Каратели отдельного эстонского "взвода тяжёлых пулемётов".
warhistory — 04.06.2011Фотография из архива УФСБ РФ по Псковской области.
Командир "взвода тяжёлых пулемётов" Александр Пиигли.
Одним из примером того, что делали на Псковской земле эстонские подразделения, является дело командира взвода тяжелых пулеметов 37-го эстонского полицейского батальона Александра Пиигли.
На основании документов архива выяснилось, что Александр Пиигли в июне 1941 года добровольно вступил
в военно-фашистскую националистическую организацию "Омакайтсе" и служил там в должности командира взвода. Благодаря личной дружбе с Карлом Линнасом (начальником Тартуского концлагеря) принимал участие в расстрелах бывших советских служащих в города Тарту.
После этого вступил в ряды эстонского полицейского батальона охранной команды №41, получил обмундирование немецкого офицера, оружие и был назначен командиром взвода тяжелых пулеметов.
В апреле 1942 года взвод под командованием Пиигли был направлен в город Гдов Псковской области, в распоряжение немецкой полевой комендатуры №611.
Как выяснил корреспондент ИА REGNUM из сохранившегося в архиве приговора судебной коллегии по уголовным делам Псковского областного суда, в городе Гдове взвод Пиигли нес караульную и патрульную службу.
В мае 1942 года взвод прибыл в поселок Полна Гдовского района, в распоряжение Полновской немецкой комендатуры, где принял участие в карательных операциях. В приговоре судебной коллегии по уголовным делам Псковской области в отношении Александра Карловича Пиигли говорится:
"Пиигли и его подчиненные проводили аресты мирного населения, осуществляли охрану арестованных советских граждан, выезжали на операции против партизан, совершали массовые расстрелы советских граждан.
В поселке Полне были устроены места заключения, в которых содержалось большое количество советских граждан из числа коммунистов, комсомольцев, лиц, имевших связи с партизанами, их родственников и иных лиц, арестованных в качестве заложников. Эти граждане группами вывозились из поселка Полна и безжалостно уничтожались карателями.
Так, в июне 1942 года Пиигли, Юксаар, Вески, Лумистеи другие в 2-3 км южнее станции Ямм расстреляли пять советских граждан.
В июле 1942 года, Пиигли, Юксаар, Вески, Лумисте, Танг, Соэр, совместно с другими солдатами взвода, в ответ на диверсию советских партизан на железной дороге, вывезли из мест заключения в поселке Полна группу советских граждан в количестве 10 человек и расстреляли их у 70-го километра бывшей железной дороги Псков-Гдов, в районе станции Ямм. Пиигли руководил подчиненными ему карателями, выстраивал перед обреченными для расстрела, подавал команду стрелять, а после залпа из пистолета достреливал тех, которые подавали признаки жизни.
Следственный эксперимент.
А.Пиигли показывает место, на котором в 1942 году находилось здание Полновской тюрьмы.
В августе 1942 года Пиигли со своими подчиненными участвовал в расстреле у станции Замогилье 10 советских граждан, содержащихся в Полне в качестве заложников. Эти граждане со связанными руками были вывезены карателями на автомашине до станции Ямм, а затем поездом до станции Замогилье, где в 50-ти метрах от железнодорожной насыпи у деревянного строения они были расстреляны. Пиигли руководил доставкой обреченных к месту расстрела, выстраивал солдат, указывал, кто из них в кого должен стрелять, подавал команду, а потом из пистолета достреливал тех, кто еще не был убит.
Осенью 1942 года, Пиигли со своим взводом участвовал в расстреле за связь с партизанами большой группы советских граждан, численностью 25-30 человек. Этих граждан каратели в поселке Полна погрузили на крытые грузовые автомашины, вывезли в лес, разделили на две группы и поочередно расстреляли. У всех граждан, для затруднения побега предварительно за спиной были связаны руки. Пиигли руководил расстрелом, а после него лично из пистолета достреливал тех, кто подавал признаки жизни.
В конце 1942 года взвод Пиигли был переведен в город Псков и присоединен к 37 эстонскому полицейскому батальону. В начале 1943 года они были переведены на территорию Карамышевского района, где несли охранную и патрульную службу и неоднократно выезжали на карательные операции против советских партизан. С весны 1943 года по февраль 1944 года Пиигли и его взвод в составе 37 полицейского батальона участвовали в карательных операциях против партизан, в сожжении деревень и расстрелах мирного населения. Пиигли приказывал своим подчиненным поджигать деревни, расстреливать мирных граждан, проводить иные карательные действия. За проявленное усердие в борьбе с партизанами Пиигли был награжден немецким командованием железным крестом второй степени. После изгнания оккупантов из Псковской области, Пиигли продолжал службу в немецкой армии. В 20-ой эстонской дивизии СС, где командовал сначала взводом, а потом ротой. За доблесть в боях с Красной армией награжден железным крестом первой степени.
Останки советских людей, уничтоженных "взводом тяжёлых пулемётов", извлеченные из захоронения.
На судебном заседании Пиигли полностью признал себя виновным и рассказал об обстоятельствах совершения им преступлений. Виновность Пиигли, кроме его признания, полностью подтверждается имеющимися в деле документами, показаниями потерпевших, свидетелей, и другими доказательствами. Пиигли совершил особо опасное государственное преступление, длительное время руководил карательным подразделением, руководил расстрелом 54-59 советских граждан, лично достреливал раненых, участвовал в карательных операциях против партизан и мирного населения, активно участвовал в боях против частей Советской армии, длительное время скрывался от правосудия под вымышленной фамилией. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 300,301,309,315 УПК РСФСР, судебная коллегия по уголовным делам Псковского областного суда приговорила: Пиигли Александра Карловича признать виновным по пункту "а" статьи 64 УК РСФСР и подвергнуть его смертной казни с конфискацией имущества".
Представители правоохранительных органов, проводивших следственные действия по делу Пиигли, заявили корреспонденту ИА REGNUM, что не все преступления Александра Пиигли нашли отражение в уголовном деле и сам его взвод тяжелых пулеметов лейтенанта Пиигли был лишь небольшой частичкой в системе карательных мер, осуществляемой фашистами с участием эстонских карателей в Псковской области. Например, 37-й батальон состоял из пяти рот, и насчитывал в общей сложности более 700 человек: они сжигали деревни и проводили массовые расстрелы, и большинство из карателей все же смогло уйти от ответственности. Сменив, как и Александр Пиигли (арестованный и осужденный в 1971 году) имя, до сих пор проживают в Эстонии.
Перезахоронение останков советских людей, расстрелянных эстонским взводом "тяжёлых пулемётов".
.