Петрозаводск: транспорт

топ 100 блогов me-frai25.04.2018 Петрозаводск: транспорт IMG_9303.JPG

Петрозаводск: транспорт IMG_9910.JPG



С транспортом в карельской столице всё нормально. Не Европа и даже не Мурманск, но по российским меркам явно выше среднего.
Я имею в виду городской транспорт - по междугороднему в Петрозаводске нет ничего особенно выдающегося. Может быть, только катер от Водного вокзала до Великой Губы, регулярно курсирующий поперёк Онежского озера в летнее время; он проходит мимо знаменитых Кижей.

В летнее время его дополняют "кометы", остатки советского инновационного флота.

3. Петрозаводск: транспорт IMG_9356.JPG

Но они курсируют только до Кижей, и цена билета если не исключает, то сильно затрудняет их использование местными жителями в качестве общественного транспорта.

4. Петрозаводск: транспорт IMG_9881.JPG

А ведь ещё не так давно существовали пассажирские водные рейсы за Онежское озеро (Шала), и даже одна внутригородская линия.
Внушительный Водный вокзал (понятно, почему не более привычный нам "озёрный", но странно что не "озёрный"), как и почти везде, используется прежде всего под развлекательную инфраструктуру и офисы туристических компаний, а не как пассажирский терминал.

5. Петрозаводск: транспорт IMG_9746.JPG

Ещё, конечно, Петрозаводск, расположенный на одном из самых популярных водных маршрутов, никогда не бывает обойдён круизными лайнерами:

6. Петрозаводск: транспорт IMG_9318.JPG

Федеральная трасса проходит город транзитом по объездным, но для "Колы", построенной в последние десятилетия, это не то чтобы очень удивительно: к этому времени все дороги такого масштаба уже прокладывали мимо сколько-нибудь значительных населённых пунктов.

7. Петрозаводск: транспорт P1830871.JPG

В нескольких километрах северо-западнее города находится аэропорт "Бесовец", несколько лет назад для благозвучности переименованный в "Петрозаводск"; как ни странно он действующий, но улететь из него можно только в Москву или в Кижи и Сенную Губу на Онежском озере. Петрозаводск - один из самых небольших городов в Европейской России с действующим аэропортом; городской аэропорт - один из самых незагруженных аэропортов со статусом международного (всего 30 тыс. чел. в год).
Железная дорога - могучая двухпутная электрифицированная линия на Мурманск, одна из магистральных на всём необъятном пространстве РЖД.

8. Петрозаводск: транспорт IMG_9849.JPG

Через петрозаводский вокзал ежедневно проходит до 17 пар поездов дальнего следования, из которых для 8 пар карельская столица - конечная станция, в том числе для 4 пар "Ласточек" (2 из Петербурга и 2, что удивительно, из Великого Новгорода).

9. Петрозаводск: транспорт IMG_9908.JPG

Остальные 9 дальних поездов следуют до Мурманска.

10. Петрозаводск: транспорт P1830879.JPG

Сама станция Петрозаводск, миниатюрная, но изящная (5 путей, на склоне холма), снабжена прекрасным неоклассицистическим зданием вокзала со шпилем, постройки 1955 года.

11. Петрозаводск: транспорт P1830881.JPG

А вот с электричками в карельской столице уже традиционно так себе; две ежедневные пары поездов на юг, в Ленинградскую область уже кажутся изобилием.
На север, в сторону Медвежьей Горы - только одна электричка ежедневно, плюс одна дополнительно в летний сезон, а на запад, в Суоярви пригородных уже несколько лет как совсем не осталось.
По западному направлению, однопутному и на тепловозной тяге, всё, что есть сейчас - это 1-2 поезда в неделю; в основном они идут до Суоярви, но несколько раз в месяц - и до Костомукши. А ведь не так давно через Суоярви и Сортавалу ходил "резервный" поезд до Петербурга - но его постигли судьба "запасного" поезда Москва - Петербург, который курсировал через Кимры - Сонково.
Железная дорога проходит через Петрозаводск на протяжении почти 20 километров, но на всём этом пути только 5 станций, из которых одна к тому же непассажирская, а ещё 2 - не в самом городе, а в пригородах.
В общем, как это чаще всего у нас и бывает, потенциал железной дороги во внутригородском сообщении раскрыт далеко не полностью.
Непассажирская станция - "Петрозаводск-Сортировочный" - расположена рядом с густонаселённым спальным районом (Первомайский и Октябрьский), и явно была бы востребованной; самый южный жилой район (Ключевая) вообще не имеет своей железнодорожной станции или платформы, хотя железная дорога проходит прямо через район.
Стоит ли говорить, что в таких условиях значение междугороднего автобусного транспорта, как и почти во всей стране, возрастает - несмотря на то, что в Карелии при её расстояниях и не вполне, так сказать, сформировавшейся дорожной сети потенциал железной дороги особенно высок.

12. Петрозаводск: транспорт IMG_9913.JPG

Автовокзал, к слову, расположен в Петрозаводске не совсем обычно: не вплотную к железнодорожному вокзалу, а чуть в стороне, и на другой стороне железной дороги.

Тут как раз можно плавно перейти к внутригородскому транспорту.
Как я уже пару раз упомянул в предыдущем посте, основа городской транспортной системы - это троллейбус.

13. Петрозаводск: транспорт IMG_9827.JPG

Петрозаводская троллейбусная система не так хорошо функционирует, как мурманская, гораздо меньше московской или даже санкт-петербургской, но в десятку лучших троллейбусных систем в России однозначно входит.
На 280 тысяч петрозаводчан приходится 39 километров троллейбусных линий; это может показаться не очень большим показателем, но это примерно соответствует размеру троллейбусной сети Тулы или Красноярска, городов гораздо более крупных, чем Петрозаводск.

14. Петрозаводск: транспорт IMG_9893.JPG

Троллейбусы в городе появились рано - в 1961 году, когда в городе было меньше 150 тысяч человек населения; мурманская троллейбусная система была запущена в том же году, но, несмотря на свою впечатляющую конфигурацию (длинная-длинная линия вдоль Кольского залива) и бóльший размер самого города, троллейбусные линии в арктической столице на треть короче, чем в столице карельской.

15. Петрозаводск: транспорт IMG_9911.JPG

Конечно, центр региона (а одно время - и центр целой союзной республики) не мог обойтись без городского общественного транспорта. Автобусы по Петрозаводску на постоянной основе курсировали с с 1927 года (первая попытка организовать автобусное сообщение в городе относится ещё к дореволюционному 1915 году), но в то время автобусы были технически гораздо менее совершенны, чем сейчас, и преимущества троллейбусов были куда более очевидны, чем сейчас, со всеми этими электробусами и прочими гибридными транспортными средствами.
Ну и, кроме того, в Союзе троллейбус был признаком уровня, статуса города - он казался экологичнее, тише и современнее автобуса, и в то же время мобильнее, быстрее, тише, современнее трамвая.

16. Петрозаводск: транспорт IMG_9220.JPG

Троллейбус в Петрозаводске развивался не очень быстро, но непрерывно: не так уж много в нашей стране примеров, чтобы в городе троллейбусные линии строились не только в 1960-е - 1980-е, но и в 1990-е, и в 2000-е.

17. Петрозаводск_троллейбус_история.jpg

И только в 2010-е, в не самые благополучные для троллейбуса годы в России и в Петрозаводске наступила стагнация: запланированная линия между двумя крупнейшими спальными районами, из Древлянки в Кукковку, так и не была достроена, общее количество маршрутов стало сокращаться, а некоторые линии (в основном в Октябрьском, на севере города) остались без регулярного троллейбусного сообщения.
Но, так или иначе, троллейбусные линии и сейчас охватывают все наиболее населённые и концентрирующие больше всего рабочих мест районы Петрозаводска.

18. Петрозаводск: транспорт IMG_9284.JPG

А какие тут остановки - Москве бы такие (если заменить рекламную надпись на павильоне на название остановки):

19. Петрозаводск: транспорт IMG_8830.JPG

Троллейбус, обслуживая основные петрозаводские транспортные коридоры, остаётся основным средством перевозки пассажиров в городе.

20. Петрозаводск_троллейбус.jpg

Почти все закрытые во время недавней "оптимизации движения" пришлись на спальные районы, и троллейбусная сеть в центре стала ещё более плотной относительно городской периферии.

21. Петрозаводск: транспорт IMG_8809.JPG

Основа всей сети - замкнутый четырёхугольник в центральной части города (проспект Александра Невского - улица Правды/улица Куйбышева - проспект Ленина - улица Красноармейская/Комсомольский проспект).
Собственно, сейчас это единственный замкнутый контур ("цикл") в составе сети.
Что хорошо в плане организации движения - что все сегменты цикла примерно одинаково загружены, пассажиропоток таким образом распределяется и перераспределяется по центральной части города.
Но линия по главной улице, по проспекту Ленина - пожалуй, всё-таки самая востребованная:
От центрального контура в три стороны - кроме занятого Петрозаводской губой северо-востока - отходят радиальные троллейбусные линии, общим числом 5.

22. Петрозаводск: транспорт IMG_9155.JPG

23. Петрозаводск: транспорт IMG_9825.JPG

Пожалуй, главные изъяны сети - это не самая прямая линия из Древлянки на западе города в центр и отсутствие прямого сообщения в восточную часть Новой Кукковки.
Не столь существенно, как мне кажется, отсутствие троллейбусной связи с северной (Соломенное) и северо-западной (Сулажгора) периферией города.
Интересно, что когда в 2017 году после пятилетнего ремонта открыли Гоголевский путепровод, как раз соединяющий кратчайшим путём Древлянку и петрозаводский центр, там повесили троллейбусные провода, но, как заявили городские власти, это "на перспективу" и в ближайшем будущем регулярного троллейбусного сообщения здесь не планируется.
Кроме того, по какой-то причине нет маршрутного движения по второй линии на Кукковку, открытой в 2004 году, соединяющей этот спальный район с большой частью центра и с южными районами города по кратчайшему пути.

К сожалению, троллейбус в Петрозаводске по объёму перевозок уже какое-то время не главный городской транспорт: в сутки им пользуются около 60 тыс. чел.; автобусы явно опережают городской троллейбус по этому показателю.

24. Петрозаводск: транспорт IMG_8911.JPG

Но всё относительно: в России немало и гораздо более крупных городов с более протяжёнными и разветвлёнными сетями, где троллейбус ещё менее востребован (Тольятти, Пермь, Белгород), а Петрозаводск по объёму троллейбусных пассажирских перевозок находится на 33-м месте в стране (по длине линий - на 37-м месте).

25. Петрозаводск: транспорт IMG_9770.JPG

Как и почти всегда у нас, налицо недостаток (точнее, отсутствие) грамотной транспортной политики: самый технически совершенный и самый сложно с точки зрения инфраструктуры устроенный вид транспорта, как троллейбус, оказывается в равных условиях с таким гораздо менее цивилизованным и имеющим больше негативных внешних издержек для города транспортом, как маршрутки/автобусы средней вместимости.

26. Петрозаводск: транспорт IMG_9853.JPG

Ну и маршрутки были одной из основных "диссонирующих нот", вносящих разлад в в целом относительно европейский облик города.
Справедливости ради надо отметить, что в последние годы городские власти стали предпринимать шаги в правильном направлении, уже в 2013 году был осуществлён переход с "ГАЗелей" на ПАЗики, а в начале 2018 года была оптимизирована схема движения: были убраны дублирующие маршруты.

27. Петрозаводск: транспорт IMG_9764.JPG

К сожалению, это делалось не только и не столько в интересах троллейбусах, сколько в интересах "Питеравто", основного автобусного оператора в Петрозаводске, но на троллейбус подобные меры тоже должны оказать благотворное воздействие.
Ещё один недостаток петрозаводской троллейбусной системы, тоже совершенно обычный для нашей страны - это старый подвижной состав.

28. Петрозаводск: транспорт IMG_9123.JPG

Из 81 машин менее четверти были произведены в XXI веке - и это при том, что срок службы советского троллейбуса, как правило, не превышает 15 лет.

29. Петрозаводск: транспорт P1830918.JPG

Почти все машины - ЗиУ-682 и их модификации;

30. Петрозаводск: транспорт P1830872.JPG

Ещё есть некоторое количество реконструированных до троллейбусов автобусов ЛиАЗ,а также троллейбусов волгоградского производства (ВЗТМ).

31. Петрозаводск: транспорт IMG_9801.JPG

Ну и самих троллейбусов маловато для интенсивного движения: в том же Мурманске при значительно меньшей длине линий на маршруты каждый день в среднем выходит на треть больше машин.
Но, несмотря на старые троллейбусы и не очень многочисленный подвижной состав, по основным маршрутам движение в Петрозаводске осуществляется регулярно; на других, впрочем, интервалы тоже соблюдаются. Троллейбус долго развивался и в постсоветское время - отчасти стараниями местных властей, отчасти по инерции, как мне кажется - но несколько лет назад это развитие остановилось. Генеральный план города предуматривает масштабную экспансию сети (более десятка километров линий) - впрочем, такое есть практически в каждом электротранспортном городе России, и это ни о чём особенно не говорит.
Так или иначе, хотелось бы верить, что инвестиции в троллейбусную систему возобновятся - впрочем, учитывая теперешнюю российскую конъюнктуру (а у нас же все берут пример с Москвы), это представляется не самым вероятным вариантом развития событий.
Наверное, надо ещё немного рассказать про городскую автобусную сеть.
Она тут устроена вполне стандартно: протяжённые маршруты через весь город, дающие пассажирам возможность перемещаться по всему Петрозаводску с минимумом пересадок, но создающие повышенную нагрузку на улично-дорожную сеть, особенно в центре города, и не слишком рационально использующие городские транспортные коридоры.

32. Петрозаводск: транспорт IMG_9168.JPG

Но всё-таки конкуренция со стороны троллейбуса сильна, особенно после недавней оптимизации: основная географическая сфера деятельности автобуса в Петрозаводске - это периферия, особенно запад (Древлянка и Университетский Городок), юго-запад (Кукковка), юг (Южная промзона), север (Соломенное).
После недавнего сокращения в Петрозаводске остался 21 автобусный маршрут, обслуживаемый аж 9 операторами.
Основа подвижного состава - автобусы средней вместимости - ПАЗики разных поколений.

33. Петрозаводск: транспорт IMG_9823.JPG

Не худший вариант, но явно морально устаревший.
Кроме того, довольно широко представлены новые и поддержанные импортные модели (в основном скандинавские), а также отечественные ЛиАЗы.
Уже в следующей главе - о районах и райончиках Петрозаводска.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Кто знает, что это за гриб? ...
Увы, но уместней было бы упрекать не Россию, а именно только благодаря России и СССР уцелевшие и выжившие народы за то, что не спешат благодарно помочь русским, вновь осаждённым врагами. Так что уже и во мне, 70-летнем недобитом коммуняке, после украинского Майдауна всё крепнет ...
В этом году масленичные гуляния в Коломенском были явно бедноваты.Организаторов хватило лишь на то,что бы выстелить небольшую площадку перед сценой толстым слоем соломы,и пригласить самодеятельность,по бокам площадки поставили едальни со столиками,правда в них предлагали в основном шашлык, ...
Знаете ли вы, о ком  верующие сказали: «Пророк одобрил его для нашей религии, так неужели мы не одобрим его для наших мирских дел?» Ансары — жители Медины — считали, что халиф должен быть избран из их числа, поскольку они ...
Ощущение, что ЖЖ глючит, и уже не первый месяц. Мне не приходит часть уведомлений о комментариях и о том, что мне написали личное сообщение, например. То есть, один раз придет, а другой - нет. Вот сегодня - про комментарий одного гостя есть уведомление, а другого - нет. Будьте ...