Кинематограф. Зеркало для героя
cand_orel — 27.02.2024Что-то опять старый фильм Хотиненко взялся пересматривать...
Ну, это — наш День Cурка, только снятый лет на пять пораньше. Скажем так, что кроме пресловутой петли времени фильм содержит ряд моментов, привлекательных в кинематографическом и культурном плане.
Если уж вспомнить, то уже и про Наутилус Помпилиус, они тогда на самом пике были...
Так сказать — Хотиненко успел запечатлеть некий момент истории, хотя к сюжету и теме фильма Наутилус практически не имеет никакого отношения. Фактически данный концерт группы был местом для случайного знакомства главных героев.
Кстати, что Колтаков играет в этом фильме, я только при нынешнем просмотре узрел; это уже потом были Мама, не горюй! и Братья Карамазовы...
Да и у Бортника известный персонаж был...
Так, ну да — о Зеркале для героя речь идет всё-таки.
Нет, ну в плане трюка с петлей времени никакого совпадения с Сурком нет. Там в Сурке всё больше о личном самосовершенствовании персонажа идет; а тут, конечно, не без этого; ну, я бы сказал — о вечной российской теме, Отцах и Детях, преемственности поколений и уважении стариков и результатах их созидательного труда.
Начинается фильм с шикарнейшего скандала Пшеничного с отцом.
Всё как водится и сейчас — сын отцу рассказывает, что они такую страну "проглядели", ничего не сделав в своей жизни; а отец на сына насидает, что живут они бесцельно и безэмоционально.
А что остается сыну — только вот на концерт Наутилуса идти, где он и знакомится с Немчиновым с последующей прогулкой.
Далее нам Хотиненко всякие кинематографические штучки и интересности крутит — короче они оказываются из 87 года в сорок девятом.
Ну, то, что у них один и тот же день крутится, они не сразу догадались...
И если Немчинову этот новый сюжет жизни какой-то интерес доставил — он там мог бы своё будущее несколько существенно поправить; то Пшеничному — скорее некий фамильный интерес к молодым родителям и не более того.
В итоге Немчинов борется посредством своего трудоустройства на шахту с потенциальной аварией, которую он может предотвратить и в будущем не попасть в тюрьму.
А Пшеничный всё исследует пути и возможности вернуться назад, большей частью времени бомжует и наблюдает за семейной жизнью родителей, полагая, что время вернется в своё русло, если ничего не делать и не противиться естественному ходу событий.
Я подробно рассказывать не буду, какие трюки Хотиненко придумал, чтобы озадачить зрителя петлей времени, но достаточно интересно и находчиво, исследуя производственную и любовную тематику.
В качестве основных моментов следует отметить, что Пшеничный убедился, что отец в своё время не молчал и боролся за всякие там гуманистические идеалы.
Бортник же в итоге помышляет взорвать ненавистную ему шахту, но не может этого сделать — та же присутствую люди...
Там потом у Хотиненко начинаются художественные изыски и упражнения (впрочем интересные и приятные к просмотру), с объединением в один видеопоток — борьба Пшеничного с оперативниками, роды матери (собственно его же самого) и его возврат в своё родное время. Динамичненько...
И оказывается он возле дома отца, наблюдает как бы в зеркале своё примирение с родителем по результатам посещения прошлого...
И Немчинова с патефоном, с которым он крутится счастливый как в прошлом, тридцать восемь лет назад...