Кармическая рекурсия или Безконечный абсурд Сансары
kactaheda — 26.01.2016Сегодня в комментариях к посту с цитатами Ошо возник спор о карме - что все предопределено и ничего изменить нельзя. Очень удобная позиция получается, если ты "на вершине". А если не на вершине, а скажем мягко - "на дне"? Если ты уверен, что это карма у тебя такая - так ничего и делать не надо, просто страдать тихонечко себе дальше и
В программировании есть такое понятие, как рекурсия - когда внутри программы эта же программа вызывает сама себя. Таким образом получается практически безконечный цикл - в буддизме эта программа называется Сансара.
Рекурсия (от латинского recursio - возвращение) - это такой способ организации вычислительного процесса, при котором процедура или функция в ходе выполнения составляющих ее операторов обращается сама к себе.
Для того, чтобы такое обращение не было бесконечным, в тексте подпрограммы должно быть условие, по достижению которого дальнейшего обращения не происходит. таким образом, рекурсивное обращение может включаться только в одну из ветвей подпрограммы.
Совершая добро или зло по отношению к кому-то, мы по-сути являемся орудием в руках Кармы, почему же тогда меняется наша карма, приводя к тому, что кто-то совершит по отношению к нам добро или зло? Да и добро часто оказывается скрытым злом, проявляя себя со временем. Точно так же кажущееся сегодня злом назавтра оказывается скрытым добром. Мне по этому поводу нравится даосская притча:
У одного крестьянина была кобыла, его единственное богатство.
Однажды кобыла сбежала и, увидев это, соседи посочувствовали крестьянину: «Да, нелегко тебе придется, кобылы то больше нет!» На это крестьянин ответил: «Не знаю, хорошо это или плохо. Это - жизнь».
На следующий день кобыла возвратилась и привела с собой целый табун диких лошадей. «Как же тебе повезло, у тебя теперь целое состояние», – позавидовали соседи. А крестьянин твердил: «Не знаю, хорошо это или плохо. Это - жизнь».
Сын крестьянина захотел обуздать лошадей и оседлать одну из них. Но не тут-то было, лошадь его сбросила, и он стал на всю жизнь хромым. «Ой, какой ужас! - заволновались соседи. – Твой сын стал хромым!» А крестьянин все повторял: «Трудно сказать, хорошо это или плохо. Это - жизнь».
Вскоре началась война. Всех забрали в армию, кроме хромого сына крестьянина. «Нам, может быть, и не увидеть больше сыновей своих, - запричитали соседи. – Тебе же повезло, твоего сына не забрали в армию». И вновь крестьянин сказал: «Трудно сказать, хорошо это или плохо. Это - жизнь».
История продолжалась в этом духе с привлечением новых событий, но конец их был одинаков. Крестьянин продолжал твердить одно и то же: «Трудно сказать, хорошо это или плохо. Это - жизнь».
Или, как говорит Пелевин:
— Для тебя карма, — сказал он, — для меня дхарма, а на самом деле один хрен. Пустота. Да и ее на самом деле нету
Чапаев и пустота
А может в Сансаре просто есть скрытое условие выхода из этой безконечной рекурсии?
|
</> |