Петрозаводск: транспорт
me-frai — 25.04.2018С транспортом в карельской столице всё нормально. Не Европа и даже не Мурманск, но по российским меркам явно выше среднего.
Я имею в виду городской транспорт - по междугороднему в Петрозаводске нет ничего особенно выдающегося. Может быть, только катер от Водного вокзала до Великой Губы, регулярно курсирующий поперёк Онежского озера в летнее время; он проходит мимо знаменитых Кижей.
В летнее время его дополняют "кометы", остатки советского инновационного флота.
3.
Но они курсируют только до Кижей, и цена билета если не исключает, то сильно затрудняет их использование местными жителями в качестве общественного транспорта.
4.
А ведь ещё не так давно существовали пассажирские водные рейсы за Онежское озеро (Шала), и даже одна внутригородская линия.
Внушительный Водный вокзал (понятно, почему не более привычный нам "озёрный", но странно что не "озёрный"), как и почти везде, используется прежде всего под развлекательную инфраструктуру и офисы туристических компаний, а не как пассажирский терминал.
5.
Ещё, конечно, Петрозаводск, расположенный на одном из самых популярных водных маршрутов, никогда не бывает обойдён круизными лайнерами:
6.
Федеральная трасса проходит город транзитом по объездным, но для "Колы", построенной в последние десятилетия, это не то чтобы очень удивительно: к этому времени все дороги такого масштаба уже прокладывали мимо сколько-нибудь значительных населённых пунктов.
7.
В нескольких километрах северо-западнее города находится аэропорт "Бесовец", несколько лет назад для благозвучности переименованный в "Петрозаводск"; как ни странно он действующий, но улететь из него можно только в Москву или в Кижи и Сенную Губу на Онежском озере. Петрозаводск - один из самых небольших городов в Европейской России с действующим аэропортом; городской аэропорт - один из самых незагруженных аэропортов со статусом международного (всего 30 тыс. чел. в год).
Железная дорога - могучая двухпутная электрифицированная линия на Мурманск, одна из магистральных на всём необъятном пространстве РЖД.
8.
Через петрозаводский вокзал ежедневно проходит до 17 пар поездов дальнего следования, из которых для 8 пар карельская столица - конечная станция, в том числе для 4 пар "Ласточек" (2 из Петербурга и 2, что удивительно, из Великого Новгорода).
9.
Остальные 9 дальних поездов следуют до Мурманска.
10.
Сама станция Петрозаводск, миниатюрная, но изящная (5 путей, на склоне холма), снабжена прекрасным неоклассицистическим зданием вокзала со шпилем, постройки 1955 года.
11.
А вот с электричками в карельской столице уже традиционно так себе; две ежедневные пары поездов на юг, в Ленинградскую область уже кажутся изобилием.
На север, в сторону Медвежьей Горы - только одна электричка ежедневно, плюс одна дополнительно в летний сезон, а на запад, в Суоярви пригородных уже несколько лет как совсем не осталось.
По западному направлению, однопутному и на тепловозной тяге, всё, что есть сейчас - это 1-2 поезда в неделю; в основном они идут до Суоярви, но несколько раз в месяц - и до Костомукши. А ведь не так давно через Суоярви и Сортавалу ходил "резервный" поезд до Петербурга - но его постигли судьба "запасного" поезда Москва - Петербург, который курсировал через Кимры - Сонково.
Железная дорога проходит через Петрозаводск на протяжении почти 20 километров, но на всём этом пути только 5 станций, из которых одна к тому же непассажирская, а ещё 2 - не в самом городе, а в пригородах.
В общем, как это чаще всего у нас и бывает, потенциал железной дороги во внутригородском сообщении раскрыт далеко не полностью.
Непассажирская станция - "Петрозаводск-Сортировочный" - расположена рядом с густонаселённым спальным районом (Первомайский и Октябрьский), и явно была бы востребованной; самый южный жилой район (Ключевая) вообще не имеет своей железнодорожной станции или платформы, хотя железная дорога проходит прямо через район.
Стоит ли говорить, что в таких условиях значение междугороднего автобусного транспорта, как и почти во всей стране, возрастает - несмотря на то, что в Карелии при её расстояниях и не вполне, так сказать, сформировавшейся дорожной сети потенциал железной дороги особенно высок.
12.
Автовокзал, к слову, расположен в Петрозаводске не совсем обычно: не вплотную к железнодорожному вокзалу, а чуть в стороне, и на другой стороне железной дороги.
Тут как раз можно плавно перейти к внутригородскому транспорту.
Как я уже пару раз упомянул в предыдущем посте, основа городской транспортной системы - это троллейбус.
13.
Петрозаводская троллейбусная система не так хорошо функционирует, как мурманская, гораздо меньше московской или даже санкт-петербургской, но в десятку лучших троллейбусных систем в России однозначно входит.
На 280 тысяч петрозаводчан приходится 39 километров троллейбусных линий; это может показаться не очень большим показателем, но это примерно соответствует размеру троллейбусной сети Тулы или Красноярска, городов гораздо более крупных, чем Петрозаводск.
14.
Троллейбусы в городе появились рано - в 1961 году, когда в городе было меньше 150 тысяч человек населения; мурманская троллейбусная система была запущена в том же году, но, несмотря на свою впечатляющую конфигурацию (длинная-длинная линия вдоль Кольского залива) и бóльший размер самого города, троллейбусные линии в арктической столице на треть короче, чем в столице карельской.
15.
Конечно, центр региона (а одно время - и центр целой союзной республики) не мог обойтись без городского общественного транспорта. Автобусы по Петрозаводску на постоянной основе курсировали с с 1927 года (первая попытка организовать автобусное сообщение в городе относится ещё к дореволюционному 1915 году), но в то время автобусы были технически гораздо менее совершенны, чем сейчас, и преимущества троллейбусов были куда более очевидны, чем сейчас, со всеми этими электробусами и прочими гибридными транспортными средствами.
Ну и, кроме того, в Союзе троллейбус был признаком уровня, статуса города - он казался экологичнее, тише и современнее автобуса, и в то же время мобильнее, быстрее, тише, современнее трамвая.
16.
Троллейбус в Петрозаводске развивался не очень быстро, но непрерывно: не так уж много в нашей стране примеров, чтобы в городе троллейбусные линии строились не только в 1960-е - 1980-е, но и в 1990-е, и в 2000-е.
17.
И только в 2010-е, в не самые благополучные для троллейбуса годы в России и в Петрозаводске наступила стагнация: запланированная линия между двумя крупнейшими спальными районами, из Древлянки в Кукковку, так и не была достроена, общее количество маршрутов стало сокращаться, а некоторые линии (в основном в Октябрьском, на севере города) остались без регулярного троллейбусного сообщения.
Но, так или иначе, троллейбусные линии и сейчас охватывают все наиболее населённые и концентрирующие больше всего рабочих мест районы Петрозаводска.
18.
А какие тут остановки - Москве бы такие (если заменить рекламную надпись на павильоне на название остановки):
19.
Троллейбус, обслуживая основные петрозаводские транспортные коридоры, остаётся основным средством перевозки пассажиров в городе.
20.
Почти все закрытые во время недавней "оптимизации движения" пришлись на спальные районы, и троллейбусная сеть в центре стала ещё более плотной относительно городской периферии.
21.
Основа всей сети - замкнутый четырёхугольник в центральной части города (проспект Александра Невского - улица Правды/улица Куйбышева - проспект Ленина - улица Красноармейская/Комсомольский проспект).
Собственно, сейчас это единственный замкнутый контур ("цикл") в составе сети.
Что хорошо в плане организации движения - что все сегменты цикла примерно одинаково загружены, пассажиропоток таким образом распределяется и перераспределяется по центральной части города.
Но линия по главной улице, по проспекту Ленина - пожалуй, всё-таки самая востребованная:
От центрального контура в три стороны - кроме занятого Петрозаводской губой северо-востока - отходят радиальные троллейбусные линии, общим числом 5.
22.
23.
Пожалуй, главные изъяны сети - это не самая прямая линия из Древлянки на западе города в центр и отсутствие прямого сообщения в восточную часть Новой Кукковки.
Не столь существенно, как мне кажется, отсутствие троллейбусной связи с северной (Соломенное) и северо-западной (Сулажгора) периферией города.
Интересно, что когда в 2017 году после пятилетнего ремонта открыли Гоголевский путепровод, как раз соединяющий кратчайшим путём Древлянку и петрозаводский центр, там повесили троллейбусные провода, но, как заявили городские власти, это "на перспективу" и в ближайшем будущем регулярного троллейбусного сообщения здесь не планируется.
Кроме того, по какой-то причине нет маршрутного движения по второй линии на Кукковку, открытой в 2004 году, соединяющей этот спальный район с большой частью центра и с южными районами города по кратчайшему пути.
К сожалению, троллейбус в Петрозаводске по объёму перевозок уже какое-то время не главный городской транспорт: в сутки им пользуются около 60 тыс. чел.; автобусы явно опережают городской троллейбус по этому показателю.
24.
Но всё относительно: в России немало и гораздо более крупных городов с более протяжёнными и разветвлёнными сетями, где троллейбус ещё менее востребован (Тольятти, Пермь, Белгород), а Петрозаводск по объёму троллейбусных пассажирских перевозок находится на 33-м месте в стране (по длине линий - на 37-м месте).
25.
Как и почти всегда у нас, налицо недостаток (точнее, отсутствие) грамотной транспортной политики: самый технически совершенный и самый сложно с точки зрения инфраструктуры устроенный вид транспорта, как троллейбус, оказывается в равных условиях с таким гораздо менее цивилизованным и имеющим больше негативных внешних издержек для города транспортом, как маршрутки/автобусы средней вместимости.
26.
Ну и маршрутки были одной из основных "диссонирующих нот", вносящих разлад в в целом относительно европейский облик города.
Справедливости ради надо отметить, что в последние годы городские власти стали предпринимать шаги в правильном направлении, уже в 2013 году был осуществлён переход с "ГАЗелей" на ПАЗики, а в начале 2018 года была оптимизирована схема движения: были убраны дублирующие маршруты.
27.
К сожалению, это делалось не только и не столько в интересах троллейбусах, сколько в интересах "Питеравто", основного автобусного оператора в Петрозаводске, но на троллейбус подобные меры тоже должны оказать благотворное воздействие.
Ещё один недостаток петрозаводской троллейбусной системы, тоже совершенно обычный для нашей страны - это старый подвижной состав.
28.
Из 81 машин менее четверти были произведены в XXI веке - и это при том, что срок службы советского троллейбуса, как правило, не превышает 15 лет.
29.
Почти все машины - ЗиУ-682 и их модификации;
30.
Ещё есть некоторое количество реконструированных до троллейбусов автобусов ЛиАЗ,а также троллейбусов волгоградского производства (ВЗТМ).
31.
Ну и самих троллейбусов маловато для интенсивного движения: в том же Мурманске при значительно меньшей длине линий на маршруты каждый день в среднем выходит на треть больше машин.
Но, несмотря на старые троллейбусы и не очень многочисленный подвижной состав, по основным маршрутам движение в Петрозаводске осуществляется регулярно; на других, впрочем, интервалы тоже соблюдаются. Троллейбус долго развивался и в постсоветское время - отчасти стараниями местных властей, отчасти по инерции, как мне кажется - но несколько лет назад это развитие остановилось. Генеральный план города предуматривает масштабную экспансию сети (более десятка километров линий) - впрочем, такое есть практически в каждом электротранспортном городе России, и это ни о чём особенно не говорит.
Так или иначе, хотелось бы верить, что инвестиции в троллейбусную систему возобновятся - впрочем, учитывая теперешнюю российскую конъюнктуру (а у нас же все берут пример с Москвы), это представляется не самым вероятным вариантом развития событий.
Наверное, надо ещё немного рассказать про городскую автобусную сеть.
Она тут устроена вполне стандартно: протяжённые маршруты через весь город, дающие пассажирам возможность перемещаться по всему Петрозаводску с минимумом пересадок, но создающие повышенную нагрузку на улично-дорожную сеть, особенно в центре города, и не слишком рационально использующие городские транспортные коридоры.
32.
Но всё-таки конкуренция со стороны троллейбуса сильна, особенно после недавней оптимизации: основная географическая сфера деятельности автобуса в Петрозаводске - это периферия, особенно запад (Древлянка и Университетский Городок), юго-запад (Кукковка), юг (Южная промзона), север (Соломенное).
После недавнего сокращения в Петрозаводске остался 21 автобусный маршрут, обслуживаемый аж 9 операторами.
Основа подвижного состава - автобусы средней вместимости - ПАЗики разных поколений.
33.
Не худший вариант, но явно морально устаревший.
Кроме того, довольно широко представлены новые и поддержанные импортные модели (в основном скандинавские), а также отечественные ЛиАЗы.
Уже в следующей главе - о районах и райончиках Петрозаводска.
|
</> |