Кимрский самородок Иван Абаляев
annastorm — 12.12.2023Сегодня хочу показать и рассказать про сокровища Краеведческого музея города Кимры, а именно про большую коллекцию деревянной скульптуры Ивана Михайловича Абаляева.
Признаюсь, что когда путешествую сама в краеведческие музеи не захожу, от слова «краеведческий» тянет нафталином, но все больше убеждаюсь что зря. Так удивил шикарный музей в Усмани, а теперь вот в Кимрах. Давно пора такие музеи переименовать в что-то более привлекательное для туристов. К тому же в этом музее шикарная коллекция обуви более 2-х тыс. пар!
Иван Михайлович Абаляев — скульптор-самоучка и резчик по дереву. Он не получил художественного образования и не был профессиональным скульптором, а был сапожником. Тем не менее, в истории отечественной скульптуры малых форм Абаляев занимает особое место, его работы дают целостное и полное представление о дореволюционной жизни кустарей.
Родился в 1901 году в семье сапожника, жил и работал в деревне Нутрома. С ранних лет познал тяжесть труда мастерового. Образования имел всего два класса, продолжить обучение из-за тяжелого положения семьи не смог. В 1920 Иван Михайлович был призван в Красную Армию и служил на сапожной фабрике в Москве. В 1922 г. вернулся домой, женился, затем долгое время болел, перенес тяжелую операцию. В 1927 г., вместе с выздоровлением, вернулось к Абаляеву неудержимое стремление к творчеству.
Скульптура для него была вроде как хобби и, в ряде случаев, источником дополнительного дохода. Образ прорабатывался от и до, учитывая не только внешность, но и психологию. Скульптура рождается просто — нужно лишь липовое дерево, топор и пара сапожных ножей и без всяких набросков и доп. подготовки вырезается фигурка. Удивительное пространственное воображение позволяли воплощать в дереве словно живых людей, в движении, с мимикой на лицах. Он учился этому сам с детства и достиг настоящего мастерства. Начинал с копирования картинок из книг, потом животных, правда заставить кошку сидеть было сложно. Постепенно появляется желание творить, а не повторять. Так возникает композиция «Лес» с гнёздышками и птичками.
Началом полноценного творчества можно считать 1929-1930 гг. и созданную работу «Кустарь-башмачник за работой», которую и приобретает Краеведческий музей. В 1935 году участвует на выставке в Москве в Центральном доме крестьянина, где его работы покупает Музей народоведения.
Начиная с 1936 г. директор кимрского музея Николай Шокин поощряет резчика и закупает для музея его работы, сводит с заказчиками, устраивает творческие командировки в музеи и картинные галереи. Он познакомил Абаляева с известным советским скульптором Верой Мухиной и живописцем Мартиросом Сарьяном. Дважды – в 1938 и 1939 гг. – устраивались персональные выставки работ И.М. Абаляева.
После выставки в Твери (в то время город Калинин) впечатлившись скульптурами автора Сергей Николаевич Юренев написал о нем книгу. В 1940 г. она увидела свет под названием «Кимрский резчик по дереву Абаляев» где подробно со слов Ивана Михайловича записана его биография и рассмотрены его работы в хронологической последовательности. Видно, что с каждой новой композицией техника мастера развивается, усложняется.
В начале Великой отечественной войны Иван Михайлович Абаляев ушел в народное ополчение и погиб на фронте в конце 1941 года.
Вот такая непростая судьба одаренного художника, продлившаяся всего 40 лет.
Большинство работ И.М. Абаляева в настоящее время хранится в Краеведческом музее в Кимрах и в Тверской областной художественной галерее. Имя Ивана Абаляева было включено во «Всемирную энциклопедию наивного искусства» изданную в 1984 г. в Югославии на нескольких языках.
Работы Ивана Михайловича очень «зацепили», в них такой реализм, столько жизни. Многие сценки не самые приятные, как например «Порка крестьянина» и многие другие, но это правда высеченная в дереве. Больше всего мне понравилась фигурка нищего (на заглавной фото), он как живой, проработаны складки и потертость одежды, образ очень целостный.
От себя рекомендую зайти в Краеведческий музей хотя бы ради работ Абаляева.