Кино-101
sova_f — 07.06.2023
«Треугольник печали» («
Triangle of Sadness»). Сатирическая драма в трех
актах от Рубена Эстлунда. Его же «
Квадрат» в свое время мне
очень понравился,
поэтому неудивительно, что хочется сравнивать. С одной стороны –
нахожу общее прекрасное (к примеру,
все модные нынче ценности
подвергай сомнению). С другой – некоторые моменты
«Треугольника» мне нравятся меньше. Например, концовка – не люблю
таких внезапных обрывов на полуслове (кстати, и в «
Форс-мажоре» была такая же смазанная). Не
понравилась и сцена всеобщего блёва (ну, ниже пояса), но отмечу,
что и в «Квадрате» сцена с мужиком-обезьяной была примерно того же
пошиба. Если в прошлый раз под нож попали современное модное
искусство и культивируемая толератность к паразитам и бездельникам,
то на этот – немного другое: индустрия высокой моды, феминистские
заскоки, еще что-то по мелочам... Но вот главное: через все эпизоды
красной нитью проходит тема (мнимого) равенства (классов, полов,
you name it). Эстлунд – мастер неудобных вопросов. Возьмем
хотя бы эту противную уборщицу. Кто-то скажет: что же вы прогнулись
перед наглостью одной неграмотной тетки, вас же больше и вы
сильнее? А кто-то скажет: кто умеет разводить огонь и ловить рыбу –
тот по-хорошему и должен командовать парадом (базис и надстройка,
«кто был ничем, тот станет всем»). Недаром ведь нам подсунули этого
непросыхающего капитана-марксиста.
Пишет Антон Долин: Наверное,
каждый вспомнит при просмотре о своем. Я не мог удержаться от
мыслей о богачах, попавших под санкции и в растерянности
соображающих, как же теперь самим мыть посуду и подметать пол.
Наверное. Я тоже вспомнила о своем – другом, но близком по смыслу.
Про продавцов воздуха из нашей тыквенной алии, которые при
пересадке на другую почву оказались никому не нужны. Неудивительно,
что в критический момент пирамида иерархии переворачивается. Ну а в
общем фильм яркий и безусловно запомнится – особенно некоторые
сцены. Например, препирательства Карла и Яи насчет того, кому
платить в ресторане. Или
«веселый» H&M и «угрюмая»
Balenciaga. Или чизбургер для демократического капитана (стыдно
сказать, я его понимаю). Ни одна заметка о фильме не обходится без
упоминания того, что Шарлби Дин Крик, исполнительница роли Яи,
умерла в августе 2022 года в возрасте 32 лет. Ну и я тоже не могу
не написать, потому что так не должно быть. От квадрата к
треугольнику – интересно, что будет следующим: угол, отрезок? Что
бы то ни было – на Эстлунда мы будем смотреть внимательно.
«Фабельманы» («
The Fabelmans»). Автобиографический фильм, снятый
Стивеном Спилбергом о детстве, о семье, о том, как он пришел в
кино. Просто понравилось, как Спилберг изобразил Америку 1950-х
(антисемитизм нет, не понравился). Получилось искренне,
эмоционально, тепло и душевно, хотя, честно говоря, какой-то
изюминки мне все же не хватило. Интересные замечания
здесь у Жени, но я не такой знаток, чтоб обратить
внимание на подобные тонкости.
«На чужой вкус» («
Le Goût des autres »). Один из неожиданных и
приятнейших сюрпризов нашего «киношного клуба». Когда каждый из
шести участников удивился ой! как это нам удалось выбрать такой
чудесный фильм? А так, что всегда стоит обращать внимание на
рекомендации
sumka_mumi_mamy. Просто процитирую из
Машиного поста:
фильм
оказался вневременным и замечательным, о предрассудках,
несовместимых социальных кодах, интеллигентском снобизме и
человеческом достоинстве, открытости и зашоренности, и главное – о
гибкости ума и способности 40-50-летних людей меняться. Еще
почитайте в посте об исполнительнице роли Клары Anne Alvaro – там
сюрприз. А мы после фильма еще долго обсуждали, почему Франк
передумал и кто в том виноват. И может ли так человек измениться,
как изменился другой герой фильма. Кстати, Франка играет тот самый
Жерар Ланвен, который
Жерар Ламбер у Рено. Режиссер этого замечательного
фильма –
Аньес Жауи (она играет в фильме
Мани). Интересно, что еще хорошего она сняла.
«Голоса за кадром» («
Golden Voices»). Чудесный фильм про нашу алию.
Местами очень смешной, местами грустный, местами горько-сладкий,
как хороший шоколад. Теплый, человечный, проникающий в душу и
точный в деталях (been there, done this). Мучительный, – сказала
одна из наших гостей по окончании титров, чем меня изрядно удивила,
я совершенно не так его восприняла. Отличная актерская игра Марии
Белкиной (кто о ней слышал раньше?). Заметим, кстати, что герои
фильма находятся в растерянности не только потому, что попали в
другую страну и выпали из контекста русского языка и культуры. Из
контекста мировой культуры они выпали тоже, оказавшись в эпохе
культурного безвременья и коммерциализации кинематографа, когда
российская публика потеряла интерес к высокому киноискусству.
Отметим рейтинг скромного израильского фильма на томатометре:
зрители – 78%, критики – 100%. И кстати, тут же, на томатах
отличный трейлер, хорошо дающий
представление о фильме. Пересматриваю – и тепло на душе.