьём заценить то-самое-Кино вообще без каких-либо скидок на...
Ну а в развитии моей будущей идеи "кавера - музыка будущего" данный концерт тоже добавляет несколько штрихов в разрезе "то до чего кавера никогда не дотянутся" (но это уже совсем другая история)
А полную версия отчёта с концерта можно найти в моей группе вконтакте - здесь