Kickstarter: с миру по нитке

Число участников проекта, осуществивших хотя бы один взнос через этот сервис, перевалило за миллион человек, а общая сумма денег, пожертвованных участниками — за 100 млн 729 тысяч долларов США.
Если кто вдруг не в курсе, Kickstarter — один из самых знаменитых проектов в жанре crowdfunding. Он был создан весной 2009 года в Нью-Йорке, чтобы помочь разным стартапам и арт-проектам привлекать финансирование от пользователей Интернета.
В основе сервиса лежит технология "условных пожертвований", придуманная создателями Кикстартера, и ими запатентованная. Суть её сводится к тому, чтобы деньги доставались только тем проектам, которые сумели привлечь от пользователей финансирование в полном объёме. Если кто-то, скажем, просил 20.000 долларов, а нашёл спонсоров только на четверть этой суммы, то те 5000, которые жертвователи готовы были ему перевести, так и останутся у них в кошельках (вернее, на банковских счетах). Так что любой пользователь, заявивший о готовности поддержать через Kickstarter тот или иной понравившийся ему проект, может быть уверен, что получатель не пропьёт его пожертвование с горя, потому что собранных денег оказалось недостаточно для его нужд. Правда, он не может быть уверен, что получатель не пропьёт те же деньги на радостях, что искомая сумма собрана. Но такие случаи, к счастью, единичны. Как правило, проекты, собравшие финансирование через Kickstarter, реализуются в полном объёме.
Технически "условные пожертвования" реализуются через платёжную систему Амазона (хранящую данные о пластиковых картах жертвователей, и умеющую снимать с них отсроченные платежи). Для вывода денег используется его же сервис Mechanical Turk. Амазон, в отличие от американского iTunes Store, принимает пластик из любой страны. Так что пожертвовать (вернее, пообещать) деньги через Kickstarter можно даже по сбербанковской карте. А вот с выводом денег из Механического турка за пределы США могут возникнуть сложности. Единственный способ вывода из амазоновской платёжной системы — перевод на банковский счёт. В Индию таким способом деньги забрать можно, но о случаях вывода в российские банки мне слышать не доводилось.
Русскими аналогами Kickstarter на сегодняшний день могут с некоторой натяжкой считаться Kroogi.com и Thankyou.ru. Но основной метод краудфандинга, практикуемый на этих ресурсах — микроплатежи известным музыкантам и коллективам за их альбомы, выложенные в открытый публичный доступ. Или сбор денег, необходимых тем же самым музыкантам, чтобы записать альбом, снять клип, или сыграть концерт в обозримом будущем. На нужды Васи Киздопупченко, решившего изваять 200-метровую статую Путина из молочных пакетов, или пенсионера Хрюкина, решившего улететь в космос на самодельной баллистической ракете, эти проекты собирать деньги не умеют. В частности, именно потому, что не используют механизмов отложенного платежа. А немедленно дать деньги незнакомому пенсионеру, под обещание позывных с орбиты, даже в доверчивой Америке готов не всякий. Что ж говорить о России, где, по мнению профильных служб МВД, мошенничество в Интернете не является преступлением, и не подлежит даже расследованию, не говоря уже о пресечении.
Меж тем, некоторые механизмы резервирования, аналогичные амазоновскому отложенному платежу, в России всё же есть. Например, платёж с протекцией в Яндекс.Деньгах. Так что когда и если в России найдутся желающие повторить успех Кикстартера, не технологии станут для них помехой.
Мне почему-то кажется, что crowdfunding — одно из самых перспективных направлений развития как Web 2.0, так и гражданского общества в России на 2012 год. Конечно, сотни миллионов долларов мы таким способом вряд ли соберём, но отдельные миллионы давно уже собираем. Фонд Помоги.Орг, например, привлёк с осени 2005 года больше 175.000.000 рублей от пользователей Интернета на различные медико-социальные нужды. И больными детьми российский опыт краудфандинга не ограничен. Помимо двух уже упомянутых сервисов, собирающих деньги для музыкантов, можно ещё вспомнить РосПил Навального, на нужды которого привлечено больше 7 миллионов рублей от 20.000 жертвователей через Яндекс.Кошелёк. Это уже и не музыка, и не больные дети, а общественная деятельность, борьба с коррупцией и бюджетным воровством. Впрочем, важен тут не жанр, а успешно доказанное предположение, что русскоязычные пользователи ничуть не хуже американских или европейских понимают смысл и пользу краудфандинга. Так что дальше дело за инструментами. Или за людьми, которые смогут и захотят эти инструменты построить. В том числе, и за создателями Kroogi/Thankyou, поскольку изначально в задумку обоих сервисов входил самый широкий спектр потенциальных претендентов на финансирование. И если дело пока застряло на музыке, то теперь, наверное, пришла уже пора двигаться и дальше.
|
</> |