рейтинг блогов

Катастрофа на Замбези

топ 100 блогов antinormanist25.12.2020
Хотя Мозамбикский фронт и был самых спокойным из трёх фронтов Заморской войны Португалии, именно на нём произошёл инцидент с самыми большими единовременными потерями португальских вооружённых сил за все 14 лет войны. И, как часто и бывает в подобных случаях, вина противника в данном происшествии не доказана.

Эта история случилась в июне 1969 года. Из столицы провинции Лоренсу-Маркиш выступила колонна из 30 армейских грузовиков "Мерседес-Унимог" под командованием альфереса милиции Оскара Розариу.
Катастрофа на Замбези

Альферес – это самое младшее офицерское звание в португальской армии, ко времени Заморской войны оно кадровым военным уже не присваивалось, выпускники военной академии сразу получали звание лейтенанта. Во время Заморской войны альферес милиции – это обычно местный поселенец или выпускник университета, заключивший двухлетний контракт на службу в армии. Собственно, у выпускников португальских ВУЗов во время войны выбор был невелик – либо идти служить обычным призывником два года, либо вот так вот "добровольно" послужить младшим офицером те же два года.

В составе колонны были сержант, фурриэль, 10 капралов и 137 рядовых из различных воинских частей – их объединяло то, что они умели водить машины и по прибытию в Мозамбик прошли краткосрочные курсы обучения умению управлять и обслуживать бронемашины. Колонна направлялась в Вила-Кабрал, столицу северо-западного дистрикта Ньяса, один из основных центров активности повстанцев ФРЕЛИМО. Военные должны были заменить экипажи двух взводов броневиков "Дэймлер", чей срок службы подошёл к концу.
Катастрофа на Замбези

Дорога после недавнего окончания сезона дождей была в плохом состоянии, так что продвигалась колонна медленно. 15 июля колонна достигла деревни Шупанга – также известной как Лазердония, место, где во время 2-й экспедиции Ливингстона умерла и была похоронена его жена Мэри.

Шупанга лежит на южном (правом) берегу одной из великих рек Африки, Замбези. В те времена, когда уже была построена первая из двух великих ГЭС, Кариба, но ещё более крупная Кабора-Басса ещё строилась, река широко разливалась на несколько километров в ширину, будучи серьёзной преградой.
Катастрофа на Замбези

В Шупанге находилась одна из главных переправ через Замбези, но тут выяснилось, что оба обслуживающие его парома ремонтируются.

Так что в Шупанге колонне пришлось задержаться почти на неделю. За это время в деревне скопилось и большое количество дальнобойщиков, направлявшихся на север. Днём 21 июля большой паром "Сан-Мартинью" был готов к переправе. По всем стандартам, для перевозки такой большой армейской колонны требовалось пара рейсов, что означало, что сегодня смогут переправиться только военные – у армейцев во время Заморской войны был приоритет в использовании любых переправ и мостов перед гражданскими.

Дальнобойщики обратились к альфересу Розариу, не могли ли его подчинённые переправиться за один раз. Розариу переговорил с владельцем парома, разбогатевшим местикуш (мулатом) Амансиу Педрейрой – тот ответил, что это вполне возможно. И все три десятка грузовиков загнали на палубу парома, так что свободного места не осталось. Грузовики стояли так плотно, что нельзя было открыть двери.
Катастрофа на Замбези

В 16:00 в субботу 21 июля 1969 года паром "Сан-Мартинью" отплыл из Шупанги, переправа обычно занимала чуть более часа. Сначала всё шло нормально, но позднее ветер поднял заметную волну, волны стали захлёстывать в поплавки катамарана, осадка уменьшалась и вскоре у солдат на палубе уже были промокли ноги. Часть солдат начали вычерпывать воду из поплавков вёдрами, но это не сильно помогало.

Альферес Розариу на носу советовался с судовладельцем Педрейрой. Тот отдал рулевому в переговорное устройство приказ срочно поворачивать к левому берегу, до которого было уже не так далеко. Но рулевой так резко переложил руль, что паром сильно накренился, вода хлынула в один из поплавков. Не закреплённые на палубе машины стали скатываться на борт, ещё больше увеличивая крен. Капрал Маприл Перейра, который каким-то чудом смог выбраться из кабины грузовика, успел заметить альфереса Розариу, пытавшегося остановить начинавшуюся панику, крича: "Успокойтесь! Успокойтесь! Никто не погибнет!"

А затем, в 16:57 "Сан-Мартинью" перевернулся и затонул. Десятки военных оказались в водах реки с сильным течением, полной крокодилов. Хватались за всё, что под руку подвернётся – доски, чемоданы, бочки, одного солдата спасла гитара – и пытались добраться до берега. На помощь пришли жившие на островке на Замбези 4 местных рыбака – братья Кампира. Они со своей пироги подобрали 19 человек, ещё пара десятков сами выплыли к их островку. Чтобы спасти промокших людей от холода зимней ночи – температура в этих краях в июне ночами падает до 8-10 градусов – братья Кампира разобрали несколько своих сараев и развели костёр.
Катастрофа на Замбези

С первыми лучами рассвета один из братьев с парой выживших переправился на левый берег и добрался до поселения Мопея, где находился ближайший португальский гарнизон – два взвода 1798-й кавалерийской роты под командованием альфереса милиции Антониу Моура. Он немедленно поднял тревогу, с ближайшего аэродрома в Мутарара, в сотне километров от места трагедии, немедленно прилетела пара "Алуэттов", которые смогли спасти ещё 6 португальских военных, цеплявшихся за ветки деревьев в потоке. Всего выжили 54 человека.

101 военный и 5 членов экипажа, включая альфереса Розариу и судовладельца Педрейру, погибли. Многие просто не успели выбраться из кабин грузовиков – когда месяц спустя из Шинде пригнали плавучий кран и смогли поднять со дна Замбези грузовики, в кабине каждого из них было по 2-3 тела. Крокодилы большой активности не проявили – альферес Моура вспоминает, что из всех виденных им тел "только в одном случае уши были отъедены крокодилом". Но с десяток тел в итоге не нашли – так что может, их и съели крокодилы.

Братья Кампира были награждены серебряными медалями "За выдающиеся заслуги", а жители Лоренсу-Маркиша собрали деньги, чтобы купить им сборные домики.

Хотя некоторые из переживших катастрофу до сих пор уверены, что гибель "Сан-Мартинью" была результатом диверсии ФРЕЛИМО (тело судовладельца Педрейры не смогли уверенно опознать), никаких иных доказательств этому нет. Да и сама ФРЕЛИМО никогда не числила катастрофу на Замбези в числе своих успехов.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Судя, по их поведению. Даже в метро многие перестали носить маски, ну и, разумеется, в магазинах, включая сетевые, где правильно надетая маска (и вообще надетая) - давным-давно исключение из правил. И это в Москве, я уж не говорю о провинции, где все давно про этот ковид забыли, равно как ...
...и вообще никаких не читайте! И всё равно не поможет! Проблема любой попытки уйти от реальности заканчивается тем, что затем ты эту реальность кушаешь несколькими ложками сразу. Газеты можно не читать. Радио не слушать. На большом экране включать только старое голливудское кино. ...
БМД-4М официально не приняты на вооружение и находятся в десантных войсках на опытной эксплуатации. Не буду, здесь обсуждать тактические аспекты применения машин (а в нынешнем виде - это по сути лёгкие танки) и необходимость наличия данной техники в армии, напишу только о технических особ ...
Фильм из Донбасса Как я посмотрел отверженный фильм от отверженных, который априори растопчет и Запад, и российский официоз, и Украина; настоящее искусство, абсолютно беззащитное в своей гениальности – и понимающее свою обреченность. Его сожгут все вместе - демократы, нацисты и ...
Раз уж сегодня негласный день ненависти, внесу и я свои пять копеек. Все было ...