Киев. Городецкий. Музей.

топ 100 блогов zalgalina11.01.2014
Киев. Городецкий. Музей. anons

Сегодня мы с вами посетим музей, который, как вы понимаете, имеет прямое отношение к герою моих последних повествований - Владиславу Владиславовичу Городецкому.
Я люблю музеи, люблю их тишину, безлюдность, ощущение узнавания чего-то нового, люблю  радость встречи с давним и знакомым. Обожаю их запахи. Замечали ли Вы, что в каждом музее - свой запах? Мне милы  все смотрительницы, даже если они (и даже очень часто) смотрят на тебя с подозрением. И никогда, ни один из осмотренных мной музеев, не разочаровал меня. Но Киевский Национальный Художественный музей находится по моей собственной шкале на одном из самых первых мест, хотя это и  не связано с тем, что в его проектировании и строительстве принимал участие  Городецкий. Если вы посетите со мной музей, то убедитесь в этом. Но сейчас мы познакомимся только с его внешним обликом.
Первое официальное название звучало так: " Художественно-промышленный и научный музей императора Николая Александровича."
Как это было принято в те, не очень далекие, но дореволюционные времена, был назначен конкурс на лучший проект здания . Победителем конкурса стал московский архитектор П.С.Бойцов (1849-1918). Как это ни покажется странным, но даты рождения и смерти, известного в свое время архитектора, приведены в Википедии приблизительно. Какая интересная и почти не известная судьба. Иметь такой список построенных по собственному проекту зданий и остаться абсолютно безвестным! Похоже, что эта самая "известность" и слава, московского архитектора абсолютно не интересовали. Предполагается, что он был самоучкой, поэтому его, как не имеющего лицензии, не допускали к строительству.
Уважаемые москвичи! Узнаете это здание? А не кажется ли вам, что оно очень напоминает Киевский музей?


Киев. Городецкий. Музей. mII

Интереснейший факт! Оказывается за проект Московского Музея изящных искусств (который на фотографии) П.С.Бойцов получил золотую медаль, но не участвовал в дальнейшей доработке проекта и в строительстве. И хотя его проект был взят за основу, нам известно только имя дипломированного архитектора Р.И.Клейна.
Точно так же получилось и с проектом Киевского музея. Несмотря на победу в конкурсе, дальнейшая доработка и

строительство музейного здания были поручены члену Киевского товарищества старины и искусств Владиславу Владиславовичу Городецкому. А П.С.Бойцов, получив гонорар в сумме 800 рб, уехал в неизвестном направлении.
"Вплоть до конца 1918 года жил в собственном доме на Спиридоновке. Дальнейшая судьба зодчего неизвестна"(Из Википедии). Эх, жила бы я в Москве - обязательно бы разыскала все сохранившиеся здания этого уникального архитектора-самородка. Пусть бы хоть народ о нём узнал побольше...

Но вернемся в Киев. Проектный рисунок Киевского музея П.С.Бойцова с резолюцией "К исполнению" всё-таки остался в архивах. (Фото из книги Д.Малакова "Виклик будівничого").


Киев. Городецкий. Музей. proekt

Необходимо отметить, что Владислав Городецкий ничуть не умалял авторство своего предшественника, о чем и свидетельствует его автограф на чертежах: "Проектировал архитектор Городецкий по эскизу архитектора Бойцова. Февраль.1898 год".
В 1900 году строительные работы были почти закончены. Подрядчиком был всё тот же, знакомый нам по предыдущим зданиям Городецкого - Л.Гинзбург. Строительный материал - всё та же продукция завода "Фор". Городецкий и в  дальнейшем не изменял своей команде. Скульптурным оформлением музея занималась также всё та же "Художественно-скульптурная и декоративно-строительная мастерская Элиа Осиповича Саля".
Художественно-промышленный и научный музей императора Николая Александровича торжественно и официально распахнул свои двери перед восхищенной киевской публикой 23 декабря 1904 года.
Справочники пишут, - заслуга Городецкого в том, что при незначительных изменениях и дополнениях проекта Бойцова он "впервые применил своё удивительное умение органично объединить строение с местом его расположения".

(Фото и цитата из книги Д.Малакова "Виклик будівничого")

Киев. Городецкий. Музей. gotov

Давайте теперь и мы, наконец-то,оставив позади себя шум Майдана и Европейской площади, медленно поднимемся по широким и немного обветшалым ступеням (скрута!) к ,возвышающемуся перед нами, Храму Искусства, где нас встречают Аполлон со своими  вечными спутницами - Живописью и Скульптурой. (Смотрим на самый верх здания).
Но и обращаем внимание на памятник, стоящий справа.


Киев. Городецкий. Музей. lestnica

Перед входом в музей, в тени деревьев, установлен памятник первому директору музея М.Беляшевскому ( 1867-1926 г.г.) - известному историку, археологу, этнографу и искусствоведу.

Киев. Городецкий. Музей. dir2

Писать подобные посты для меня - одно удовольствие . Всегда обнаружишь что-то совершено новое для себя. Разыскивая сведения о М Беляшевском, я узнала, что он был близким другом барона Федора Штейнгеля, о котором давно собираю материалы, чтобы рассказать вам об этом удивительном, человеке, имя которого давным-давно позабыто. Барон Федор Штейнгель был не только благотворителем, но он также организовал первый на Волыни (где я живу) краеведческо-исторический музей. (От которого в настоящее время ничего не осталось. Сейчас на этом месте Городоцкий женский монастырь). Жена барона была похоронена в Киеве, в фамильном склепе Аскольдова могила. Надгробный памятник выполнил всё тот же Владислав Городецкий. К сожалению (в очередной раз), памятник увидеть невозможно, так как его взорвали в 1936 году.
Вот так протянулась ниточка Городецкий-Беляшевский-Штейнгель и опять Городецкий.
В книге О.Прищепа "Міста Волині" обнаружила редкую фотографию. Барон Федор Штейнгель привез учеников и учителей училища, которое он организовал в своем имении  в Городке, в Музей, про который я вам сейчас рассказываю.
Узнаете льва? Оцените его размеры.


Киев. Городецкий. Музей. Gorodok

Прошу прощения за небольшую остановку. Поднимаемся выше. Предлагаю вновь, как было и при осмотре костела Св.Николая, маленький ( дилетантский, но общедоступный) архитектурный ликбез.
Здание построено "в стиле античного греческого храма дорического ордена". Обратите внимание  - у колонн внизу нет основания. Как я понимаю - это и означает - греческий дорический орден. А если бы основание было, то это был бы римский дорический орден. (Посмотрите выше на фотографию московского Музея изобразительных искусств). Если я не права, то пусть искусствоведы меня поправят.
Портик с шестью мощными колоннами образуют Главный фасад.


Киев. Городецкий. Музей. muz

Фасад по всей длине опоясывает классический орнамент, который называется "меандр".  Видите изображения свастики в центре меандра? Разве не удивительно. что пережив столько смен власти, которые негативно относились к этому изображению, меандр уцелел. Нашлись все-таки здравомыслящие люди, которые здраво относились к орнаменталистике и прекрасно понимали происхождение этого символа.

Киев. Городецкий. Музей. meandr1


Верхняя часть портика, которая лежит на колоннах, называется антаблемент. Его средняя часть - это фриз - горизонтальная лента, которая поделена триглифами на 14 метоп.  Думаю, что глядя на эту фотографию, вам ясно, что такое метопы - изображения между триглифами. У нас - это барельефы с античным сюжетом, который изображен на метопах Парфенона. Сюжет очень интересный  - битва мифических существ лапифов с кентаврами.

Киев. Городецкий. Музей. gigant

Поднимаем свой взор всё выше и выше, и видим центральный треугольный фронтон, изображающий торжество искусства. Первоначально Богиня, олицетворяющая искусство, восседала на колеснице, вокруг которой многочисленные ангелы с музыкальными инструментами воздавали ей должную славу. По каким-то причинам та скульптурная группа была заменена на другую . Изготовлена она была всё в той же мастерской итальянца Элио Саля. Сюжет, очевидно, тот же. Но из-за дальности объекта и из-за отсутствия в моём фотоаппарате зума, не могу рассказать вам, кто там изображён. Можете сами пофантазировать.

Киев. Городецкий. Музей. muz1

Переходим к тому, что больше всего восхищало и восхищает киевлян и всех экскурсантов. Читаем старинный путеводитель по Киеву."На боковых выступах лестницы установлены фигуры двух грандиозных львов в позе грозного пробуждения. Они будто бы оберегают вход в эту сокровищницу старины и искусства".
По задумке Бойцова-Городецкого, львы должны были быть абсолютно одинаковыми. Но в 1918 году, во время артобстрела  один из львов был поврежден. но реставрация, на мой взгляд, была очень удачной. Мне например, даже показалось, что львиная грива шевелится от ветра. Между прочим, это второе скульптурное изображение львов в Киеве. А первое находится внутри музея. Покажу в следующий раз...
Ах, эти  львы! Сколько я их перевидала на своем веку. Даже пост о них писала. Но для меня эти киевские львы - самые-самые настоящие. Возможно, они подкупили меня своими царствеными размерами? Длина каждого из них более пяти метров, а высота - около трех метров. Выполнены  всё из того же любимого строительного материала Городецкого - из искусственного камня, т.е. из бетона.


Киев. Городецкий. Музей. lev

Вот мы уже непосредственно у входа в Музей, охраняемый, кроме львов, еще и  каменной бабой, которая показалась мне какой-то грустной.

Киев. Городецкий. Музей. baba

Хотела показать вам в заключение несколько музейных экспонатов, тем более, что были желающие. Но решила, что парочки экспонатов будет недостаточно. Поверьте, этот музей достоин отдельного рассказа.
Делаю небольшой перерыв, а затем - в Музей!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Обычно люди представляют себе русский терем как красивую добротную избу. Не все знают, что этим словом назывался не весь дом, а всего лишь его часть. И предназначалась она для ...
Не дословно, а по существу : Северная Корея нарывается. Если Китай поможет, зд о рово. Если нет, мы сами решим эту проблему , ну и посмотрим, а раз уж зашла речь о КНДР, вот крайне пикантное  заявление м-ра Спайсера " Единственные страны , которые не поддерживают позицию ...
Заканчивая школу, я не знала, куда именно хочу поступать. Рассылала письма в ВУЗы , где профилирующим предметом на экзаменах были мои любимые химия и математика. Единственное, что я точно знала, что это будет не медицинский , потому что лечить людей - это очень ответственно. В результате ...
Хорунжий "Тризуба" им. С. Бандеры"Василий Абрамив (ранее, видимо, был Абрамов) НЕ вспокоИться, пока не подорвет все-все советские памятники. В послужном списке: подрыв памятника Сталину в Запорожье, нападение на офис ПР, теперь ГРОМ ТВ  приписывает ему разрушения памятника Ленину в ...
Нужны ли для использования дома, в машине и в поле?: 1. Защитная пленка экрана 2. Наружный динамик, наушники 3. Автомобильные: держалка и зарядное устройство для смартфона и планшета (использование WAZE & GPS) 4. Внешняя клавиатура для планшета 5. Пластиковый стержень, ...