Катастрофа при Экернфёрде

топ 100 блогов ezyk09197818.12.2021 Катастрофа при Экернфёрде
"Гейзер" пытается завести буксир на "Гефион"

У каждого флота есть своя Цусима - сражение, закончившееся полным разгромом, и в котором противник не понес ответных потерь. Не стал исключением и датский флот, проигравший с разгромным счетом битву при Эккернфёрде.


По итогам многолетних наполеоновских войн Дания лишалась Норвегии и о. Гельголанд, катастрофические потери понес и флот - На 1816 год в списках значились один блокшив – бывший линейный корабль «Принцесса Ловиса Августа», 60-пушечный линейный корабль «Феникс», 3 фрегата, 3 брига, 1 шхуна, 3 прама, 1 канонерская лодка, 82 гребных канонерских лодок и иолов и 1 малый куттер. Тем не менее, несмотря на тяжелое финансовое положение королевства, уже в 1815 г. была принята кораблестроительная программа, согласно которой флот должен был получить 6 линейных кораблей, 8 фрегатов, 8 корветов или бригов и 80 канонерских лодок. Дополнительная кораблестроительная программа 1830 г. взамен выбывающих из строя кораблей предусматривала постройку 8 фрегатов. Датские корабелы работали на совесть, новые корабли строились из отборного леса и хорошо держались в море.

Основными задачами датского флота на случай войны виделись обеспечение снабжения и защиты заморских владений, поддержка и снабжение приморских флангов армии и береговых крепостей, а также блокада неприятельской торговли. Однако нехватка личного состава серьезно сказывалась на боевой подготовке. Например, линейные корабли «Феникс» и «Денмарк» ни разу не бывали в плавании. Лишь в 1834 г. в море вышел линейный корабль «Дронниг Марие», причем до этого в последний раз датский линейный корабль отправлялся в поход в 1808 г., еще во время Наполеоновских войн. В лучшем случае, в ежегодную кампанию вступал корвет, на котором в море практиковались кадеты, да время от времени в Африку, Ост- и Вест-Индию взамен обветшавших высылались малые сторожевые суда. Лишь в 1845 г. дальнее плавание в ост-индийские владения совершил корвет «Галатея», а в 1830 и 1844 годах датские корабли действовали против пиратов в Алжире и Марокко совместно с французской эскадрой.

Катастрофа при Экернфёрде
Линейные корабли "Дроннинг Марие" и "Вальдемар" в Нюхольме

Пренебрежение боевой подготовкой не замедлило сказаться во время Первой Шлезвигской войны или Трехлетней войны, как ее называют в Дании. В кампанию 1848 г. датский флот действовал, в целом, удачно, обеспечивая блокаду побережья Пруссии и снабжение своих войск. В мае 1849 г. Дания планировала наступление на пруссаков и шлезвигцев, в рамках подготовки к которому флоту было поручено произвести «усиленную демонстрацию» у Эккернфёрде. Было известно, что для защиты города и порта пруссаки соорудили две береговые батареи – на северном и южном берегах залива Эккернфиорд, поэтому план главнокомандующего датской армией генерала фон Крога предусматривал их разрушение. Требовалось создать впечатление, что готовится высадка крупного десанта, чтобы отвлечь прусские и шлезвигские войска от направления главного удара.
Для операции были выделен отряд из новейшего 84-пушечного линейного корабля «Кристиан VIII», 48-пушечного фрегата «Гефион», колесных пароходов «Гекла» и «Гейзер» с 6 пушками каждый и трех яхт, на которых разместили десантную роту из 250 солдат. Пароходы буксировали яхты и должны были обеспечить маневрирование в заливе Эккернфиорд больших кораблей в случае штиля или противного ветра. Отряд возглавлял командир «Кристиана VIII» капитан-командор Фредерик Палудан.

Катастрофа при Экернфёрде
Корвет "Наяден"

Если бы описание битвы при Эккернфёрде появилось в художественной книге, то в адрес автора посыпались бы справедливые упреки в безудержном подыгрывании одной стороне. Но настоящая жизнь бывает богаче всякого вымысла, и игра в тот день действительно велась в одни ворота.

По плану для обеспечения внезапности высадку требовалось осуществить в ночь с 4 на 5 апреля, однако на море бушевал шторм, который сделал ее невозможной. Палудан не стал штормовать в открытом море, а решил переждать погоду на рейде Эккернфёрде. С точки зрения кораблевождения решение было разумным, но полностью лишило операцию элемента внезапности. За ночь морская болезнь совершенно доконала солдат, которые впервые в жизни вышли в море, поэтому Палудан отказался от высадки десанта, решив ограничиться разрушением батарей обстрелом корабельными орудиями.

Катастрофа при Экернфёрде
Сражение в самом разгаре, к «Кристиану VIII» направляется "Гекла"

В Чистый четверг, в 7.30 утра 5 апреля линкор и фрегат снялись с якорей и вошли в залив Эккернфиорд. На верках береговых батарей было всего 10 орудий, кроме того, ночью, после получения известий о появлении датской эскадры, в Эккернфёрде была спешно переброшена полевая батарея из 6 пушек.

Поначалу все шло хорошо. «Гефион» быстро привел к молчанию северную батарею, но внезапно усилившийся зюйд-ост развернул фрегат на якорях кормой к южной батарее, которая сразу же начала поражать его сильным анфиладным огнем. Капитан Майер вызвал «Гейзер», чтобы тот вновь развернул фрегат бортом к берегу. Пароход вошел в залив и подал буксирный конец, который был тут же перебит немецким ядром. Та же участь постигла второй и третий канаты, после чего немецкая бомба угодила в машину, повредив ее, а раскаленные осколки воспламенили подготовленные к подаче к пушкам пороховые картузы, взрывом которых убило командира «Гейзера», капитана Вульфа. С большим трудом «Гейзер» сумел выйти из-под обстрела и покинуть залив для исправления машины.


Видеорассказ о картине Кристиана Мёлстеда "Пожар на «Кристиане VIII», которая хранится в Музее Южной Ютландии

Теперь уже и линкор начал страдать от огня южной батареи (бой велся на дистанциях, не превышавших двухсот-трехсот метров) и Палудан флажным сигналом вызвал «Геклу», чтобы та взяла «Кристиана VIII» на буксир. Но ядро, метко пущенное с ожившей северной батареи, перебило баллер руля «Геклы» и последнему оставшемуся в строю пароходу пришлось искать спасения в море.

Катастрофа при Экернфёрде
Гибель «Кристиана VIII»

Дальнейший бой уже более походил на расстрел. После безуспешной попытки отойти на верпах в ходе объявленного перемирия, крепчающий норд-ост вынес датские корабли на мель и, в конце концов, они сдались. В вечерней перестрелке прусский брандскугель поджег фор-марс линейного корабля и горящие обломки, упав на палубу, вызвали многочисленные очаги возгорания. Пока на берег со спустившего флаг линкора свозили команду, потушенный было огонь разгорелся с новой силой, пламя добралось до крюйт-камеры и «Кристиан VIII» с ужасным грохотом взлетел на воздух. Всего датчане потеряли 134 человека убитыми, 38 ранеными и 936 пленными. Потери противоположной стороны составили 4 убитых и 18 раненых и еще четверо эккернфёрдцев, собравшихся поглазеть на невиданное доселе зрелище, были убиты на берегу разлетевшимися обломками линкора.

Катастрофа при Экернфёрде
«Кристиан VIII» взлетает на воздух

5 апреля 1848 г. стало черным днем датского флота. Линейный корабль и фрегат сделали более шести тысяч выстрелов с ничтожным результатом в два подбитых орудия. Причем одну пушку пруссаки исправили и вновь ввели в бой. В отечественной литературе часто упоминается, что успех пруссакам принесло использование бомбических пушек. Действительно, на береговых батареях было два таких трофейных датских орудия, которые были впервые использованы в бою. Однако бомбы скоро закончились, и пруссаки во время сражения вели огонь калеными ядрами и брандскугелями.

Катастрофа при Экернфёрде 92023_images_billed_2010_okt_billeder_object397772.jpeg
Эккернфёрдцы собирают нужные вещи, оставшиеся от «Кристиана VIII»

Когда улеглись страсти, пришло время для трезвого анализа. Основной причиной разгрома, помимо крайне неудачных решений Палудана, была погода - ветер, достигший силы шторма, прижал датские корабли к берегу. В этой связи датскому флоту были нужны новые корабли основных классов, рассчитанные на установку машин. И корабелы взялись за работу: в 1850 г. вспомогательные машины были установлены на 84-пушечном линейном корабле «Шёль» и 44-пушечном фрегате «Турденшёль». 14-пушечный корвет «Тор», первый винтовой корабль датского флота специальной постройки, вошел в строй уже в 1851 г., а начиная с 1856 г. флот пополнился тремя 42-пушечными винтовыми фрегатами типа «Нильс Юэль». Новые корабли имели отменную мореходность и одинаково хорошо ходили под парусами и машиной.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
лист Шарикова или цена диктатуры Казахстан обязан признать Крым российским Признать русский вторым государственным языком Вернуть кириллицу Выгнать неугодные Кремлю НКО Не трогать русские школы Внятная братская внутренняя политика (?) Некоторые добавляют к этому признание автономии ...
Выпал снег. Побежала к окну, чтобы запечатлеть "для истории"... 1. И вспомнила, что год назад всё выглядело совсем иначе. Этот же самый куст 13 октября 2014 года: http://luvida.livejournal.com/1011049.html 2. ...
...
Какие фактические данные лежат в основе контроля артериального давления? ДОКТОР СО СРЕДНЕГО ЗАПАДА Краткий обзор истории: Повышенное кровяное давление (гипертония) становится все более распространенным заболеванием, и с каждым десятилетием его диагностируют у все большего ...
Gender-neutral Chromium code Хромиум (опенсорсная база Хрома) добавил в свое руководство по стилю для участников проекта советы по борьбе с гендерным языком в коде и ...