Карл Греческий
merkuiovv — 09.04.2021Эффектно уйти на пике успеха. Говорят, что многим творческим людям приходит в голову такая мысль. 1835 год. Главный шедевр великого Карла Брюллова «Последний день Помпеи» уже написан, получил всемирную известность, и уже в России. По свидетельствам современников, художник подумывал о том, чтобы больше не браться за кисть. Возможно, это была просто слабость или усталость от титанической работы. Кроме того, Карл Павлович начинает любимую игру современной молодёжи – «уклонение от получения повестки». А повеления, с требованием вернуться в Россию и предстать пред монаршьи очи, приходят с самого верха всё чаще и чаще. Как бы то ни было, в 1835 Брюллов принимает приглашение графа Владимира Петровича Давыдова отправиться в Малую Азию, Константинополь, Грецию. Может быть просто захотелось сменить обстановку, возможно общая любознательность и интерес ко всему новому сыграли роль, или надежда на то, что курьер с пакетом из Петербурга не найдёт в греческом захолустье. Кроме того, не забывайте, Греция в те годы страна с легендарным, романтическим ореолом. Колыбель античности, которая только что, после длительной и кровопролитной войны завоевала независимость. Место, притягивающее многих европейских интеллектуалов и деятелей культуры тех лет, начиная с самого лорда Байрона. Брюллов не был на 100% романтиком. Естественно он не мог избежать увлечения самым модным европейским течением современности, но «великий Карл» также уверенно чувствовал себя и как «классик».
И именно в Греции, после некоторого перерыва, последовавшего за окончанием «Последнего дня Помпеи» в Брюллове снова просыпается художник. Вы хорошо знакомы с «греческим» Брюлловым? Если да, то давайте перелистаем, если нет, то есть повод познакомиться.
Все эти произведения созданы в 1835 году, в технике сепии или акварели. Как я уже писал, Брюллова сложно причислить к «чистым» романтикам. Но эта серия повстанцев получилась абсолютно романтическая.
Кстати, именно в Греции Брюллов в первый раз обращается к «чистому» пейзажу. Всё, что было написано до этого в Италии – так или иначе оживлялось людским присутствием. Выходит, что греческая природа произвела на маэстро большее впечатление, чем итальянская?
Кстати, стоит рассказать об организаторе экспедиции, в которой участвовал Брюллов – Владимире Петровиче Давыдове, а точнее Орлове-Давыдове. По матери он приходился внуком Владимиру Григорьевичу Орлову – младшему из «екатерининских орлов», по отцу – двоюродным племянником знаменитого поэта-гусара Дениса Давыдова. Сам по себе – знакомый Гёте и очень хороший знакомый Вальтера Скотта, с которым состоял в переписке и даже перевёл на английский язык только что изданное «Слово о полку Игореве». Таким вот незаурядным человеком был начальник экспедиции Владимир Петрович Орлов-Давыдов. Естественно, вся эта затея осуществлялась за его счёт и имела цель издание в дальнейшем «Путевых заметок». Цель, кстати говоря, была достигнута.
А ещё, я бы обратил внимание на то, что Карл Брюллов был знаком с Вальтером Скоттом, как это сейчас модно говорить: «через одно рукопожатие». Ещё один штрих к довольно многогранной теме: Брюллов и романтизм.
Летом 1835 художник заболел, остался в Афинах и отстал от своих
товарищей по экспедиции. До того момента, когда ему всё-таки вручат
повестку (это произойдёт в Константинополе) с требованием явиться
на призывную комиссию, в Петербург остается совсем
недолго.
P.S. Я, как видите жив и даже уже прооперирован. Теперь остаётся просто лежать и заживать. Благодарю всех, кто беспокоился.
Кроме того, извещаю, что на другой платформе параллельно «идёт репортаж» о несколько иных аспектах жизни и творчества великого Карла
|
</> |