каюк


Каюк — это плоскодонное судно с очень низкими бортами не более 2 фут. от днища, напоминает по виду утюгообразный плот с низкими бортами, имеет одинаковые очертания с кормы и носа. Строится из брусьев толщиною в полфута, длиною до сажени, он скрепляется между стыками скобами железными и в шпунт по длине. Такое скрепление делает каюк очень непрочным, на плыву он по длине легко переламывается; низкие борта его наставляются, чаще на фут, вязками вроде фашин камыша или хвороста. Изнутри по швам такой каюк тщательно конопатится; материалом для этого служит или хлопок, или кисти камышевого цвета. Такие каюки строятся грузоподъемностью до 2000 пуд. Каюк вверх по течению тянется на лямке, а если есть попутный ветер, то идет и под низким прямым парусом, а в большое мелководье отпихивается шестами. Вниз по течению каюк несется течением и управляется шестами; команды на большом каюке до 17 человек. Вверх по течению каюк идет очень долго; от Чарджуя до Термеза до 2-х месяцев. Часто каюки на сильном течении гибнут, и всегда подмачивают груз, вследствие низкобортности своей: со всем этим отправители мирятся за неимением других перевозочных средств. Один из команды на каюке играет роль лоцмана, или дарги (по-хивински), он и торгуется за плату на перевозимый груз и ему платят деньги, он же и управляет каюком и руководит в плавании.
До двух миллионов пудов частного груза пробегает по Амударье на каюках хивинских. Груз этот: зерно, хлопок, шерсть, каракуль, кожи, ковры, керосин, нефть, сушеные фрукты, чай, сахар, мануфактура, бакалея, пиво, вино, водка и разные шипучие напитки, строительный материал и т. п.; все это идет на хивинских каюках.

В. И. Третеский. Аму-Дарья и ее флотилия / Составил полковник В. И. Третеский. — Чарджуй: тип. Х. М. Баранова, 1906.
наверное, это то же каюк.

Речка Мерируд в окресностях Мешедесера в Мазандаранской провинции.
на лодке стоят неск. лошадей + люди.
увидела у RUS_TURK
|
</> |