Карпов: «Насилие не развесные карамельки – ровно не отвесишь»
eugenyshultz — 06.10.2012 На наших глазах родился совершенно самобытный герой, воплощение всех тех передряг, которые выпали на долю нашей страны. Странный и даже пугающий сплав зла и высшей справедливости. Я говорю о казалось бы, проходном герое «Глухаря» - начальнике криминальной милиции Карпове, который в общем-то должен был служить декорацией, окружающей жизнь следователя Глухарева, но благодаря прекрасной актерской работе Владислава Котлярского и задумкам сценаристов, вызвавший настолько серьезный интерес зрителя, что потребовалось продолжение истории этого героя - даже несмотря на казалось бы жирную точку в судьбе Карпова, поставленную в конце сериала «Глухарь». Так появился сериал «Карпов».Не буду рассказывать сюжет сериала. Те, кто его смотрят, знают все и без меня, а я просто хочу поговорить о Карпове и как о герое, и как о персонаже и о тех поистине философских мыслях, которые посещают меня при просмотре сериала.
В мировой литературе или кинематографе время от времени рождаются персонажи, которые по степени убедительности характера дают фору реальным людям. В Англии под пером Конан Дойля родился Шерлок Холмс, во Франции Сименон придумал инспектора Мегрэ. В России до сегодняшнего дня не было персонажа из области криминальных историй, который столь сильно бы заинтересовал широкие массы. Какие мы знаем серьезные литературные труды о преступлении? «Преступление и наказание» Достоевского. Но извините, уж слишком много там обсусоливаний, да и вообще к сожалению русская классика в русском народе читается не особо-то охотно:) Ну Акунин старательно вылепливал Эраста Фандорина…
Но все это герои либо слишком обычные и даже мелкие какие-то, либо уж слишком литературные. Нет в них жизни. А если жизнь и есть, то интереса к этой жизни не появляется. Все понятно, Раскольников мучается «Вошь он или право имеет». Старуху процентщицу не жалко ни разу. Фандорин тем временем, участвует в событиях настолько глобальных, что за их масштабом личность Фандорина вообще растворяется. Короче, пусть я буду самонадеян, но до сих пор в России не могли сделать героя-детектива такого масштаба, который бы породил возможность его героизации. Тут я говорю о герое не как человеке, который хорошие дела совершает и подвиги делает, а о герое в литературном смысле – главном действующем лице. Так вот есть мнение и не только мое, что Карпов – это очень перспективный герой. Пожалуй сравнимый с ним герой детективов - это Жеглов. Но почему-то историю Жеглова мы только подсмотрели краешком глаза в фильме "Место встречи изменить нельзя" и более никогда о нем не слышали...
Ведь что для героя важно? Он должен быть черно-белым. Почти картонным, но тем не менее, не примитивным. Российское восприятие литературы обладает очень странным обстоятельством: мы крайне легко воспринимаем иностранных героев - закрываем глаза на их очевидную картонность, но исключительно требовательны к своим героям. В России легко верят в проницательного всезнающего детектива Холмса, но с усмешкой наблюдают за майором Прониным, судьба которого – максимум стать героем анекдотов. Это отдельный вопрос, который я обсуждать сейчас не буду, но видится мне, что мы - мало зная о загранице наделяем ее представителей тем, что отрицаем в своих соотечественниках. Короче, русские легко воспримут однозначно хорошего или плохого иностранного героя, но сделай такого же российского и тут же наши зрители превратятся в Станиславского с его «Не верю». В общем, российский герой не может быть ни однозначно плохим, ни однозначно хорошим. Но и серым он быть не может – ибо не интересен такой герой, либо банально слишком сложен для массового восприятия. Потому – очень мало героев у нас.
А Карпов? Он ведь то резко плохой, то резко хороший. То воплощение зла, то воплощение справедливости. По крайней мере, так было в «Глухаре». А в «Карпове» герой неожиданно наделяется еще и внутренними переживаниями – тоже весьма условными на самом деле, но понятными многим людям и ставящими глубокие вопросы, которые адресованы не только к личности героя, но и к событиям в стране и к оценке всего нашего общества. Создатели сериала умело воссоздали реальные события и явления, происходящие в стране, обществе и милиции/полиции. Я не буду спорить за документальность, но все это выглядит крайне убедительно и не вызывает отторжения у зрителя либо излишней чернухой, либо излишним гламуром. Это вызывает доверие зрителя.
Карпов живет в своем мире – жестоком и несправедливом. Мир этот сломал некогда идеалистичного молодого опера и превратил в чудовище, у которого из всех положительных качеств осталось только желание справедливости (при этом очень личное ее понимание) и чувство братства к своим товарищам. Он вершит страшные преступления, но никогда не сделает только за деньги то, что ему не по нраву. Он сволочь. Но он же и герой, человек, на слово которого можно положиться. Это настоящий мужик – верный друг и страшный враг... Он жесток, но не бессмысленной жестокостью. Он предельно рационален. При этом постоянно на грани безумия, которое в один из дней настигает его и Карпов совершает бессмысленное преступление, за которое попадает в психушку. После психушки начинается новая жизнь Карпова. Но он не меняется. Он всего лишь сооружает в своем мозгу барьер между собой нынешним и собой прошлым. Изредка это т барьер прорывает, но Карпов после каждого срыва старательно заделывает образовавшуюся пробоину. Он ненавидит себя, но жаждет сделать хоть что-то полезное. А старая жизнь постоянно настигает его. Он меняется, но остается собой – Стасом Карповым, даже под влиянием сильнейших психотропных препаратов - все что они могут сломать у Карпова – это только его тело, которое для него, похоже, уже мало что значит. Главное – его железная воля и самоощущение справедливости.
Короче, не буду грузить - сейчас с увлечением смотрю сериал. К сериалу на самом деле есть и серьезные претензии, но главное – я жду каждую серию с огромным нетерпением. Считаю, что Карпов – готовый герой для выдающихся произведений кинематографа, которые не стыдно будет показать и на весь мир. Ведь в судьбе этого человека странным образом нашла отражение история новейшей России, без всякого морализаторства и высокопарных слов.
Карпов - ПРЕСТУПНИК. В буквальном понимании, т.е. он всегда готов переступить формальные законы, переступить черту. Но зритель, наблюдая за Карповым, частенько видит что это - единственный способ восстановить справедливость! А сколько мы видим это в повседневной жизни?... А ведь понятие справедливости для России - это на мой взгляд фундаментальная основа нашего мировозрения... Никогда в России не будет торжества закона, до тех пор пока закон несправедлив. Нам в корне чуждо западное понимание закона, где закон - и есть якобы справедливость. Для России закон всегда будет лишь формальным отражением справедливости. И никак иначе! В этом наша великая сила и великая же беда, т.к. законы у нас еще очень долго будут глупы и несправедливы.
Владиславу Котлярскому мое огромное уважение! Я не знаю, специально он играет так, чтобы Карпов выглядел как-то искусственно, но одновременно крайне убедительно – или это случайность. Но лично я всегда ощущаю пугающий диссонанс между психофизикой Котлярского и Карпова – и это является дополнительным штрихом для героя. Такое ощущение, что он в маске, которую надел на него окружающий мир, а потом эта злая маска так приросла к лицу Карпова, что стала его сутью. Но там под маской – осталось многое светлое и доброе. В общем, мыслей много, поговорю еще об этом, когда сериал окончится. А пока, работа Котлярского заставила меня почитать книгу Станиславского «Работа актера над собой». И вот что я скажу: кроме известного «Верю!»:)… Редко кому из актеров удается выполнить СВЕРХЗАДАЧУ актера. И эта сверхзадача вовсе не в том, чтобы было интересно. Сверхзадача состоит в том, чтобы зритель начал думать и меняться вместе с актером. Так вот, на мой взгляд, Владислав Котлярский справился с этим очень успешно! Вдвойне удивительно то, что уж что-что, но формат сериала никак не предрасполагал к этому:) Но тем выше заслуга!