Катерина Мурашова
ru_psiholog — 07.02.2020 Добрый день, уважаемые сообщники.У меня возникла идея новой рубрики.
Сначала я хотела обозначить её как "педагогический клуб" или "педагогический четверг" (по аналогии с "соционическими средами" и "кино-литературными понедельниками"), но потом поняла, что человек, о котором я хочу написать, гораздо больше интересен мне своей личностью и мировоззрением, чем педагогическими взглядами.
Так что ближе всего к содержанию этой рубрики подошло бы название типа "Психологи и их теории/книги/идеи" (предлагайте свои варианты). Предыдущий пост на эту тему был посвящён книге Андрея Курпатова «Красная таблетка. Посмотри правде в глаза!», а в следующем запланировано рассмотреть две книги юнгианского аналитика Джин Шинода Болен "Боги в каждом мужчине: архетипы, управляющие жизнью мужчин" и "Богини в каждой женщине".
А пока вернёмся к нашей сегодняшней героине:
Катерина Мурашова почти 30 лет работает в детской районной поликлинике на окраине Санкт-Петербурга, к ней на приём приходят уже поколениями - выросшие дети приводят своих детей.
Она пишет книги и называет себя рассказчиком историй: по её убеждению, психологические знания, идеи, модели лучше всего воспринимаются, усваиваются и запоминаются в форме историй.
По первому образованию Мурашова биолог, что наложило яркий отпечаток на её воззрения. По её словам, она работает в естественнонаучной парадигме.
В последнее время Катерина Мурашова очень много выступает публично, в сети легко найти записи её лекций и интервью.
Для знакомства, на мой взгляд, подойдут два ролика на тему мифов о воспитании.
В первом видеоролике тема изложена коротко и сжато:
Во втором (только аудиозапись) она рассказывает о том же гораздо более развёрнуто и увлекательно:
Ниже я в тезисах изложу, о чём она чаще всего говорит в своих выступлениях.
Не существует одного правильного метода воспитания.
Работа психолога заключается в том, чтобы показать клиенту ещё несколько граней ситуации помимо тех, что он видит.
Маленькие дети - это маленькие зверюшки. Их поведением в основном руководят биологические программы. Процесс очеловечивания продолжается всю жизнь, и, если повезёт, то умираем мы людьми )
Из трёх всем известных кризисов - "кризис трёх лет", подростковый кризис и экзистенциальный кризис, больше известный как кризис среднего возраста - существует только один: экзистенциальный. "Кризиса трёх лет" не существует - это невроз, вызванный тем, что родители не проставили твёрдые границы; подростковый кризис создаётся искусственно.
Распространённая ошибка родителей заключается в том, что они начинают действовать раньше, чем они сами решили, что им лично удобней. Столкнувшись с проблемой, родителю нужно сначала понять, чего он на самом деле хочет, и принять решение. Затем сообщить об этом ребёнку и дальше делать ровно то, что сказал.
Верные способы невротизировать ребёнка:
Худший из них - назначить ребёнка "смыслом и целью жизни". Это невыносимая ноша для ребёнка.
К ребёнку нужно относиться как к равной мне, родителю, личности.
Сюда же идеи о том, что с ребёнком нужно "дружить" и с ним нужно "договариваться". Это создаёт у ребёнка иллюзии, которые неизбежно будут разрушены. Дружить и договариваться можно только из равных позиций.
Менее (но всё ещё) невротизирующие подходы:
Детям нужно уделять много времени: постоянно чем-то занимать, развивать, на худой конец развлекать.
Детям нужно всё объяснять.
Младенцы рождаются с огромным потенциалом адаптации к тем условиям, в которых им предстоит жить. Главный принцип "правильного родительства" - встроить ребёнка в свою жизнь, а не выстраивать жизнь вокруг ребёнка. Подстраивается ребёнок, а не родители.
Дети приходят в мир, не зная ничего о том, как он устроен. Обязанность родителей - объяснить ребёнку, в какой мир он попал: какие тут существуют правила, границы, возможности и запреты. Правила могут быть какими угодно, но они должны быть твёрдыми и постоянными внутри семьи. Демократические игры родителей происходят на нервной системе ребёнка.
Наконец, на последней лекции Мурашова представила интересную концепцию кризиса воспитания как части глобального кризиса мировоззрения человека "европейской цивилизации", связанного с перестройкой иерархии ценностей.
На протяжении многих веков развития цивилизации место отдельного человека в этой иерархии находилось в самом низу.
Язычество:
Наверху иерархии - ГРУППА
Под ней - духи, прародители, боги
Ниже - семья, род
И в самом низу - особь
Монотеистическое общество:
БОГ
Король
Община, семья
особь
Эпоха Просвещения:
НАУКА, ИСКУССТВО, ЗНАНИЕ, СЛУЖЕНИЕ НАРОДУ
семья или группа
человек
Советское общество:
ИДЕЯ (можно выбирать)
партия и правительство
трудящийся человек
семья
Гуманистическое общество:
ЛИЧНОСТЬ
семья
всё остальное
В современном гуманистическом обществе человек наконец в полной мере осознал себя "венцом творения", "высшей ценностью", стал "мерой всех вещей".
Но очутившись на вершине иерархии, он оказался замкнут на самом себе и лишился смысла жизни. Идея служения чему-то большему, чем собственное Я, исчезнув, оставила на своём месте зияющую дыру, которую пока непонятно чем заполнить.
И воспитание неизбежно оказывается перед той же проблемой: поставив в центр "развитие личности ребёнка", мы лишаем это развитие цели, мотивации и в конечном итоге смысла.
Как выбираться из этого кризиса, пока непонятно.
|
</> |