кф Никиты Михалкова
ilich — 18.05.2010Все говорят разными словами одно и тоже, что кино Никита Михалков снял плохое.
Мне тоже так кажется, но я думаю, что недостатки новейшей фильмы не в том, в чем обычно ее уперкают. Или не совсем в том.
Михалков последние лет 15 не снимает развлекательное кино, а посредством развлекательного кино пытается решить задачи, которые далеко выходят за рамки искусства. Следовательно, обычные мерки к нему не подходят. Исключительно поэтому, из интереса к живой природе, я кино и посмотрел.
Еще Тарковский когда–то сказал Михалкову "Ты научился снимать, ну, так и снимай".
Но Никита совету не внял ибо он мучим идеей собственного мессианства.
В связи с фильмом "Двенадцать" Парамонов написал, что Михалков стремится "занять место — если не Льва Толстого, то Солженицына."
Очередным примером этого
стремления является "Предстояние". . Это философия и
декларация о намерениях, а не просто кино, и понимать его следует метафорически, а не в лоб.
Сама по себе война в фильме не главное и поэтому там могли быть и
хоругви с крестами, и налеты на лесоповал, и крестоносцы, и
робокопы.
Главное –– следующий эпизод.
В деревню забредает юная пионерка ( ее играет Михалкова
самая младшая) . Пытаясь скрыться от фашистов, она стучится в окна,
но трусливые крестьяне ее не пускают. Пионерка прячется
в сарае. За ней с нехорошими намерениям устремляется фриц и
пропадает. В поисках соратника туда заходит еще один фриц
и тоже пропадает. Обоих убивает местная женщина,
которая в сарае сидела еще раньше. Женщина и пионерка убегают
и прячутся во ржи, откуда наблюдают, как фашисты, не найдя убийц,
сжигают всех крестьян в деревне.
У пионерки случается истерика. Пионерка знает, что ей надо найти отца( его играет Михалков) и поэтому (sic.) она не пойдет себя выгораживать. Настоящая убийца указывает пионерке, что трусливые крестьяне ее к себе не пускали и значит, типа, такая их планида–– погибнуть в огне. И тоже не идет сдаваться.
Женщины остаются плакать во ржи.
Фильм несколько раз перебивается воспоминаниями о том, как пионерка, будучи еще девочкой, прижимается к отцовской щеке и повторяет –– как мне хорошо с тобой, папа. А папа отвечает –– и мне с тобой так хорошо. И они плывут по речке.
Пионерка –– Россия. Папа, понятное дело, сам Михалков. А трусливые крестьяне –– трусливые крестьяне. Туда им и дорога.
Всю эту хрень Михалков посвящает знаете кому? Своему отцу, Сергею Владимировичу, который России приходится, судя по всему, дедушкой.
Таким образом, жертвы и войны и репрессии в России носят искупительный характер, за народные грехи. Россия очистилась и теперь ей можно плыть на лодочке дальше, а Михалков ее будет любить, как родную дочь . А она его, как отца. Под гимны дедушки, надо полагать.
Кроме того,
что мессадж клинически аморален, фильм плох сам
по себе,, как фильм. Желание Михалкова предстать духовным
лидером нации провально еще и потому, что он не может найти для
этой задачи убедительной художественной формы. Причем не
первый раз не может. Его калибр – не эпические полотна с
идеологией и религиозными переживаниями, а лирическая
мелодрама . Это его потолок, об который он бьется уже который год.
Убийственное зрелище. Если он закончит–таки свои дни
в смирительной рубашке, я не удивлюсь.
На фото Михалков указывает России путь.