Кастовая Индия - идеальная модель демократии
maxim_akimov — 24.02.2018Давно я не писал в этот блог, а так много есть
информации, которой охота поделиться. Ведь пока весь мир продолжает
с увлечением следить за тем, как демократические повстанцы ведут
нелёгкую борьбу с диктаторскими асадовским режимом, есть страны,
которые успешно вписались в рынок и активно строят динамичную
капиталистическую экономику, и, главное – никаких проблем с
демократией у них не возникает!
Взять хотя бы Индию – сказка наяву, а не страна! Во всяком случае
сейчас она такою стала. Нынче это седьмая экономика мира по ВВП.
Глядя на рост её производства (в том числе в высокотехнологичных
сферах) большинство стран обзавидоваться могут. А ведь ещё не так
давно, в ту эпоху, когда надо всеми довлело вмешательство советских
догм и экономических моделей, Индия плелась где-то в хвосте,
занимая почётное надцатое место. Сейчас иная картина – достижения
по всем фронтам, причём кастовую систему больше не трогают, не
пинают её понапрасну, не стремятся придать анафеме, более того,
оказалось, что современный продвинутый капитализм и кастовая
система буквально созданы друг для друга!
Ох, сколько тут любопытного, как превосходно и мило касты вписались
в рынок, кто бы мог подумать!
Немало наших соотечественников, русскоязычных туристов, ежегодно
бывают в Индии, но немногие из нас знают, что в сей
замечательно-древней стране до сих пор есть люди, которых могут
подвергнуть унизительной экзекуции только за то, что они
приблизились к какому-то представителю высшей касты, или выпили
воды из общего колодца.
Такие дела царят в глухих деревнях, а что же можно найти в
мегаполисах, прекрасно вписавшихся в мировой рынок, в тех
мегаполисах, куда рекой текут западные инвестиции, проходят
бизнес-форумы и семинары, строятся по-настоящему современные
производства?
Здесь, во имя сохранения незыблемости каст, трудится гений
капитализма (да-да, тот самый рынок, который сам себя
отрегулирует). Итак, чего ж он нарегулировал?
Как мы знаем, Индия справедливо гордится гигантами в области
информационных технологий вроде Infosys и Wipro. Однако весь сектор
ITBPO (информационные технологии и аутсорсинг бизнес-процессов) в
Индии даёт работу, по разным оценкам, от 1 млн до 5 млн человек.
Это менее 1% рабочих мест. Рабочие места в ITBPO — практически
исключительно для немногочисленных хорошо образованных
представителей высших каст (прежде всего брахманы и вайшьи). А вот
«сфера услуг», до сих пор исключительно примитивная в Индии сфера,
её работники – уличные торговцы, охранники, уборщики и т. п. В этих
средневековых массовых профессиях заняты низшие касты.
Впечатляющий рост ВВП Индии в последнее десятилетие не изменил
структуры экономики. Две трети роста пришлось на финансовый сектор
и недвижимость (FIRE — finance, insurance, real estate). В итоге,
плодами экономического роста почти исключительно воспользовались
высококастовые элиты.
Приблизительно половина (и восемь из топ-10) из 101 индийского
миллиардера из списка Forbes принадлежит к одной касте — бания, в
основном из штатов Раджастан и Гуджарат. К этой касте относится
менее 1% населения Индии. Зато доля бания в национальном доходе —
24%.
Бания — каста из варны (сословия) торговцев — вайшьев. Вайшьи в
традиционном индуистском обществе — привилегированное сословие
«дваждырожденных» вместе с брахманами (духовенство и учителя) и
кшатриями (воины и правители). Ниже — шудра (крестьяне) и
находящиеся за пределами традиционного сословного деления
неприкасаемые — далиты.
Из оставшейся половины миллиардеров тоже много представителей
традиционных мощных торговых кланов, например парсов (потомки
зороастрийцев, бежавшие в Индию после вторжения ислама в Персию).
Миллиардеры-брахманы тоже встречаются, в основном они преуспели в
IT-секторе (кстати, брахманы и вайшьи контролируют практически все
СМИ в стране, судебная система и госслужба — традиционная
привилегия брахманов).
Неравенство в Индии растет, как и во всем мире: по данным
исследования Тома Пикетти и Люка Шанселя «Indian Income Inequality,
1922–2014: From British Raj to Billionaire Raj?», доля
национального дохода, приходящегося на 1% самых богатых, выросла в
2014 году до максимума с колониального 1922-го — 22%.
Положение же низших каст, мусульманского меньшинства и
170-миллионной группы неприкасаемых-далитов по-прежнему мало чем
отличается от средневекового. 70–80% далитов неграмотно, 90% —
безземельные крестьяне-батраки, тысячи из которых ежегодно кончают
жизнь самоубийством из-за долгов, тысячи становятся жертвами
насилия со стороны представителей более высоких каст за разные
«прегрешения» вроде попыток воспользоваться общественными
колодцами.
Но печальнее всего даже не это. Самое опасное состоит в том, что
касты фактически признаны на уровне закона. Формально Индия будто
бы борется с кастовыми предрассудками, но на деле касты лишь
укрепляются. Вот, скажем, есть в Индии закон, который будто бы
гарантирует представительство низших каст и племён во власти. Но,
понятное дело, что эти квоты ничтожны, так и прописан-то закон
таким образом, чтоб квотами не имели возможности воспользоваться
настоящие представители далитов. Как мы помним, многомиллионная
армия далитов неграмотна, а для занятия должностей существует
образовательный ценз, который к тому же нарочно завышен. И, в
результате все «тёплые» места давно присвоены лояльными системе
субкастами неприкасаемых, а те реальные люди, которые с рождения
находятся в униженном положении, так и остаются на чёрной окраине
жизни.
* * *
Вот такие любопытные дела царят в седьмой экономике мира,
обогнавшей Россию и успешно вписавшейся в рынок.
170 миллионов неприкасаемых (это больше, чем всё население России и
Белоруссии вместе взятых, больше чем население Западной Европы). И
никаких проблем с демократией! Более того, как я уже заметил,
кастовая система и капитализм оказались созданы друг для друга.
Экономический рост Индии ежегодно превышает 6 процентных пунктов, а
экономика постепенно становится всё более инновационной (да-да,
каким бы нелепым не выглядело это утверждение в глазах тех людей,
которые своими глазами видели жизнь в Индии).
Индия обогнала разного рода «суверенные демократии», сбросила
остатки «совка», по-настоящему встроилась в рынок и движется к
нормальному капитализму. Таким демократическим странам как Эстония,
Латвия, или Украина только мечтать приходится о той отлаженной
демократии и социальной системе. А ведь как было бы хорошо, коль
борцы против совковых пережитков, и в Прибалтике и на Украине,
добились-таки убедительной победы над ними, над пережитками «гнилой
морали», и установили такую систему, при которой страна идеально
вписывается в рынок и не имеет проблем с демократией.
Примером-то может служить не одна лишь Индия, нет, что вы! В той же
Британии, если глянуть на неё пристальней, до сих пор сохраняются
остатки (а может быть навечно окаменелые формы) сословного деления,
фактически напоминающего касты. Но много ли мы о них знаем? Хорошо
ли мы осведомлены о том главном, чего в самом деле нужно было бы
разглядывать сквозь самую прозрачную лупу? Мы целыми днями видим
картинки из «сражающейся за демократию» Сирии, которую до сих пор
подавляет кровавый Асад.
Хорошо хоть Украина немного отошла на второй план, поскольку там
почти победила демократия. Ах, почти, да не совсем! Вот если бы
ввели там нормальное кастовое деление, как в Индии – седьмой, по
успешности экономике мира, и объявили бы, что теперь незалэжное
общество будет разделено на три касты – высшую, (то есть касту
демократически-просветлённых, убеждённых, что США и ЕС – свет
истины, а «русский мир» – неприкасаемое зло); низшую касту –
сословие русскоязычных далитов (как в Латвии с Эстонией); ну, и
среднюю касту, которую ещё кое-как можно вписать в демократию и
капиталистический рынок. Вот тогда бы заколосилось, вот тогда бы
выстрелило! Вот это был бы уже не совок, это было бы далеко от
совка!
На Украине сейчас осталось наличного населения что-то около сорока
миллионов (по оптимистическим оценкам), ну, примерно 35 миллионов
было бы неприкасаемых. И никаких проблем с демократией, а в
производственной сфере – высокотехнологичные информационные
технологии и аутсорсинг, развитый сектор ITBPO и прочие
по-настоящему заманчивые перспективы.
* * *
Ну, а если серьёзно, то хочется порой обернуться назад и сказать –
Совок, спасибо что ты был у нас, и всё же сумел поломать что-то
самое подлое, самое низкое, самое чудовищное, то что через века
пробивается в людях и не даёт человеческому сознанию вырваться из
кастового мышления. Совок, спасибо, что ты создавал «красную
угрозу», которая нависала над миром, заставляя капиталистов и
демократов хоть немного бояться возможных последствий, давать
послабления рабочим и прочим слоям, извечно находящимся в
подчинении у «брахманов».
Совок, прости нас, прости нас идиотов, что мы не сумели сохранить
тебя, побороться за твоё будущее и встроить в новую жизнь, в новую
экономику твои идеи уравниловки, твои идеи социальных систем,
свободных от сословий, предрассудков и «естественного
неравенства».
Прости совок, ты был прав, совок, если не во всем, то в очень
многом. Оказалось, что даже грубая уравниловка – меньшее зло, чем
касты, гораздо меньшее зло.
Идеала на этом свете, к сожалению не бывает, но случается, что
людям удаётся достичь чего-то большего, чем жизнь во имя брюха и
тряпок.
* * *
А разговор об Индии, о Британии и о кастах – это большой и
серьёзный разговор. Нынче-то в мире семимильными шагами идёт
автоматизация производств, грядёт замена живых рабочих
роботизированной техникой, маячит эпоха так называемого
«суперкапитализма», когда труд человека не будет стоить почти
ничего, а капиталы будут иметь всё более решающее значение. В эту
эпоху количество «лишних людей» на планете, понятным образом, будет
становиться всё больше, власть корпораций будет всё более
диктаторской. И если не изменится фундаментальная этика, то Индия и
в самом деле может оказаться новой моделью общественного
устройства, применимой для других стран. Говорят же: новое – это
хорошо забытое старое. Это страшный сон.
Да, в самом деле – это кошмар наяву. Но в нашем-то прошлом, в
отличие от Индии, от Британии, от США, от прочих успешных стран,
был и советский эксперимент, в условиях которого капиталы были
обобществлены.
К сожалению, мы оказались слабаками, мы загубили этот уникальный
опыт, превратили его в банальность. Однако теперь, если захотим
двигаться дальше, обязаны будем начинать с незавидного старта и
двигаться по какой-то ещё более трудной траектории. А двигаться всё
равно придётся, история не стоит на месте, она крутит своё колесо,
и она любит тыкать мордой в грязь тех, кто не хочет учиться на её
уроках, учиться по-настоящему и думать своей головой.
Впрочем, на пути к возможности трезво мыслить, нынче жестоко стоит
стена, жестоко довлеет искусная система манипуляции сознанием,
выстроенная доминантным классом, которому так мешал советский
эксперимент. И вот, мы нет-нет, да и хлебнём «майданного чайку» и
прочих «перестроечных плюшек», которыми наелись когда были согласны
встроиться в западную модель даже на правах периферийной «низшей
касты», лишь бы только встроиться.
|
</> |