«Кентерберийские рассказы». Экранизации
pasha_popolam — 04.03.2024Время написания этого произведения относят к концу 14 века. Написал его аглицкий поэт Чосер, на чистой староаглицкой мове, по мнению историков, испытывая ацкое предчувствие так называемого возрождения. А на самом деле, я так думаю, просто чутко откликнувшись на конъюнктуру позднего средневековья, а возможно выполняя вполне конкретный заказ, ибо известно что на самом деле законы 13-14 веков, были куда более лояльны к подобным «шуткам» нежели законы 15-16 веков (возрождение), когда отправляли на костёр пачками, за куда более невинные писульки.
Но вообще я хотел сказать о фильмах на основе «Кентерберийских рассказов». На самом деле их не так и много, хотя чуть меньше чем на основе «Декамерона» например. Кстати говоря Чосер явно скопипастил некоторые сюжеты из произведения Бокаччо, но не только. Некоторые откровенно напоминают мотивы из «Тысячи и одной ночи», а другие кое-что из античных авторов. Собственно ввиду отсутствия закона об авторских правах, сам Бокаччо тоже баловался копипастингом, да и неизвестный арабский автор первоисточники не спешил указывать. Так что будем считать это вот всё общечеловеческим наследием, которое кстати в то время считалось уделом лавочников, а интеллигенцией стыдливо игнорилось. Страшно сказать, но кажется игнорилось до самых 70-х годов двадцатого века, потому как первая экранизация «Кентерберийских рассказов» относится как раз к 1972 году. И сделал это конечно же Пазолини.
Надо отдать чуваку должное, здесь всё куда более вульгарнее нежели в выпущенном годом ранее «Декамероне». Видимо так он себе англосаксов и представлял в исторической перспективе и правильно делал. А как ещё выразить в картине её именно аглицкую локацию? Там ведь сплошь одни итальянские морды, бегают, руками машут. Их же с англичанами не спутаешь, даже если фоном идут песенки на английском языке. Правильно, значит нужно добавить жести, шуток туалетных, немного мордобоя и побольше членов, ну тут уж как говорится для Пьер Паоло без вариантов.
В общем довольно красочное зрелище вышло, по-итальянски экспрессивное, хотя сюжетно безалаберное. Рамочный сюжет, призванный связать все миниатюры вместе, вроде как начат, а потом откровенно похерен и это не говорит о каком-то профессионализме. Многие эпизоды зашкаливают в плане натуралистичности половой ебли, а эпизод с гомосеками вообще отсебятина. Понятно конечно что хуйдожника прорвало, но настолько нагло подставить Чосера под «закон о пропаганде» надо было ещё суметь. Впрочем те кто в теме творчества Пазолини поймут, а те кто не в теме пусть будут осторожны.
Теперь что касается второй экранизации, на мой субъективный – пока наилучшей. Это мульт. Эх, давно я мульты не смотрел. «Кентерберийские рассказы» 1998-2000-го меня точно не разочаровал. Фильм создавался несколькими студиями, включая одну российскую, в бытность довольно крупную и популярную. Так вот именно авторства Московской студии Кристмас Филмс принадлежит анимация рамочного сюжета, проходящего через весь фильм, а он лучшее что там есть. Впрочем эта подробность нигде не указана и призы получили исключительно британские сегменты.
Тем не менее, фильм отличный, как представляется наиболее близкий замыслу первоисточника. Мне кажется никакие актёры не смогли бы передать характер типажей, так как сделали это аниматоры посредством своих персонажей. Фильм конечно далеко не детский, но и не ограничивается одними скабрезностями как у Пазолини. Так что можно его порекомендовать и для семейного просмотра, если конечно нет совсем мелких детей. А вот что касается третьего фильма, то я бы ещё подумал.
«Canterbury Tales» «Кентерберийские рассказы» 2003 – это сериал BBC. Он состоит из шести эпизодов, снятых шестью разными режиссёрами. И действие каждого из них перенесено в современность. Должен признаться что мне лично не все серии зашли. Некоторые оказались слишком пафосными относительно повесточки. Например последний эпизод за авторством Джаррольда внезапно содержит тему расизма, вынужденных переселенцев из Африки, цинизм религиозных деятелей и прочие прелести жизни на островах в 21 веке.
Но два-три эпизода, кроме этого, вполне себе вышли увлекательными. Например первый, за авторством Джона МакКея, повествующий о ловком аферисте, обобравшем обывателей пригорода, грамотно пользуясь их слабостями. И кроме этого ещё и отымев молодую жену хозяина клуба, у него же под носом. Кстати говоря во многих эпизодах присутствуют довольно откровенные сцены, хотя в общем и целом все в рамках приличий. Вообще я давно не смотрю сериалы, хотя знаю что есть неплохие от BBC, это не самый худший. Да, слышал я что был ещё снят полнометражный порнофильм по мотивам (кроме пазолиневского), но его конечно я никому не советую.