Кижи



В нашей не самой приспособленной для массового туризма стране вся нагрузка ложится на немногочисленные известные широкой публике достопримечательности.
Почти все они были раскручены и продвинуты ещё в позднесоветское время, и Кижи - не исключение.
3.

Вместе с Валаамом Кижи - пожалуй, самый цивильный и престижный (если можно так выразиться) туристический пункт назначения на Севере.
4.

И одна из важных составляющих этого статуса - то, что до Кижей можно добраться по воде, и деревянный погост на острове логистически очень легко включается в программу водных круизов, которых и сейчас немало на старых озёрно-речных маршрутах между столицами.
5.

В былые времена Россия была страной внутренних водных путей и внутренних водных маршрутов - пожалуй, сравниться с нами могли только США и Китай.
Сейчас от этого мало что осталось - по крайней мере, если смотреть на обычные, доступные для регулярных перевозок маршруты.
Но вот круизы - несмотря на то, что постоянно растут в цене - остаются довольно популярны.
6.

Конечно, не только на круизном теплоходе можно добраться до самого известного памятника деревянного зодчества на Севере.
7.

Сюда ходят суда на подводных крыльях ("Кометы") из Петрозаводска, это чудо позднесоветского судостроения, лебединая песня отечественной инженерной мысли.
И даже - страшно сказать - осталась одна линия обычного общественного транспорта, по вменяемой цене - линия Петрозаводск - Кижи - Великая Губа.
Но катер на Великую Губу ходит где-то раз в неделю, и поэтому для быстрого попадания к погосту "Комета" за пару тысяч рублей в два конца, боюсь, является оптимальным транспортным средством.
8.

Которым я и воспользовался.
Несмотря на цены, от недостатка спроса эти суда не страдают - я даже боялся, что билетов мне не достанется.
9.

Кроме того, что на "Комете" можно за пару часов преодолеть 60 километров от Петрозаводска, до Кижей, ещё с неё можно превосходным образом увидеть сам Петрозаводск со стороны.
10.

Петрозаводская губа - продолговатый (где-то 17 на 8 километров) залив, с трёх сторон закрытый от озёрных штормов.
11.

Да-да, Онега вроде и озеро, но для судов оно опаснее Балтийского моря - на пару с Ладожским: чередование мелкой и глубокой воды, хитро изрезанные берега и острова сильно разгоняют волну, и погода меняется очень быстро.
12.

Онежское озеро вдвое меньше (9 тыс. квадратных километров против 18 тыс.) и мельче (127 метров максимальная, 30 метров средняя глубина против 230 и 47 метров соответственно) Ладожского, но это отчасти компенсируется каким-то запредельным количеством островов (1650 штук) и многочисленными губами-заливами.
13.

Последний рубеж Петрозаводской губы - Ивановские острова, цепью вытянутые от подходящего с севера Бараньего Берега.
15.

За островами - открытое водное пространство, залив Большое Онего, от основного водного массива южной части озера уходящий в архипелаги и шхеры на севере.
16.

Из 60 километров, разделяющих петрозаводский Водный вокзал и Кижи, 40 километров - это путь по Петрозаводской губе и по открытой воде за ней.
17.

А через 40 километров начинаются заходящие с севера, со стороны Медвежьегорска острова, примыкающие к длинному, испещрённому заливами полуострову - те самые Онежские шхеры.
18.

На первых островах, предваряющих вход в архипелаг - навигационные знаки:
19.

Ещё 20 километров между островов.
20.

Онежские шхеры давно не являются таким оживлённым местом, как ещё лет 150 назад.
21.

Но летом эти места и в наше время совсем не кажутся безлюдными.
22.

Сложно сказать, сколько осталось коренных жителей в сохранившихся деревнях - подозреваю, всё больше дач:
23.

Но почти на каждом берегу нет-нет да виден жилой дом, или хотя бы мужик с удочкой.
24.

И лодки, лодки.
25.

Такое водное движение в наше время мало где увидишь.
26.

27.

Периодически навстречу нашей "Комете" - или по пути - попадались разукрашенные парусные корабли.
28.

Это я попал на "Кижскую регату" - фестиваль традиционного судостроения и народной гребли; истинный масштаб этого мероприятия я увидел уже на самом острове Кижи.
29.

Ещё несколько заливов, проливов, плавных поворотов - и вот он, Кижский погост.
30.

В наших краях под погостом обычно понимают сельское кладбище, но на онежских берегах всё немного иначе.
Здесь погост - это храмовый комплекс, религиозный и культурный центр округи. В старые времена городов на Севере было очень мало, и их роль переходила к монастырям (самый яркий пример - Соловки), ну или, если монастырей не было, к погостам. В XVII, XVIII, да и XIX веке онежские острова были заселены куда плотнее, чем окружающий их материк - мягкий климат, относительно хорошая земля, защита от не всегда дружелюбных соседей (как карелов и финнов, шведов, так и от медведей).
31.

Целая россыпь сёл на соседних островах - а центром всего этого района был Кижский погост.
32.

Судя по всему, его строительство началось в самом конце XVII века; грандиозный главный Преображенский храм был возведён уже в начале следующего, XVIII века. В то время местная экономика не ограничивалась сельским хозяйством, рыболовством, охотой (тем более что с земли в этих северных широтах прокормиться проблематично) - на здешней болотной руде в Кижском приходе функционировало несколько медеплавильных и железоделательных заводов. Они не просуществовали долго, да и центр жизни всё больше смещался на озёрные берега и в материковые районы; и к концу XIX века Кижский погост естественным образом законсервировался - на Севере, начиная с петровских времён периодически погружавшемся в экономический сон, такое бывало особенно часто.
И уже до революции 1917 года Кижи стали известной достопримечательностью, притягивавшей немногочисленных (и гораздо более интеллектуальных, чем сейчас) тогдашних путешественников. Погост почти без потерь пережил первые десятилетия советской власти, самые разрушительные для храмовой архитектуры.
И в финскую оккупацию его потери ограничились вывезенными в Финляндию иконами (уже через несколько лет возвращёнными).
А в послесталинское время для немногочисленных официально признанных туристических объектов началась новая жизнь - реставрация, музеефикация. На острове Кижи, к тому времени (как и вся сельская северная глубинка, и окрестные онежские острова), потерявшем значительную часть своего коренного населения, в 1960-х годах был создан музей деревянного зодчества.
Жизнь изменилась, и урбанизировавшаяся и индустриализировавшаяся страна, уже научившаяся ценить историческое наследие, свозила в такие музеи пустеющие дома и церкви вымирающих деревень, где у старых построек, тем более деревянных, было не очень много шансов на долгое существование.
33.

Такие музеи стали возникать в эпоху промышленности и больших городов по всему миру. Первым был стокгольмский Скансен ещё в 1891 году (так что все такие музеи иногда называют "скансенами"); но особенное развитие этот феномен получил во второй половине XX века. Не отставал и Советский Союз, где первый "музей под открытым небом" появился в Костроме ещё в 1955 году; за ней последовали Новгород, Нижний Новгород, Архангельск, Киев и десятки других. Такие объекты возникали по всей стране, но особенно много на Севере - где и деревенский уклад жизни уходил в прошлое быстрее, и сельская местность пустела, и деревянного зодчества, как правило, являющегося основным экспонатом в подобных музеях, было больше.
Думаю, примерно тогда же или чуть позже в Кижах был возведён капитальный причал для круизных теплоходов.
34.

С тех пор началась принципиально новая глава истории Кижей - туристическая.
35.

36.

Я совсем не сторонник популярной у неформальных путешественников идеи, что "общепринятые достопримечательности, особенно за деньги - они для лохов, а мы лучше поедем куда глаза глядят и вкусим настоящей жизни", я люблю и попсовые места посмотреть.
37.

Но Кижи очень туристичны даже для меня.
38.

Кроме того, в силу удалённости и дороговизны транспорта сюда тут особенно много стадных, пакетных путешественников.
39.

Группы которых особенно меняют восприятие исторического ландшафта.
40.

И - что меня удивило - очень много иностранцев: столько я в нашей стране видел, кажется, только в столицах.
41.

Ситуацию немного скрашивает профессионализм местных экскурсоводов, явно приезжающих сюда в сезон из больших городов - можно почувствовать себя практически в столичном музее.
42.

Ну и за немалую дополнительную цену, которую платишь за вход на остров (400 рублей, что ли), тебя автоматически присоединяют к одной из экскурсий, которые идут от входа практически по конвейерной схеме.
43.

Но - так или иначе - Кижи прекрасны. Туристы лишают ансамбль старых деревянных домов большой части аутентичности, и я бы поставил онежский остров позади тех же Соловков или даже Валаама, но один раз сюда съездить стоит, я считаю.
44.

Ощущение нереальности усиливают газоны - трава скошена почти на всём острове (говорят, борятся с гадюками).
45.

Что особенно впечатляет после захолустных и зарастающих улиц настоящих северных городов и деревень.
46.

Сам остров Кижи продолговат, имея в ширину (с запада на восток) пару сотен метров, а в длину (с севера на юг) - несколько километров.
Почти всё наследие, бóльшая часть экспонатов музея деревянного зодчества, и сам погост, сосредоточены на южной оконечности острова.
47.

Сам погост - это прежде всего двадцатидвухглавая Преображенская церковь 1714 года.
48.

Далеко не самое древнее деревянное строение, даже по российским меркам, но поражающее своими масштабами.
49.

В мой приезд (август 2016 года) на погосте всё тянулась реконструкция - у церкви заменяли пришедшие в негодность деревянные балки, и на место обновляемых венцов на время ремонта ставились металлические балки-подпорки, скрытые полиэтиленовой плёнкой.
50.

Это всё несколько портило вид церкви - по крайней мере, вблизи.
51.

Второй храм Кижского погоста - соседняя Покровская церковь 1764 года, восьмиглавая и даже как-то бледнеющая на фоне главного собора, но даже какая-то более изящная.
Интерьер (Воскресенский храм был закрыт для посещения):
52.

Культурно-религиозный центр культурно-религиозным центром, но привычное по нашим погостам кладбище тут тоже есть:
53.

Второй по масштабности экспонат в Кижах после собственно погоста - это грандиозный двухэтажный (!) дом зажиточного крестьянина из деревни Ошевнево.
54.

В музеях Центральной России и даже в благодатных украинских сёлах не видел такого размаха: с земли в этих местах было уже не прокормиться, зато северный крестьянин был сам себе хозяин и богател на торговле, охоте, рыбной ловле.
55.

Интерьер почти городской, не хуже, чем в иной усадьбе Средней Полосы:
56.

Не последний фактор таких размеров дома - местный климат: в этих краях дом было принято объединять в единое целое со скотным двором, чтобы в долгие зимние месяцы можно было ходить за скотиной, не выходя на улицу.
Вдоль верхнего этажа здания - настоящее "гульбище", крытая галерея-балкон:
А вдоль онежских проливов - старинные (вроде как, по виду) рыбацике сети:
57.

Всё очень красиво, но немного похоже на декорацию к фильму:
58.

В домах и между домами музея-заповедника, как водится, всякие мастер-классы и прилюдное изготовление сувениров на боее-менее местную тему.
59.

60.

61.

Или просто продажа сувениров:
62.

Отдельная фишка Кижского погоста - реконструированные ограды, как и самого погоста, каменные, напоминающие мини-стену:
63.

Как и ограды пастбищ и полей вокруг других старых построек, отдалённо напоминающие привычный нам деревянный забор, но наклонённые вбок:
64.

65.

Старые деревянные дома перемежаются лугами:
66.

Которые в прошлом, вероятно, были пастбищами:
67.

Ветряные мельницы, думаю, оказывались довольно эффективны на озёрных островах.
68.

Эта мельница не такая уж старая (1928 год):
69.

А вот соседняя миниатюрная деревянная церковь (часовня Архангела Михаила) была сооружена на рубеже XVIII и XIX веков:
70.

А южная оконечность острова Кижи - содержащая в себе ещё пару старинных построек - была оккупирована участниками "Кижской регаты":
71.

72.

Самый грандиозный деревянный парусник так и ходил туда-сюда по межостровному проливу:
73.

Две эпохи:
74.

А если уйти севернее Погоста и пристани - туристов резко становится очень мало, а интересные дома не переставают попадаться:
75.

Давно замечено, что места массового туризма часто похожи на муравьиную тропу: немного отойдёшь в сторону - и никого.
76.

Нашёл место искупаться - подозреваю, что музейный статус острова запрещает это.
77.

Прибрежная растительность имеет какой-то подозрительно южный вид - интразональность, что и говорить.
Носок, развевающийся на ветру, намекает на близость аэродрома:
78.

На севере острова, говорят, кроме зданий-экспонатов есть и живая деревня, где до сих пор обитают несколько человек.
79.

Но туда я так и не добрался - уже был мой рейс назад.
|
</> |