Казанская Амвросиева пустынь в Шамордино
dmitry_sasin — 16.04.2023 Разные монастыри воспринимаются по-разному. Есть отремонтированные, с иголочки, всё чистенько, покрашено, блестит, но в них как-то холодно. Есть популярные, считающиеся особо святвми местами, в них валом валят паломники и просто туристы. Там суетно, оттуда хочется побыстрее уйти. А есть тихие, спокойные, не сильно известные, там хочется просто походить не спеша, посидеть на лавочке, там хорошо.Казанская Амвросиевская женская пустынь в Старом Шамордино - монастырь относительно молодой, вроде и место намолить не успели, но там хорошо. Мы были в монастыре два раза: осенью 2008-го с автобусной экскурсией и летом 2016-го уже в индивидуальном порядке.
2. Монастырь стоит на возвышенности, со смотровой площадки открывается красивый вид на долину реки Серёны, притока Жиздры.
3.
История монастырской жизни в Шамордино не насчитывает и 80-ти лет. Община на этом месте была образована в 1884-м году, когда Софией Болотовой было подано прошение об организации общины, а настоятель Оптиной пустыни Исаакий и старец Амвросий обратились к Калужскому епископу с просьбой поодержать Софию и утвердить её настоятельницей новой общины. Первую церковь организовали в простом деревянном доме. В домиках попроще поселились сестры. Число насельниц расло быстро, их сюда направлял Амвросий. В строительство монастыря София вложила все свои средства, вырученные от продажи имения и имущества скончавшегося в том же 1884-м году мужа - козельского помещика Николая Астафьева.
София пробыла игуменьей всего четыре года, до своей кончины в 1888-м году. При ней количество насельниц достигло 250-ти, был разработан проект большого кирпичного храма, построен кирпичный заводик. Но средств на большую стройку не хватало. Но монастырю повезло его под опеку взял известный чаеторговец Сергей Васильевич Перлов.
В 1861 году Сергей Васильевич женился на А.Я. Прохоровой, происходившей из семьи мануфактурщиков. Она часто посещала Оптину пустынь и Шамординский монастырь, приезжая к старцу Амвросию Оптинскому и в 1885 году муж впервые последовал за ней. Он внёс пожертвование и в следующий раз вернулся в монастырь в 1889. После этого он взял Шамордино под свою опеку: построил в обители водонапорную башню, организовал мастерские, возвёл колокольню, усыпальницу и пр. Внимательно относился к нуждам монахинь и приютских детей, поставлял в монастырь и близлежащую Оптину пустынь чай, при этом не вмешиваясь во внутренние дела монастыря и ведя себя смиренно. Он прислал в монастырь много нужных вещей, помог расширить детский приют при нём, заменил обветшалые строения новыми и помог достроить то, что было начато на момент кончины старца Амвросия.
4.
5.
6. Главный храм монастыря - собор Казанской иконы Божией Матери.
Грандиозный 15-главый собор построен в русском стиле и выглядит как дворец из сказки. Кокошники, полуколонны, подзоры, узорчатые наличники – вот далеко не все детали, украшающие постройку. Проект разработан в мастерской С.В. Шервуда. Освящен собор в 1902 году. Кроме основного престола, было еще 4. Большая часть внутреннего убранства собора создавалась в мастерских обители. Иконы, вышитые бисером руками насельниц монастыря, производили особое впечатление на молящихся. Перед главным приделом в честь Казанской иконы Божией Матери стоял великолепный золотисто-белый иконостас в 4 яруса. За алтарем располагался иконостас витражный. Солнце, отражаясь и дробясь в цветных стеклах, создавало в соборе атмосферу праздничную и радостную.
7. Собор настолько большой, что с территории монастыря его целиком сфотографировать не получается.
8. На службу в соборе собиралось до 5000 человек.
9.
10.
11.
12. На переднем плане трапезная.
13. Церковь Амвросия Оптинского.
В прошлом веке на этом месте располагался дом-келья, в котором, приезжая в обитель, жил старец. В этом доме батюшка Амвросий скончался 10/23 октября 1891 года. После его смерти стараниями его духовного сына С.В. Перлова над домом был построен кирпичный футляр. После закрытия монастыря дом-келья был вывезен в деревню Шамордино, а в каменном футляре находился гараж. С возобновлением монашеской жизни здесь был устроен храм и освящен 15/28 июля 1996 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в честь преподобного Амвросия Оптинского. В этом храме ежедневно совершаются богослужения.
14. Перловы приезжали сюда на длительное время, здесь они построили дом.
15.
16. Перлов скончался в 1910-м году в Москве, но по завещанию похоронен здесь, в Шамордино. Вдова через несколько лет после смерти мужа приняла монашеский постриг с именем Амвросия.
17. Монастырское кладбище.
18. Водонапорная башня.
19. Больница и мастерские. Северная часть монастыря закрыта для посторонних.
20. В северной части обители стараниями и на средства Анны Яковлевны Перловой в конце XIX века выстроено двухэтажное кирпичное здание богадельни. При ней храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», освящение которого было совершено 25 октября/7 ноября 1902 года Калужским архиепископом Вениамином. В богадельне призревалось до шестидесяти неизлечимо больных женщин-калек.
Отложилась в памяти история, как одна насельница, сама уже старая, ухаживала в богадельне за ещё более старым бывшим монахом Оптиной пустыни. Когда тот скончался в возрасте около 100 лет (точно не помню), она посчитала цель своей жизни выполненной, других задач себе не ставила и через месяц сама умерла.
21. Церковь Троицы Живоначальной – одна из главных святынь Казанской Свято-Амвросиевской пустыни. Именно здесь, в Троицкой церкви проходили самые первые службы, а в 1891 году отпевали основателя монастыря Оптинского страца Амвросия. Это была одноглавая деревянная церковь с колокольней. Она стояла на кладбище, но в 1890 году была перенесена с соборного места.
22. Вниз, к источнику, расположенному на берегу реки, ведёт длинная лестница. На источнике устроена купель. В 2008-м времени не было, а в 2016-м я окунулся.
23. В западной части есть скит. Туда прохода для чужих нет. Церквушка Иконы Божией Матери Спорительница хлебов, теплица, огороды, сарайчики жилой дом. Построен в самом конце 20-го века для уединения и ведения хозяйства.
К 1918 году в монастыре было более 800 сестёр. Имелась богадельня, больница, приют для девочек-сирот, несколько скитов. В марте 1923 года обитель была закрыта и ликвидирована, все земли и угодья монастыря были переданы колхозу. В марте 1990 года в обители начала возрождаться монашеская жизнь. Наместник Оптиной пустыни архимандрит Евлогий (Смирнов) обратился к патриарху Московскому и всея Руси Пимену с ходатайством об открытии Шамординского монастыря. 3 мая 1990 года патриарх Пимен подписал указ о возобновлении монастыря. За 20 дней храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» был подготовлен к освящению, которое было совершено 27 мая 1990 года. В этот же день монахиня Рижского Свято-Троице-Сергиева монастыря Никона (Перетягина) была возведена в сан игумении.
24. Вообще обстановка в монастыре доброжелательная. Хоть на входе и висит табличка с запретом фотографировать, никто косо на тебя не смотрит и замечаний не делает.
.
Путеводитель по монастырям в моём журнале
|
</> |