Киев. Городецкий. Музей.


Сегодня мы с вами посетим музей, который, как вы понимаете, имеет прямое отношение к герою моих последних повествований - Владиславу Владиславовичу Городецкому.
Я люблю музеи, люблю их тишину, безлюдность, ощущение узнавания чего-то нового, люблю радость встречи с давним и знакомым. Обожаю их запахи. Замечали ли Вы, что в каждом музее - свой запах? Мне милы все смотрительницы, даже если они (и даже очень часто) смотрят на тебя с подозрением. И никогда, ни один из осмотренных мной музеев, не разочаровал меня. Но Киевский Национальный Художественный музей находится по моей собственной шкале на одном из самых первых мест, хотя это и не связано с тем, что в его проектировании и строительстве принимал участие Городецкий. Если вы посетите со мной музей, то убедитесь в этом. Но сейчас мы познакомимся только с его внешним обликом.
Как это было принято в те, не очень далекие, но дореволюционные времена, был назначен конкурс на лучший проект здания . Победителем конкурса стал московский архитектор П.С.Бойцов (1849-1918). Как это ни покажется странным, но даты рождения и смерти, известного в свое время архитектора, приведены в Википедии приблизительно. Какая интересная и почти не известная судьба. Иметь такой список построенных по собственному проекту зданий и остаться абсолютно безвестным! Похоже, что эта самая "известность" и слава, московского архитектора абсолютно не интересовали. Предполагается, что он был самоучкой, поэтому его, как не имеющего лицензии, не допускали к строительству.
Уважаемые москвичи! Узнаете это здание? А не кажется ли вам, что оно очень напоминает Киевский музей?

Интереснейший факт! Оказывается за проект Московского Музея изящных искусств (который на фотографии) П.С.Бойцов получил золотую медаль, но не участвовал в дальнейшей доработке проекта и в строительстве. И хотя его проект был взят за основу, нам известно только имя дипломированного архитектора Р.И.Клейна.
Точно так же получилось и с проектом Киевского музея. Несмотря на победу в конкурсе, дальнейшая доработка и
строительство музейного здания были поручены члену Киевского товарищества старины и искусств Владиславу Владиславовичу Городецкому. А П.С.Бойцов, получив гонорар в сумме 800 рб, уехал
"Вплоть до конца 1918 года жил в собственном доме на Спиридоновке. Дальнейшая судьба зодчего неизвестна"(Из Википедии). Эх, жила бы я в Москве - обязательно бы разыскала все сохранившиеся здания этого уникального архитектора-самородка. Пусть бы хоть народ о нём узнал побольше...
Но вернемся в Киев. Проектный рисунок Киевского музея П.С.Бойцова с резолюцией "К исполнению" всё-таки остался в архивах. (Фото из книги Д.Малакова "Виклик будівничого").

Необходимо отметить, что Владислав Городецкий ничуть не умалял авторство своего предшественника, о чем и свидетельствует его автограф на чертежах: "Проектировал архитектор Городецкий по эскизу архитектора Бойцова. Февраль.1898 год".
В 1900 году строительные работы были почти закончены. Подрядчиком был всё тот же, знакомый нам по предыдущим зданиям Городецкого - Л.Гинзбург. Строительный материал - всё та же продукция завода "Фор". Городецкий и в дальнейшем не изменял своей команде. Скульптурным оформлением музея занималась также всё та же "Художественно-скульптурная и декоративно-строительная мастерская Элиа Осиповича Саля".
Художественно-промышленный и научный музей императора Николая Александровича торжественно и официально распахнул свои двери перед восхищенной киевской публикой 23 декабря 1904 года.
Справочники пишут, - заслуга Городецкого в том, что при незначительных изменениях и дополнениях проекта Бойцова он "впервые применил своё удивительное умение органично объединить строение с местом его расположения".
(Фото и цитата из книги Д.Малакова "Виклик будівничого")

Давайте теперь и мы, наконец-то,оставив позади себя шум Майдана и Европейской площади, медленно поднимемся по широким и немного обветшалым ступеням (скрута!) к ,возвышающемуся перед нами, Храму Искусства, где нас встречают Аполлон со своими вечными спутницами - Живописью и Скульптурой. (Смотрим на самый верх здания).
Но и обращаем внимание на памятник, стоящий справа.

Перед входом в музей, в тени деревьев, установлен памятник первому директору музея М.Беляшевскому ( 1867-1926 г.г.) - известному историку, археологу, этнографу и искусствоведу.

Писать подобные посты для меня - одно удовольствие . Всегда обнаружишь что-то совершено новое для себя. Разыскивая сведения о М Беляшевском, я узнала, что он был близким другом барона Федора Штейнгеля, о котором давно собираю материалы, чтобы рассказать вам об этом удивительном, человеке, имя которого давным-давно позабыто. Барон Федор Штейнгель был не только благотворителем, но он также организовал первый на Волыни (где я живу) краеведческо-исторический музей. (От которого в настоящее время ничего не осталось. Сейчас на этом месте Городоцкий женский монастырь). Жена барона была похоронена в Киеве, в фамильном склепе Аскольдова могила. Надгробный памятник выполнил всё тот же Владислав Городецкий. К сожалению (в очередной раз), памятник увидеть невозможно, так как его взорвали в 1936 году.
Вот так протянулась ниточка Городецкий-Беляшевский-Штейнгель и опять Городецкий.
В книге О.Прищепа "Міста Волині" обнаружила редкую фотографию. Барон Федор Штейнгель привез учеников и учителей училища, которое он организовал в своем имении в Городке, в Музей, про который я вам сейчас рассказываю.
Узнаете льва? Оцените его размеры.

Прошу прощения за небольшую остановку. Поднимаемся выше. Предлагаю вновь, как было и при осмотре костела Св.Николая, маленький (
Здание построено "в стиле античного греческого храма дорического ордена". Обратите внимание - у колонн внизу нет основания. Как я понимаю - это и означает - греческий дорический орден. А если бы основание было, то это был бы римский дорический орден. (Посмотрите выше на фотографию московского Музея изобразительных искусств). Если я не права, то пусть искусствоведы меня поправят.
Портик с шестью мощными колоннами образуют Главный фасад.

Фасад по всей длине опоясывает классический орнамент, который называется "меандр". Видите изображения свастики в центре меандра? Разве не удивительно. что пережив столько смен власти, которые негативно относились к этому изображению, меандр уцелел. Нашлись все-таки здравомыслящие люди, которые здраво относились к орнаменталистике и прекрасно понимали происхождение этого символа.

Верхняя часть портика, которая лежит на колоннах, называется антаблемент. Его средняя часть - это фриз - горизонтальная лента, которая поделена триглифами на 14 метоп. Думаю, что глядя на эту фотографию, вам ясно, что такое метопы - изображения между триглифами. У нас - это барельефы с античным сюжетом, который изображен на метопах Парфенона. Сюжет очень интересный - битва мифических существ лапифов с кентаврами.

Поднимаем свой взор всё выше и выше, и видим центральный треугольный фронтон, изображающий торжество искусства. Первоначально Богиня, олицетворяющая искусство, восседала на колеснице, вокруг которой многочисленные ангелы с музыкальными инструментами воздавали ей должную славу. По каким-то причинам та скульптурная группа была заменена на другую . Изготовлена она была всё в той же мастерской итальянца Элио Саля. Сюжет, очевидно, тот же. Но из-за дальности объекта и из-за отсутствия в моём фотоаппарате зума, не могу рассказать вам, кто там изображён. Можете сами пофантазировать.

Переходим к тому, что больше всего восхищало и восхищает киевлян и всех экскурсантов. Читаем старинный путеводитель по Киеву."На боковых выступах лестницы установлены фигуры двух грандиозных львов в позе грозного пробуждения. Они будто бы оберегают вход в эту сокровищницу старины и искусства".
По задумке Бойцова-Городецкого, львы должны были быть абсолютно одинаковыми. Но в 1918 году, во время артобстрела один из львов был поврежден. но реставрация, на мой взгляд, была очень удачной. Мне например, даже показалось, что львиная грива шевелится от ветра. Между прочим, это второе скульптурное изображение львов в Киеве. А первое находится внутри музея. Покажу в следующий раз...
Ах, эти львы! Сколько я их перевидала на своем веку. Даже пост о них писала. Но для меня эти киевские львы - самые-самые настоящие. Возможно, они подкупили меня своими царствеными размерами? Длина каждого из них более пяти метров, а высота - около трех метров. Выполнены всё из того же любимого строительного материала Городецкого - из искусственного камня, т.е. из бетона.

Вот мы уже непосредственно у входа в Музей, охраняемый, кроме львов, еще и каменной бабой, которая показалась мне какой-то грустной.

Хотела показать вам в заключение несколько музейных экспонатов, тем более, что были желающие. Но решила, что парочки экспонатов будет недостаточно. Поверьте, этот музей достоин отдельного рассказа.
Делаю небольшой перерыв, а затем - в Музей!
|
</> |