Картины Эжена Делакруа на марках

26 апреля 1798 года родился Эжен Делакруа, полное имя – Фердинанд Виктор Эжен Делакруа (в Сен-Морисе, близ Парижа), французский живописец и график, предводитель романтического направления в европейской живописи.

Став в 1816 году учеником Школы изящных искусств, он без устали делал гипсовые слепки и рисовал с обнаженных натурщиков. Эти уроки помогли художнику в совершенстве освоить технику рисунка. Дебютировал Эжен Делакруа с картиной «Данте и Вергилий».



В Лувре он изучал работы старых мастеров. В то время там можно было увидеть немало полотен, захваченных во время Наполеоновских войн и ещё не возвращенных их владельцам.
Начинающего художника привлекали великие колористы – Рубенс, Веронезе и Тициан.
Английский художник Р.П. Бонингстоун познакомил Делакруа с английской акварелью и творчеством Шекспира и Байрона.
Но самое большое влияние на него оказал Теодор Жерико.


Настоящий успех Делакруа постиг в 1824 году, когда он показал в Салоне свою картину «Резня на Хиосе», хотя многие критики и обвинили его в чрезмерном натурализме.

Но главная цель была достигнута: молодой художник заявил о себе. Он создал картины на исторические сюжеты: «Казнь дожа Марино Фальеро», «Смерть Сарданапала», иллюстрации к произведениям В. Скотта; полотна «Битва при Пуатье» (1830), «Взятие крестоносцами Константинополя».
Помимо живописи, обращенной в прошлое, Делакруа рисовал современную ему Францию: портреты деятелей искусства, литераторов, создал ряд иллюстраций к трагедии Гёте «Фауст».
Волнения в Париже летом 1830 года явились темой для написания самого известного полотна Делакруа – «Свобода на баррикадах» («28 июля 1830»).

Мини-Блок Гвинеи 2013-12-23 на блоке картина "Свобода, ведущая народ"


Оно было выставлено уже через год после подавления парижского восстания.
В 1832 году художника включили в состав официальной дипломатической миссии, направленной с визитом в Марокко.
Отправляясь в это путешествие, Делакруа и подумать не мог, насколько сильно повлияет поездка на всё его дальнейшее творчество.
В Марокко он сделал сотни набросков, а в дальнейшем впечатления, полученные в этом путешествии, служили ему неисчерпаемым источником вдохновения.

Марка 1974-03-23г.в. Республики Сенегал с картиной Эжен Делакруа "Охота на тигра".

В 1834 году появились картины «Алжирские женщины», в 1854 – «Львиная охота в Марокко». В 1850-е годы его признание стало неоспоримым.
В 1851 году художника избрали в городской совет Парижа, в 1855 – наградили орденом Почетного легиона.
В том же году была организована персональная выставка Делакруа – в рамках Всемирной парижской выставки.
В последние годы жизни художник председательствовал в жюри всевозможных выставок и салонов. Скончался Фердинанд Виктор Эжен Делакруа 13 августа 1863 года в Париже.

Марокканец, седлающий коня —картина поступила в Эрмитаж из Музея Академии художеств в 1922 году. В своих алжирских и марокканских полотнах Делакруа искал не педантичную точность этнографии, не мелочное правдоподобие типов, одежды, обычаев, пейзажей — подлинной художественной правдой была для него та атмосфера свободолюбия, яркости и полноты жизни, которая поразила его в Африке после тусклой прозаичности буржуазной Франции.

Чтобы передать красоту жизни мужественных и гордых людей среди суровой вольной природы, художник не стремился к занимательности повествования — самый простой эпизод он умел наполнить высокой значительностью мысли. Именно таков «Марокканец, седлающий коня».
Энергичные созвучия контрастных цветов, сложные ритмы извилистых линий, напряженность движения и пластики, цельность силуэта, строгая простота пейзажного фона создают настроение волевой и романтически приподнятой динамики.
Эта сила чувства, свободная и порывистая живопись соединятся с уравновешенной ясностью построения. Дикий пустынный пейзаж, темное небо с грозовыми облаками, меч на переднем плане и чуткая настороженность коня придают сцене тревожное настроение.
В эрмитажном полотне прозаический эпизод трактован как нечто необычное, выходящее за рамки бытовой ситуации.

В статье использована марка из коллекции volynko "Живопись на марках"