Кинематограф. Хитровка, 38 — постмодерн как зеркало отечественного

топ 100 блогов cand_orel01.10.2023

Как-то по телевидению я этот фильм пропустил... И Карена Шахназаров в принципе считаю небезынтересным режиссером, все фильмы смотрел. Есть даже впечатление, что в процессе беспорядочного пролистывания каналов я на этот фильм попадал, но почему-то не задержался на нем. Видимо сработал приобретенный и воспитанный инстинкт, что "интеллигентный" человек телевизор смотреть не должен — пусть так работает. Другое дело скачанный фильм — этот посмотрел за один присест с немалым удовольствием.

Хитровка. Знак четырёх. Детектив, комедия. Режиссёр Карен Шахназаров. 2023
Хитровка. Знак четырёх. Детектив, комедия. Режиссёр Карен Шахназаров. 2023

Ну, говорить, что сюжет — интересный я не буду, тем более пересказывать его; Конана Дойла как и все уже раз сто перечитал, Знак четырёх, наверное, наизусть помню. Тут конечно больше интересовало, как они этот сюжет к нашей россейской реальности привяжут. Я думаю даже, что и правильно (как я это обозвал — импортозамещение) не в английских интерьерах с нашим-то актерским экстерьером снимали, а приземлили на отечественную почву, как-то достовернее всё в итоге выглядит.

И в смысловом плане достаточно логично всё обосновали...

В центральной роли — Станиславский! Почему? А почему бы не Станиславский!

Кинематограф. Хитровка, 38 — постмодерн как зеркало отечественного

Вот ставит он пьесу Горького "На дне" и не понимает, как в этих трущобах у Сатина могло вырваться: ЧЕЛОВЕК – это звучит гордо! 

А я вот призадумался тоже — не посещали меня в школе подобные идейки, не было никаких когнитивных диссонансов тогда от места действия и выражения мыслей литературными героями. Может — правда, рано в школе при отсутствии опыта и понимания жизни такие серьёзные произведения внедрять в неокрепшие умы.

А Станиславский... Не верю — традиционно говорит...

Кинематограф. Хитровка, 38 — постмодерн как зеркало отечественного

И пошел изучать жизнь в первозданной её суете, можно сказать — в бардаке. А где-же этот бардак искать как ни на Хитровке?! И кто же там проводником будет как ни Гиляровский?!

Кинематограф. Хитровка, 38 — постмодерн как зеркало отечественного

И тут я скажу, что Хитровка в нашем фильме, с нашими возможностями, с нашими представлениями о прекрасном в этом кино (в том числе в плане декораций и костюмов)  много выигрышней смотрится, нежели бы наши творцы доморощенные туманные альбионы городили с Ватсонами и Холмсами.

На мой взгляд аутентично выглядит всё, кое-где местами даже мне мой Орловский рынок 90-х годов напоминает с вдруг возникшей тогда модой на всякие яти...

Кинематограф. Хитровка, 38 — постмодерн как зеркало отечественного

И вполне в таком месте какой-нибудь индус может случиться для формирования полноты картины многонационального хаоса и разнообразия человеческого многообразия.

Кинематограф. Хитровка, 38 — постмодерн как зеркало отечественного

А уж потом англичанину с андаманским аборигеном оказаться в поисках того самого индуса — это вообще наша национальная история их широчайшего вредительства на наших несметных просторах.

Во тут даже некоторое соответствие канве исходного произведения добавляет как раз нужную экзотичность и лишний раз за кадром дает возможность Шахназарову сказать — Англичанка гадит; что он любит сообщать в новостных программах.

И Лестрейд наш отечественный хорош, таких персонажей и у нас в России хватает  — 

Кинематограф. Хитровка, 38 — постмодерн как зеркало отечественного

Тут для Стычкина реально столько выигрышных мизансцен и этюдов придумали — красавчик!

Мысль мелькнула  в процессе просмотра — где же они "Темзу" для погони найдут?.. Нашли — достаточно экзотично, загадочно и "по-нашему":

Кинематограф. Хитровка, 38 — постмодерн как зеркало отечественного

Да и заканчивается всё практически как в первоисточнике, но с некоей русской изюминкой — не жили хорошо и нечего начинать...

Надо отметить, что в фильме достаточно много и комедийных моментов, обеспечивающих легкость просмотра (и в этом плане мне не понятна позиция многих "рецензентов", жаждущих увидеть серьезное историческое полотно и строгость реальных фактов вопреки предварительно объявленному жанру).

Есть и как бы любовная линия с суровой русской спецификой невозможности счастья как такового и роковой невероятности взаимоотношений...

Кинематограф. Хитровка, 38 — постмодерн как зеркало отечественного

Ну, и несколько слов надо сказать о том, что выбешивает множество зрителей, находящихся в неустанном поиске исторического соответствия и отстаивания незыблемости общественных авторитетов.

Что там — Гиляровский и Станиславский?! А Немировича-Данченко не хотите?

Кинематограф. Хитровка, 38 — постмодерн как зеркало отечественного

А Чехова?.. А Горького?..

Вот как раз Чехов в ресторане поведал историю об андаманских аборигенах, наблюдаемых им проездом домой с Сахалина.

Кинематограф. Хитровка, 38 — постмодерн как зеркало отечественного

Ну, тут надо сказать, что не для разного рода чепухи или для глупых насмешек над национальными символами они присутствуют в фильме. Да, безусловно придают какой-то необходимый исторический колорит всему действу.

Но! Но не любят и не понимают у нас постмодернизма, в том числе и в кино. Вот и Шахназаров сподобился на этот шаг — нормальные такие готовые и понятные персонажи беспроблемно вошли в ткань киноленты. Не всё же Пелевину отдуваться с его графом Толстым, бегающим с гранатометом. А тут всё достаточно мягко, уважительно — и модно!

Кинематограф. Хитровка, 38 — постмодерн как зеркало отечественного

Да! И Станиславский в итоге говорит, что человек — это звучит гордо, с полным пониманием ситуации и в соответствии с нажитым опытом.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Десяток лет не сильно ударил по здоровью американского динозавра. Движок 6 литровый, свободный, жарит как часики, не душат его никакие дурацкие катализаторы. Звуком заводишься сам и хочется педаль понажимать ! Хорошая оцинковка, хороший металл ...
*** Фото - Майк Кейн По теме: - Гражданская милиция Айдахо: "Мы - зубы Конституции" - http://ir-ingr.livejournal.com/1147893.html - Кровь буров - http://ir-ingr.livejournal.com/1120381.html - Молодая Крепость - ...
...
Спутниковые фотографии, датированные 3 октября 2018 года, свидетельствуют о ведущихся на российской авиабазе Хмеймим в Сирии активных работах по строительству полностью закрытых защищенных укрытий для авиационной техники на месте ранее возведенных в 2018 году временных открытых ...
Лук-порей отличается от репчатого лука более нежным, мягким, сливочным вкусом. Он особенно популярен в европейской кухне, поскольку придает блюдам приятный вкус и аромат. В Великобритании существует даже «Общество любителей порея». Англичан вполне можно понять. Как можно не любить этот ...