Кинематограф. Аманат
cand_orel — 23.01.2023Дабы отвлечься от аморального зарубежного кинематографа, решил посмотреть какое-нибудь отечественное патриотическое кинцо. Вот выбор почему-то пал на это.
Поставил... И спинным мозгом чувствую, что я эту историю знаю! Ну как знаю — про заложника сына Шамиля как гарантию его преданности России.
А тут всё такими пышными гроздьями всяких красивостей и мимишностей увешано кроме того — мелодрама из мелодрам просто-таки. Невольно возник вопрос — зачем это так сняли.
Ну, перво-наперво осознаю, что, очевидно — в пропагандистских целях. Что отчасти и удалось. В нынешних реалиях налаживания дружеских связей с Кавказом, Закавказьем и далее к югу — цель необходимая. Даже по составу режиссерского тандема вижу, что и в этом плане искался компромиссный вариант обеспечения интересов, взглядов и умонастроений двух недружественных в прошлом сторон.
Вторым планом как-то понимаю, что захотелось придать отечественной истории романтически-приключенческий характер. Нечто в стиле Дюма, но у нас на Кавказе. Напридумана куча душещипательных и бытовых баек, раскрашивающих историческое полотно тех лет в оптимистические тона восприятия истории. Но насколько всё это соответствует реальной истории — для меня сомнительно.
А по результатам просмотра как-то сложилось и третье впечатление, что фильм-то задумывался не военным, а своего рода антивоенным... И всё-таки с осознанием по результатам реальных итогов и исходов, может быть в отдельных эпизодах, но не в целом. И то может быть только в этом кино.
Глобально, что хотел отметить, что осмысление тех происходящих событий и сочинение сценарных историй происходит опять с европейской цивилизационной точки зрения, без понимания и без внимания к восточному менталитету. Ну не является "их" поведение ошибочным или безнравственным, наоборот в рамках их менталитета они живут и поступают правильно. Оно и сейчас наши всякие обиды и непонимания во взаимоотношениях рассчитаны на их поведение в рамках нашей этики и нравственности; а по своей собственной морали — они всё делают правильно. Это надо понять — отсюда и вырастет правильный стиль общения и поведения.
Ну, да ... и выдумки всё это — про любовь, про политическое влияние и какое-то особое мнение Джамалуддина (сына Шамиля). По-моему, нечто подобное в начале 80-х возникало в дискуссиях о правдоподобности и соответствию реальности по творчеству Пикуля в рамках означенной истории о Шамиле. Не было там никаких реальных историй любви, да и особой романтики...
Итак — ближе к фильму...
Начинается всё действительно с воссозданной исторической подоплеки этого исторического анекдота, когда русские войска, осаждавшие крепость, выдвинули условие передачи им в заложники Джамалуддина для прекращения войны.
Ну там потом переговоры как обычно пошли по восточному сценарию — русские войска таки начали штурм и вынудили передать им сына Шамиля в обеспечение прекращения войн и кровопролитий. И стал Джамалуддин заложник, не заложник — Аманат...
В итоге мальчик оказался в России под наблюдением и попечительством самого царя и получил, по-моему, исключительно светское и кадетское воспитание, не затрагивающее религиозные и прочие национальные темы.
Надо отметить, что в итоге Джамалуддин воспитался в российских традициях нравственных, этических и эстетических норм; во всяком случае артисту очень убедительно получилось это в фильме показать.
В дальнейшем Джамалуддин был определен на военную службу, но с ограничением по участию в южных кампаниях, чтобы невзначай не столкнуться со своими соплеменниками.
А определен он был в провинциальный какой-то военный округ, и попал в сельскую идиллию, где просвещенный хозяин Мамонов занят разработкой оптических приборов для военных нужд; а его крепостные на досуге ньютоновские телескопы из обрезков медных труб ваяют...
И всё так ладно у этого Мамонова складывается и в помещичьем быту, и в службе, и в мудреной науке, да и невесту же приглядел с учетом своих хозяйских усмотрений.
А невеста (пресловутая Елизавета Оленина) возьми и глаз на Джамалуддина положи... И закрутилось — очень романтично, поэтично, с муками совести и терзаниями души. Но говорят, что это уже потом племянник Елизаветы для бульварного романа выдумал, и какие-то туманные намеки в мемуарах самой Олениной были; а на самом деле ничего вроде бы и не было — документальные свидетельства той эпохи за Елизаветой ничего такого не подтверждают; а письменных сообщений, коими изобилует общение влюбленных героев, вообще не сохранилось.
Но по сюжету фильма разрешение критического любовного треугольника — дуэль!
Соответственно к участникам последовали репрессивные меры!
Момонова — на Кавказ (туда же всех ссылали) военную службу служить. Но он и там нашел место своей хозяйской сметке — чтобы свои оптические приборы сбывать, как начал войну развязывать!
А Джамалуддин тоже практически удрал на Кавказ мир наводить, чтоб папа Шамиль съездил в Россию с царем мирный договор подписать.
А надо сказать, что по учебнику Шамиль особо войну и с таким заложником никогда и не прекращал.
И по тому же учебнику он каких-то высокопоставленных плененных грузинских особ на своего Джамалуддина сменял на самом деле.
В любом случае Джамалуддин оказался на Кавказе, в "родной" среде, где его стали сразу перевоспитывать начали, в том числе и в данном кино. Папаша из сугубо прагматических целей женил немедленно, этаким образом преломил миссию мира сына на Кавказе к насущным потребностям.
И турки... Они же всегда там на Кавказе присутствовали и воду мутили — и тогда, и сейчас; и в реальной жизни, и в кино. Но прям так сказать, что именно они во всем виноваты, наверное только в кино можно.
Тем не менее, в кино романтическую нить терять нельзя — авторы доставили Елизавету на Кавказ путем погибели её брата в боевых действиях и в связи с необходимостью посещения могилы.
И Елизавета не преминула организовать встречу с былым возлюбленным. Трогательно конечно всё с точки зрения бульварной романтики — и признания в любви и к девушке, и к России, и клятва сделать всё во имя мира с Россией. Есть такой политический момент.
Вот не представляю я одинокую девушку на Кавказе, особенно тогда...
Ну, да ладно. Стараниями Мамонова и Мирзы (турка) войнушка всё-таки началась...
И тут как раз наш миротворец подоспел — в одеяниях двух враждующих народов, наорал на всех в целях соблюдения мира и остановил кровопролитие.
И тогда вторая дуэль у него с Мамоновым по итогам временного перемирия состоялась, опять с элементами благородного поведения и прочей высокопарной чепухи.
В результате Джамалуддин таки получил смертельное ранение, вкупе, с имеющейся хронической болячкой, он вскоре и почил, обязав отца на смертном одре посетить Императора с миротворческой миссией. И Шамиль по фильму каким-то образом посетил — с непонятной мне по фильму целью и невнятными результатами, в непонятное время, без привязки к реальной истории.
...из того, что помнится из истории, образ и поведение Джамалуддина были несколько другими, особенно по прибытию на родину. Ничего такого он там из себя не представлял и действительно очень скоро почил от чахотки.
Что сказать по поводу этого всего... Фильм действительно очень близко кружится рядом с реальной историей, но как-то очень поверхностно в угоду всяким красивостям и приглушением реального кровопролитного конфликта на Кавказе.
Действительно, что-то в стилистике Дюма — описание придуманного героя на фоне как бы реальных исторических событий. Нет, я не хочу сказать, что только образ Джамалуддина приукрашен или надуман, но в целом как-то исторические события были несколько другие.
Не знаю, может быть французы и англичане на самом деле на Трёх мушкетёров плюются...