Катастрофа на пути к сверхзвуковому барьеру
ljfun — 17.05.2014Во времена СССР, как известно, государство не любило придавать огласке техногенные катастрофы, и всячески стремилось скрыть сам факт произошедшего ЧП либо минимизировать освещение в прессе его последствий. В условиях тотального контроля над СМИ и закрытости от мира советского общества это было вполне выполнимой задачей.
Однако то, что произошло 3 июля 1973 года с новейшим сверхзвуковым лайнером Ту-144, скрыть было невозможно — самолет потерпел крушение на международном авиакосмическом салоне во французском Ле-Бурже, на глазах у сотен тысяч зрителей.
Тушка, разработанная в конце 60-х, была первым в истории пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер — вопреки расхожему мнению, он это сделал раньше своего западного конкурента, французского «Конкорда».
Машина должна была продемонстрировать и советскому народу, и всему миру, что СССР умеет создавать уникальные технологии не только для армии и космоса, но и для гражданской сферы, так сказать, «для простых людей». Сверхзвуковой «Туполев» был машиной-красавцем - футуристический, острый как ракета его корпус завораживал, самолет был эстетически совершенен. Но вот с технической стороны все было не так замечательно: как и всякая принципиально новая разработка, Ту-144 имел массу недоделок в конструкции, которые устранялись прямо по ходу испытаний.
К 1973 году самолет сочли вполне годным для того, чтобы показать в действии западной публике. О том, что случилось с тушкой во время выполнения полета 3 июля, о причинах страшной катастрофы, единого мнения нет. Ту-144, совершив ряд маневров в воздухе, вошел в пике. Экипаж пытался вывести машину из пикирования, но из-за страшных перегрузок лайнер развалился в воздухе на глазах у трехсот тысяч посетителей авиавыставки.
Обломки разбросало на территории длиной в километр, часть из них упала на близлежащий городок Гуссенвиль, разрушив там пять домов и еще повредив двадцать строений.
Помимо 6 членов экипажа погибли 8 человек на земле, в том числе 3 ребенка. 25 человек получили ранения.
В ходе расследования выяснилось, что основной речевой самописец не был включен перед полетом, а аварийный самописец, так же как и другие регистраторы (пресловутые «черные ящики») были уничтожены в момент крушения. На основании изучения обломков лайнера, комиссия пришла к выводу, что все его системы работали исправно, и было неясно, почему же «Туполев» вошел в смертельное пике.
В качестве версии называлась попытка экипажа уклониться от столкновения с французским истребителем «Мираж», который поднялся в воздух, чтобы сфотографировать Ту-144 в полете. Хотя «Мираж» был на безопасном расстоянии от лайнера и никакой, даже теоретической, опасности столкновения не было, само появление французского истребителя могло стать для экипажа неожиданностью и, совершая неудачный маневр, советские пилоты могли свалить «Туполев» в пике. Впрочем, учитывая опытность экипажа, эта версия представляется спорной.
Другая версия заключается в том, что один из летчиков, используя в кабине любительскую кинокамеру (камера в кабине действительно была), выронил ее из рук, она сместила и заблокировала штурвальную колонку - в результате Ту-144 выполнил маневр в запредельном режиме и разрушился.
Все эти версии являются слабыми, и официально причина катастрофы Ту-144 считается до сих пор неустановленной.
Так или иначе, гибель Ту-144, повлекшая значительные разрушения на земле, стала одним из самых крупных страховых случаев в истории отечественной авиации.
Только Министерству авиационной промышленности СССР «Ингосстрах» выплатил пять миллионов рублей, значительные выплаты были сделаны и французской стороне. В музее страхования «Ингосстраха», что на Пятницкой улице, есть отдельная экспозиция, посвященная истории катастрофы Ту-144, последствия которой расхлебывал «Ингосстрах». (Музей, надо сказать, достойный – там есть на что посмотреть и кроме тушки. Тем более что в рамках акции «Ночь музеев», которая начнется вечером 17 мая, его можно посетить бесплатно. Если я не ошибаюсь, двери открыты с 19 часов).
…Кстати, сам лайнер Ту-144 в 1977 году все же был введен в эксплуатацию, правда, совсем на короткий срок — до 1978-го, после чего история советской сверхзвуковой авиации закончилась. Грустно…
|
</> |