Картины, которые ничего не теряют в перевёрнутом виде

Даже самым опытным хранителям музеев порой бывает непросто разобраться в сложных лабиринтах художественного языка. Это подтверждают восемь случаев, когда произведения искусства были выставлены в перевёрнутом положении.
1. Пит Мондриан, "Нью-Йорк I" (1941)

Незадолго до своей кончины в 1944 году художник Пит Мондриан
работал над картиной в стиле абстракционизма под названием
«Нью-Йорк I». Эта картина представляла собой сложную сетку из
переплетающихся полос клейкой ленты красного, жёлтого, чёрного и
синего цвета. Художник мог менять их по своему желанию,
экспериментируя с различными рисунками.
Мондриан умер, не успев завершить свою работу. С тех пор «Нью-Йорк
I» можно увидеть на стенах различных музеев, правда, вверх
ногами.
Ошибка была выявлена только в 2022 году, когда появилась фотография мастерской Мондриана, сделанная через несколько дней после его смерти. На этой фотографии картина была запечатлена на мольберте в правильном положении.
Несмотря на это открытие, положение произведения искусства решили не менять, так как изменение ориентации могло бы повредить картине.
2. Поль Гоген, "Бретонская деревня в снегу" (1894)

В 1894 году французский художник Поль Гоген после нескольких лет, проведённых на Таити, отправился в Бретань. В этот период он написал свою знаменитую картину «Бретонская деревня в снегу».
По всей видимости, полотно является плодом воображения. Гоген приехал в Бретань в апреле, а к ноябрю уже вернулся в Париж. Маловероятно, чтобы он видел снег в то время.
После смерти Гогена в 1903 году эта работа была выставлена на аукцион на Таити. Однако во время торгов картину случайно разместили вверх ногами и ошибочно назвали «Ниагарский водопад».
Виктор Сегален, друг художника, приобрел картину за символическую цену. Перевернув ее, он с удивлением обнаружил, что на ней изображены бретонские дома, а не водопады. Позже картина «Бретонская деревня в снегу» была приобретена Музеем Орсе в Париже.
3. Марк Ротко, "Чёрное на коричневом" (1958)

В 1958 году известному американскому художнику-абстракционисту латвийского происхождения Ротко поступило предложение создать серию интерьерной живописи для ресторана «Четыре времени года» в небоскрёбе Сигрэм-билдинг в Нью-Йорке.
Изначально картина «Чёрное на коричневом» задумывалась художником как довольно лёгкое произведение искусства. Но затем он переосмыслил его, выполнив в тяжёлых тёмных тонах, из-за чего художнику пришлось отказаться от всей первоначальной серии. Вместо ресторана картину в 1970 году приобрела Современная галерея Тейт. Однако в день её передачи Ротко был обнаружен мёртвым в своей мастерской.
В галерее не могли определить, где верх, а где низ картины, поэтому повесили её горизонтально, ориентируясь на подпись художника с обратной стороны. Однако девять лет спустя хранители музея перевесили картину вертикально. В 1987 году они снова вернули её в горизонтальное положение, но затем остановились на первоначальном варианте. Именно в таком положении её можно видеть и сегодня.
4. Сальвадор Дали, "Четыре жены рыбаков в Кадакесе" (1928)

В 1994 году, спустя пять лет после смерти Сальвадора Дали, один из посетителей Галереи Хейворда в Лондоне обратил внимание на то, что картина «Четыре жены рыбаков в Кадакесе» висит вверх ногами.
Эту ошибку подтвердил Антони Пичот, директор Театра-музея Дали в Фигерасе. Он был близким другом художника и одним из немногих, кто видел эту работу, поскольку она хранилась в личной коллекции Дали до самой его смерти.
По словам Антони Пичота, Дали рассказал ему, что рисовал женщин такими, какими видел их из своего дома на пляже в Кадакесе, на побережье Коста-Брава. Дали считал, что они похожи на крабов, когда чинили сети, сидя лицом к морю и широко расставив ноги.
Ещё одна загадка заключается в том, почему в названии картины указано «четыре» жены, хотя на самом деле их всего три. Ана Беристайн, куратор Центра искусств королевы Софии в Мадриде, допускает, что это могла быть ошибка, и музей сейчас рассматривает возможность переименовать работу.
5. Ван Гог, "Длинная трава и бабочки" (1890)

В 1965 году одна 15-летняя школьница, бродившая по залам
Национальной галереи, обратила внимание на то, что картина Ван Гога
«Длинная трава и бабочки» висит вверх ногами. Она сообщила об этом
сотрудникам галереи, и ошибку исправили без каких-либо последствий
для картины.
Как выяснилось, картину на некоторое время снимали для фотосессии,
а по возвращении повесили неправильно. К счастью, она провисела
вверх ногами всего лишь четверть часа.
6. Анри Матисс, "Лодка" (1953)

«Лодка» французского художника Анри Матисса представляет собой
композицию из кусочков бумаги, вырезанных из окрашенных гуашью
листов. Она была написана в последние годы жизни художника.
В 1961 году «Лодка» вызвала небольшой ажиотаж, когда посетитель
Музея современного искусства в Нью-Йорке обратил внимание на то,
что она висит вверх ногами. Об этом сообщили арт-директору музея, и
работа была незамедлительно перевешена в правильное положение. В
неправильном виде она провисела 47 дней.
7. Джорджия О’Кифф, "Восточные маки" (1928)

Одна из самых известных работ американской художницы Джорджии
О'Кифф — картина «Восточные маки», написанная маслом в 1928 году.
Однако в течение 30 лет она висела в Художественном музее Вейсмана
в неправильном положении. Хотя предполагается, что картина должна
быть расположена горизонтально, её повесили вертикально.
Ошибка была обнаружена в 1986 году, когда директор музея Линдел
Кинг наткнулась на газету 1937 года со статьёй, посвящённой этой
картине. В статье была опубликована фотография самой работы, но в
правильно (горизонтальном) положении. Визит в музейный архив
подтвердил конфузную ситуацию.
8. О'Кифф, "Дерево Лоуренса"
Надо заметить, что ещё одна работа О'Кифф, "Дерево Лоуренса", также была выставлена в перевёрнутом виде в 1931 году и ещё раз в течение десяти лет, с 1979 по 1989 год.

P.S. Хозеп Аморос, "Филипп V, король Испании" (1700-е гг.)

В Музее Альмоди, расположенном недалеко от Валенсии, можно
увидеть портрет короля Филиппа V, который явно перевёрнут вверх
ногами. Однако, в отличие от других примеров в этой статье, это
было сделано намеренно.
В 1707 году, во время осады Шативы (в разгар Войны за испанское
наследство), король Испании отдал приказ сжечь город, изгнать его
жителей и казнить нескольких известных граждан. Через два года
город был восстановлен, и портрет короля, написанный местным
художником, со временем был вывешен в городском музее Альмоди.
Более двух столетий спустя, в 1940 году, тогдашний хранитель музея
перевернул картину вверх ногами в знак протеста против
бесчеловечного приказа двухсотлетней давности. С тех пор король
безмолвно несёт своё загробное покаяние.
***
«Эдуардыч, пиши ещё!»
Сбербанк
2202 2002 9654 1939
Мои книги на ЛитРес
https://www.litres.ru/author/sergey-cvetkov/
Вы можете заказать у меня книгу с автографом.
Заказы принимаю на мой мейл [email protected]
«Последняя война Российской империи» (описание)

Вышла в свет моя новая книга «Суворов». Буду рад новым читателям!

