Кино: повторный просмотр, "Окно во двор"

Фотограф Эл Би Джеффрис, сломав ногу, вынужден безвылазно торчать дома. От скуки он наблюдает за жильцами дома напротив в бинокль. Такое времяпровождение приводит его к занятным результатам: кажется один из соседей совершил убийство...
Окно во двор / Rear Window (1954)

Режиссер — Альфред Хичкок / Alfred Hitchcock
В ролях: Джеймс Стюарт / James Stewart, Грейс Келли / Grace Kelly, Тельма Риттер / Thelma Ritter, Уэнделл Кори / Wendell Corey, Рэймонд Бёрр / Raymond Burr, Джудит Эвелин / Judith Evelyn, Росс Багдасарян / Ross Bagdasarian, Джоржин Дарси / Georgine Darcy.
Оценка: 8 из 10.
С Альфредом Хичкоком, отцом «всех приземленных страхов и фобий», я познакомился еще в далеком детстве. Один выпуск газеты-телепрограммы нашего местного канала был снабжен коротким интервью мэтра. Тогда я подивился ассоциации мирного пухлого дяди, похожего на популярного тогда певца Сергея Крылова, со страшными вещами из экрана, хотя из текста запомнил только фрагменты, относящиеся к его «Птицам». Другая веха случилась несколько лет спустя, году в 1996-м, когда по ОРТ поздно вечером в субботу показали «Окно во двор». Днем ранее (точнее ночью) из-за того, что «завтра в школу», мне не удалось досмотреть завлекательный триллер «Розы мертвы» с Линдой Фиорентино и Нэнси Аллен (на самом деле Acting on Impulse) и я решил поглядеть «какое-то старье» для небольшого утешения. Но «старье» приятно удивило тогдашнего подростка своей увлекательностью и фамилию постановщика я уже запомнил четко.
Далее уже были незабываемый «Видео лоцман», разные статьи в прессе-интернетах, из которых запомнился недоуменный пассаж, как в конце 80-х советские зрители невдуплили в ретпроспективу мэтра и массово сбегали на «Воров в законе». Cамому посмотреть что-то еще всё не удавалось, хотя ТВ-6 постоянно крутило его «39 ступеней». А потом грянуло столетие режиссера, аккурат в пятницу 13-го августа 1999 года. И хотя вроде все главные каналы уделили Хичкоку место в новостях, показать что-то из его наследия сподобилось только ОРТ, устроившее показ «Диверсанта».
Вот вроде по всем статьям фильм был менее выигрышным на фоне того же «Окна во двор» — и старше, и черно-белый и тема «почти про войну», но один из излюбленных мотивов режиссера о подставленном «не том человеке» был прекрасно использован и этой ленте тоже удалось увлечь тогдашнего меня.
Далее были одобрительно принятые «К северу через северо-запад», «Психоз», симпатичные, хотя конечно уже устаревшие «Птицы». «Старик Хич» был на должности «почетного дедушки» саспенса, когда его приемы угадывались в современных фильмах, но ленты-прародители можно было смотреть и без особых скидок на возраст. А потом я посмотрел «Вертиго», оно же «Головокружение». То ли это был синдром завышенных ожиданий ибо «шедевр мэтра» и «опять Джеймс Стюарт», то ли здесь режиссер зашел на территорию, обильно приправленную странными мистическими обертонами, но кино, что называется, «не пошло». Настолько тягомотивным и неинтересным вышло зрелище, что я его осилил в 2 приема, отметив из достоинств лишь прекрасную операторскую работу Роберта Бёркса, усиленную очаровательной цветовой палитрой отреставрированной копии.
Такая осечка несколько сместила приоритеты в дальнейшем ознакомлении с наследием мэтра. Потому решил свнова «вернуться к истокам» и проверить впечатления отрочества и вновь заглянуть в «Окно во двор».

Как оказалось, один из «пиковых» шедевров мастера не растерял своих достоинств и поныне. Хичкок развивает один из ключевых мотивов своего творчества о «вуайеристкой» природе кинематографа до абсолюта: зритель буквально «усажен» рядом с главным героем и «лично» наблюдает богатую палитру его колоритных соседей. Что-то конечно выглядит несколько утрировано (одинокая дама, уже склонная к алкоголю), да и шторы нормальные люди закрывали бы почаще, несмотря даже на оговоренную жару, но «жизнь по соседству» мягко увлекает за собой еще до подозрений о произошедшем убийстве. А сцены «дома», в компании фотографа, его милой «почти невесты» Лизы и сиделки Стеллы прекрасно разыграны Джеймсом Стюартом, Грейс Келли и Тельмой Риттер, чему в немалой степени способствуют и насыщенные остроумные диалоги. Стюарт здесь убедительно мается от скуки и переживает, что его подруга тянется к блеску богемы, когда он не мыслит свою жизнь без приключений на разных задворках мира. Будущая принцесса Монако здесь намного живее, чем в виденном ранее «Ровно в полдень», ее героиня, что редкость, не тратит время на сомнения и ненужные вопросы, а энергично втягивается в «общее дело расследования», куда сразу же «затягивается» и Стелла. Правда предфинальный заход в квартиру убийцы выглядел рискованным перебором, но более ясного способа донести мысль до героя Стюарта, что «лучше спутницы мне, вечному скитальцу, точно не найти» уже не оставалось :-). Саспенс финальной схватки ныне конечно «потускнел», но решение задержать противника фотовспышками нельзя не признать изобретательным. Упомянутый ранее оператор Роберт Бёркс, сотрудничавший с Хичкоком еще в 11-ти лентах (число могло быть выше, если бы не трагическая смерть при пожаре в 1968-м) выдает нужные ракурсы вида «любопытный обыватель пялится из окна», весомо способствуя режиссерским усилиям «погружения в действие».
В итоге имеем увлекательную, хорошо поставленную и сыгранную ленту, убедительно выдержавшую повторный просмотр привередливого зрителя из «современщины» :-)
|
</> |